Распространение тинейджерской культуры через СМИ и анализ последствий её влияния на аудиторию

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 03:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Ознакомится с последствиями влияния тинейджерской культуры на аудиторию.
Задачи исследования
-Систематизировать и обобщить, литературу о тинейджерской культуре
- Ознакомится с историей возникновения этого процесса
- Проследить проникновение тинейджерской культуры через СМИ
-Выявить и рассмотреть наиболее важные последствия влияния тинейджерской культуры на поведение молодёжной аудитории с точки зрения психологии массовой коммуникации.

Содержание

Введение……………………………………...…………………………….…2
Глава 1. Тинейджерская культура…………………………………………..5
1.1 Понятие и основные черты ……………………………………………......5
1.2 История происхождения …………………………………..……………….8
Глава 2. Распространение тинейджерской культуры через СМИ и анализ последствий её влияния на аудиторию………………………………………11
2.1 Внедрение тинейджерской культуры в систему СМИ………………….11
2.2 Подмена культурных ценностей и асоциальное поведение молодежи,
как следствие влияния тинейджерской культуры…………………………..14
Заключение………………………………………………………………......22
Список литературы………………………………………………………….24
Приложение ..………………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

 СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение……………………………………...…………………………….…2

 Глава   1. Тинейджерская культура…………………………………………..5

1.1 Понятие и  основные черты ……………………………………………......5

1.2 История происхождения …………………………………..……………….8

 Глава   2. Распространение тинейджерской культуры через СМИ и анализ последствий её влияния на аудиторию………………………………………11

2.1 Внедрение  тинейджерской культуры в систему  СМИ………………….11

2.2 Подмена культурных ценностей и асоциальное поведение молодежи,

как следствие влияния тинейджерской культуры…………………………..14

 Заключение………………………………………………………………......22

   Список  литературы………………………………………………………….24

   Приложение ..………………………………………………………………..26

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ВВЕДЕНИЕ  
 
 

        В наше время огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека оказывают средства массовой информации. Воздействия СМИ могут менять представление человека о мире и социальной реальности. Следует сказать, что нынешняя молодежь значительно отличается от молодежи 70-80-х г.г. и это отличие заключается в падении уровня культуры и образования, утрате стремления к духовному самосовершенствованию, верному служению своему народу. В массовом масштабе проявляется эгоизм, индивидуализм, стремление к обогащению любой ценой. Многие исследователи считают, что причиной этого могло послужить массовое распространение тинейджерской культуры в СМИ. 

        Актуальность  данного исследования, связана с необходимостью более глубокого и всесторонне изучить явления тинейджерской культуры, как элемента современной молодёжной культуры  так как это направление в психологии массовой коммуникации является новым и ещё недостаточно изучено.

        В современной ситуации особенно подверженными влиянию  тинейджерской культуры являются подростки, так как изначально тинейджерская  культура была ориентирована на эту  возрастную группу. Хотя сейчас можно говорить о проникновении тинейджерской культуры в более серьёзную журналистику. СМИ ориентирует ценностные представления на «американизацию» культуры. Пропаганда насилия и жестокости на телеэкране формирует асоциальное поведение. СМИ становятся самым распространенным досугом, что приводит к угрозе избыточного, всеядного потребления массовой культуры.

        В стремлении привлечь молодежную аудиторию СМИ использует ее современные установки на легкий успех, развлечения, гламур, эротику. Многочисленные игры и конкурсы («Дом-2», «Фабрика звезд», «Поцелуй на вылет», «Любовь с первого взгляда»), эксплуатирующие тему сексуальных увлечений, видоизменяясь, вновь и вновь появляются в СМИ.  

        Предмет исследования – тинейджерская культура как неотъемлемый атрибут современных молодёжных СМИ; структура тинейджерского медиатекста в парадигме национальной системы ценностей. 

        Объект  исследования – СМИ как инструмент воздействия тинейджерской культуры на аудиторию. 

        Цель  исследования –  Ознакомится с последствиями влияния тинейджерской культуры на аудиторию. 

        Задачи  исследования

               -Систематизировать и обобщить, литературу о тинейджерской культуре

        - Ознакомится  с историей возникновения этого процесса

        - Проследить проникновение тинейджерской культуры через СМИ

        -Выявить и рассмотреть наиболее важные последствия влияния тинейджерской культуры на поведение молодёжной аудитории с точки зрения психологии массовой коммуникации. 

               Степень разработанности данной темы: данная тема является не достаточно изученной, хотя её затрагивают многие авторы занимающиеся изучением психологии СМИ (Р. Харрис, П. Бурдье, Г.Лассуэлл, Почепцов Г.Г, Богомолова Н. Н., Мельник Г.С., Шерковин Ю.А.)   

                 Практическая целесообразность работы заключается в практическом применении при изучении основ СМИ и этических норм журналистики. Кроме того данная работа является первым этапом в разработке дипломной работы. 

                Работа состоит из двух глав, четырёх подпунктов, введения, заключения, списка литературы и приложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава I. Тинейджерская культура

    1. Понятие и  основные черты
 
 

        Ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), но теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

        Как специфическое  явление, молодежная культура возникает в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — время, когда

        экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически — миру отрочества. "Молодежь" как феномен и социологическая  категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.  
 
Понятие тинейджерская культура — происходит от английского
teenager, teen (общий постфикс английских числительных от 13 до 19) и age «возраст». В научной литературе термины «тинейджерская культура» и «молодёжная культура» употребляются как синонимы, хотя молодёжная культура является более широким понятием и включает в себя также значение термина «тинейджерская культура» В обыденном восприятии происходит подмена понятий: под термином «тинейджерская культура» понимается «культура для молодых», являющаяся фактически институциональной формой массовой культуры индустриально развитых и пост индустриальных обществ, ориентированный на специфический потребительский рынок. 

        Характерными  чертами тинейджерской  культуры ( по мнению Кузьминой О.В. 14; 17) является философия нигилизма, установки на легкий успех, развлечения, гламур, эротику, демонстрация эксцентричного поведения, нарушение норм общепринятой морали, интересы вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков.

         Формируется контркультурная  ценностная ориентация, высшим принципом  которой объявляется принцип  удовольствия, наслаждения, выступающий  побудительным мотивом и целью  всего поведения. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом тинейджерской культуры. Поскольку бытие сконцентрировано на "сегодня", "теперь", то гедонистическая устремленность — прямое следствие этого.  
 
Тинейджерская культура требует сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями — свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Ее основной девиз — счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и проектируемая контркультурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету, что в ее психике еще не вполне сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1.2 История происхождения 
 

        Тинейджерская культура свои истоки берёт из американской культуры. Культура США, несмотря на свою сравнительную молодость, переживает сложный период, характеризуемый развертыванием как противоречий, заложенных в ее историческом становлении, так и вызванных процессами последних десятилетий. Многие современные американские мыслители, пытающиеся проанализировать самобытность культуры Нового Света, в конечном счете понимают, что история Америки дала пищу для несбыточных упований. Однако отсюда делается парадоксальный вывод: да, иллюзии сопровождали летопись Америки, а история показала их беспочвенность, но именно эта социальная мифология и содействовала формированию совсем иной, нежели европейская, культуры. Исторически американское национальное сознание включало в себя глубокую веру в исключительность про похождения и судеб развития страны. Сложившаяся здесь культура была пропитана мыслью о том, что американцы — новый народ, который, сформировавшись из тех» кто искал свободу в Новом Свете и обрел ее, в последующие десятилетия был обязан выполнять свое миссионерское предназначение. Американская культура, стало быть, содержит в себе конгломерат представлений, имеющих более или менее тесную связь с действительностью. При этом многие из компонентов данной культуры, представляют собой некие культурные напластования, возникшие в результате определенной социально-исторической причины, но не исчезнувшие вместе с ней. Это относится к «американской мечте» (собственный дом, высокооплачиваемая работа, слава, переход в более высокий социальный класс, а также указывать на интеллектуально неполноценную жизнь)1 Подчеркивают, что американская мечта базируется на свободе личности и свободном предпринимательстве., т. е. к представлению, будто Америка может стать раем на Земле. Она возникла как результат деятельности первых поколений американцев.

        Нельзя отрицать, что контроль над рынком СМИ американских и транснациональных корпораций растет год от года и по ряду причин является поводом для беспокойства. Однако это само по себе не может быть удовлетворительным объяснением американизации современной культуры, ведь мы почти ничего не знаем о социальном, психологическом, эмоциональном и эстетическом восприятии культурного материала, производимого этими корпорациями. Даже если американские корпорации господствуют на мировом рынке, должна быть причина, по которой их продукция столь привлекательна для потребителя. До тех пор, пока этой проблеме не будет уделено должного внимания, споры по поводу процесса американизации будут сводиться к легковесным демонстрациям протестного сознания. Что если успех американской популярной культуры определяется природой ее внутренних свойств? Тому, что именно в американском обществе возникли формы популярной культуры, воспринимающиеся сегодня как особенно живые и современные.

        Таким образом, тинейджерская  культура является неосознанным продуктом  механизмома поглощения американской культурой, культуры других стран. Это, скорее, процесс, движущей силой которого является индивидуализация. Этот процесс достиг наибольшего развития в США по целому ряду причин. Обещание определенной формы индивидуализации объясняет тот факт, что американская массовая культура вызывает огромный резонанс в других обществах, которые принимают ее практически без сопротивления (особенно молодежь, пытающаяся отойти от традиций).

        Культурная американизация является, таким образом, частью процесса модернизации. Американизация — это не форма культурного империализма, а олицетворение обещания современности о безболезненной самореализации для всех, в отличие от требований, предъявляемых более традиционными концепциями эмансипации. Глобализация, которую часто принимают за триумф культурной стандартизации, в реальности создает препятствия этой самой стандартизации. Ни одна отдельная национальная культура уже не является движущей силой. Глобализация приводится в действие неуемным индивидуализмом, черпающим силы в растущем запасе символов массовой культуры.

        В первой главе мы ознакомились с понятием и основными характеристиками тинейджерской культуры, которая берёт свои истоки из американской культуры, перенимая далеко её не лучшие черты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава   2. Распространение тинейджерской культуры через СМИ и анализ последствий её влияния на аудиторию

        2.1 Внедрение тинейджерской  культуры в систему  СМИ 
 

        В своей концепции  Э.Фроммом писал – продукт  СМИ – это услуга по обеспечению  контакта рекламодателя и потенциальной рекламной аудитории. Существует много исследований, которые показывают, что развлекательные трансляции собирают аудиторию большую, чем, например, «новости». Следовательно, возникает больше програм, развлекательного характера, апеллирующих к низменным потребностям человека, и использующих современные установки на легкий успех, развлечения, гламур, эротику. Многочисленные игры и конкурсы («Дом-2», «Фабрика звезд», «Поцелуй на вылет», «Любовь с первого взгляда»), эксплуатирующие тему сексуальных увлечений, видоизменяясь, вновь и вновь появляются на экране. И всё меньше выдают общественно-политическую информацию.

        Французский социолог П. Бурдье так же подчёркивает что медиа-корпорации, стремясь к экономической эффективности вложений, производят однотипные развлекательные программы, сериалы, шоу и т.п.  

Информация о работе Распространение тинейджерской культуры через СМИ и анализ последствий её влияния на аудиторию