Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 03:46, курсовая работа
Цель исследования – Ознакомится с последствиями влияния тинейджерской культуры на аудиторию.
Задачи исследования
-Систематизировать и обобщить, литературу о тинейджерской культуре
- Ознакомится с историей возникновения этого процесса
- Проследить проникновение тинейджерской культуры через СМИ
-Выявить и рассмотреть наиболее важные последствия влияния тинейджерской культуры на поведение молодёжной аудитории с точки зрения психологии массовой коммуникации.
Введение……………………………………...…………………………….…2
Глава 1. Тинейджерская культура…………………………………………..5
1.1 Понятие и основные черты ……………………………………………......5
1.2 История происхождения …………………………………..……………….8
Глава 2. Распространение тинейджерской культуры через СМИ и анализ последствий её влияния на аудиторию………………………………………11
2.1 Внедрение тинейджерской культуры в систему СМИ………………….11
2.2 Подмена культурных ценностей и асоциальное поведение молодежи,
как следствие влияния тинейджерской культуры…………………………..14
Заключение………………………………………………………………......22
Список литературы………………………………………………………….24
Приложение ..………………………………………………………………..26
Гарольд Лассуэлл сравнил СМИ со «шприцем для подкожных впрыскиваний» (имея в виду, что зрителям навязывают какое-то сообщение сомнительного характера, которое пробуждает в них все самое худшее).
Таким образом, тинейджерская культура проповедующая философию нигилизма, установки на легкий успех, развлечения, гламур, эротику, демонстрирующая эксцентричное поведение, нарушение норм общепринятой морали, становится превалирующим направлением в современных СМИ.
За последние десять лет в Российской Федерации структура средств массовой информации для молодежи тоже претерпела существенные изменения, как в тематическом, так и в количественном плане. С одной стороны, значительно выросло общее количество СМИ, ориентированных на молодого читателя. С другой – такой количественный рост, не подкрепленный кадровым потенциалом на фоне существовавшей политической и социально-экономической ситуации, привел к остро негативным последствиям в информационной среде.
В Российской Федерации зарегистрировано свыше 350 периодических изданий для молодежи. Суммарный тираж этих изданий составляет до 3 млн. экземпляров ежемесячно.
На современном российском рынке печатных СМИ для молодежи так же доминируют издания развлекательного характера (их совокупный ежемесячный тираж составляет до 75 процентов от тиража всех типов юношеских и молодежных изданий).
Во всем спектре юношеской и молодежной прессы слабо представлены издания обучающего и познавательного характера.
Говоря о современной
молодежной прессе России, Сагымбай Козыбаев,
профессор, д.и.н., президент Академии журналистики
Казахстана, отмечает: «В настоящее время
с сожалением приходится констатировать,
что на рынке прессы для молодежи безраздельно
властвуют российские или западные издания,
такие как «Cool», «Птюч», «YES», «Ровесник»,
«Молоток» и др., что еще раз наглядно подтверждает
глобализацию информационного рынка.
Подобные издания делают упор на развлекательную
информацию. Издания идут на поводу у аудитории
(которая предпочитает читать о музыке,
шоу-бизнесе, сексе, сплетнях), не стремятся
поднимать её культурный и образовательный
уровень. Огромный крен в молодежных СМИ
в сторону музыки, развлечений, моды, анекдотов,
приколов».
2.2
Подмена культурных
ценностей и асоциальное
поведение молодежи,
как следствие влияния
тинейджерской культуры
Как результат программной политики российских СМИ, направленной на активное привлечение молодежной аудитории, мы имеем уже сформировавшее отношение этой целевой группы к сценам насилия и агрессии на экране. 15,1% учащихся школ и 14,1% училищ, по данным исследовании Министерства образования, привлекают подобные сцены. В среднем треть всех опрошенных отметила, что сцены насилия вызывают у них противоречивые чувства (отчасти привлекают, отчасти нет). Если к не определившимся добавить почти 7% тех, кто затруднился ответить на этот вопрос, то группа молодежи со смутными чувствами по отношению к сценам насилия будет составлять 36 %.
Среди чувств, которые испытывают опрошенные во время просмотра сцен насилия, на втором месте по частоте после негативного отношения стоит ответ «все равно». Для 8,5% респондентов это нормально, интересно. Чувство сострадания испытывают только 5,6% опрошенных. Из развернутых ответов можно отметить такие высказывания, как «для современной молодежи это не ново», «опустошение», «депрессия», «агрессия», «спокойно, ведь это кино», «адреналин», «радость», «крутой фильм».
По результатам исследования тревогу вызывают социальные группы учащихся техникумов и еще более - училищ. В данной среде подрастает тип людей, для которых насилие становится обычным делом, отсутствие базовых духовных потребностей замещается потребностями в развлечениях, сексе и культе физической силы. В целом в молодежной среде экранные образы формируют культ сильной личности, авантюрной и полукриминальной. Образы людей добрых и справедливых занимают последние строчки в предпочтениях аудитории.
Согласно данным исследования, по многим позициям представления журналистов и СМИ об информационных потребностях подростковой и молодежной аудитории не совпадают с реальными интересами этой целевой группы и, таким образом, возникает явление «разорванной коммуникации». Журналисты недооценивают интерес молодых людей к познавательной и другой жизненно важной для их социализации информации.
Кроме того за последние десятилетия в России сильно изменилась картина чтения. Сегодня реальность такова, что чтение все чаще становится утилитарным средством получения данных, а еще чаще - попросту источником развлечения. Мы сталкиваемся с заметным упрощением текстов, ростом значимости для аудитории «легкого чтения». На современном российском рынке детско-юношеской периодики доминирует развлекательная пресса западного образца. Это 75% от тиража всех юношеских изданий.
Говоря о тинейджерских СМИ, нельзя не отметить новый журналистский стиль, который установился в этих средствах информации. Увеличение темпа жизни и скорости передачи информации обусловили подчеркнутую краткость, скороговорку, незавершенность речевых форм. Погоня за сверхоригинальностью, желание выделиться из потока информационных сообщений приводят к сознательному искажению слов, намеренным ошибкам. Это неизбежно откладывается в сознании молодого человека, чье языковое чутье еще только формируется. Можно назвать несколько причин формирования подобного стиля молодежных СМИ. Это и своеобразная форма протеста против давления авторитетов, воздействия, прессинга официального и регламентированного; и не всегда удачное языковое творчество, экспериментаторство, свойственное молодым; и низкий уровень профессиональных кадров, которые работают в молодежных СМИ; снижение уровня культуры в целом и речевой культуры в частности.
Телевидение – это одно из самых популярных средств массовой информации, оказывающее наибольшее влияние на становление ценностей, мировоззрения, на развитие личности. Если сравнивать особенности телевизионных трансляций за период с середины 80-х до настоящего времени, то список передач, обладающих в разные годы наиболее высоким рейтингом среди подростков, позволяет выделить характерные тенденции:
Анализ СМИ позволяет
1. отношения полов, секс и
2. молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки;
3. музыка, кино, жизнь звезд;
4. компьютерные игры и Интернет;
5. культивирование образа «крутого парня»;
6. спиртные напитки и наркотические вещества;
7. отношение к материнству (отцовству).
«Злобные
монстры и профессиональные
В журнале «Сооl» долгое время
существовала рубрика под
Причем важно не только, какую информацию о родителях преподносят тинейджерские СМИ, но и как они это делают. На жаргоне подростково-молодежной прессы родители именуются как «предки», «родаки», «шнурки», «черепа», что, по мнению психологов, также подрывает авторитет взрослого, поскольку презрительная лексика неизбежно влечет за собой презрительно-снисходительное отношение. Таким образом, у подростков девальвируются понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и подросток начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы.
Всеми тинейджерскими СМИ буквально эксплуатируются сексуально-эротические отношения. Особенно отличаются в этом смысле такие издания, как «Сооl», «Сооl girl», и целый ряд других изданий. Сексуальные темы вызывают наибольший интерес, поскольку формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов и в эфирах телепередач молодое поколение активно обсуждает проблемы свободного секса. Происходит преждевременное сексуальное развитие, семейные ценности признаются «устаревшими». Дети называются «обузой», которую не стоит торопиться на себя взваливать, поскольку отношения супругов и так скучны и монотонны. Подрастающему поколению навязывается новая идеология, новое мировоззрение, в котором дети - уже не благословение, а проклятие.
Тотальная информационно-
Супружество становится
В тинейджерских СМИ пропагандируется следующее постулаты: обогатиться, вкусно поесть, развлечься в ночных клубах, отдохнуть на Канарах, стать обладателем «Мерседеса» и т.д. Как известно, советские юноши и девушки выбирали иное. Они мечтали и стремились освоить профессии летчика, космонавта, врача, инженера, учителя и становились офицерами, физиками или лириками.
Деятельность тинейджерский СМИ, особенно телевидения, носит в российском обществе ярко выраженный деструктивный характер. Особенно это относится к информационным программам, молодежным программам, развлекательному телевиденью, подбору художественных фильмов, пропагандирующих насилие, стремление к наживе, бездуховность.
При всем изобилии тинейджерских СМИ, их многокрасочности, внешней привлекательности и кажущемся разнообразии молодежь не очень высоко оценивает их профессиональный уровень. Из 300 участников опроса2 «высоким» его назвали лишь 10,8% опрошенных, 40,9% оценили его как «средний» и примерно каждый третий (31,0%) считает их уровень «низким». Довольно много оказалось и тех, кто затруднился дать однозначный ответ (17,3%). 98% всех опрошенных являются постоянными потребителями тинейджерских СМИ, и при этом отдают особое предпочтение развлекательному телевиденью, телеканалам ТНТ, СТС и МТV.
Пропагандистскому воздействию тинейджерских СМИ подвергается огромная аудитория - приблизительно треть нашего общества, половина самого активного населения. Это та его часть, от которой зависит будущее страны, роль нашего государства в мире. Поэтому необратимыми могут оказаться последствия и тот урон, который наносится деятельностью многих современных СМИ, будущему российскому обществу.