Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:19, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы определить, нужно ли в целом употреблять жаргон и просторечия в языке газет, и если да, то каким образом это следует делать, показать издания, на примере одной или нескольких газет, где это употребление уместно, а где нет.
Введение 3
Глава 1. Просторечная лексика. Понятие и случаи употребления в газетах 7
1.1. Понятие просторечной лексики 7
1.2. Употребление просторечий в газетах. 13
Глава 2. Жаргонная лексика. Понятие и примеры употребления жаргонизмов в газетах.. 16
2.1. Определение жаргонизмов 16
2.2. Примеры употребления жаргонной лексики в газетах 21
Глава 3. Рекомендации по использованию просторечной и жаргонной лексики 23
3.1. Рекомендации по употреблению просторечий 23
3.2. Рекомендации по употреблению жаргонной лексики 26
Заключение 29
Приложение 31
Список использованной литературы 32
При описании современного литературного языка в плане культуры речи исследователи подходят к изучению более дифференцировано, чем это было принято ранее. "Так, в речевой культуре образованных горожан - носителей литературного языка - выделяются, по крайней мере, четыре типа речевых культур: элитарная, "средне литературная", литературно-разговорная, фамильярно-разговорная. Этими же авторами ставится вопрос о взаимодействии данной речевой культуры с другими внутринациональными речевыми культурами: просторечной, народно-речевой и профессионально-ограниченной".
Некоторые
исследователи показывают новый
виток вульгаризации
"Одной
из примет публицистических
Если
в 60-е - 80-е годы в языке публицистики
преобладают "военная", "спортивная"
и "техническая" метафоры и отмечаются
влияние соответствующих
Да, в русском языке жаргонным словам и выражениям всегда находилось место. Но никогда им не было так раздольно, как сегодня. По той простой причине, что они отражают-выражают сущность реально существующих в обществе социально-экономических и властных отношений.21
Синонимия в молодежном жаргоне представлена достаточно широко.22 Представляется, что активное создание синонимов носителями молодежного жаргона диктуется потребностью в разнообразии экспрессивных средств: повышенная частотность отдельных жаргонных единиц в речи снижает их экспрессивность, в то время как значительный количественный запас синонимов помогает избежать слишком частого употребления одних и тех же единиц. Таким образом, можно предположить, что между количеством синонимов, реализующих какое-либо значение и актуальностью данного значения для жаргононосителей существует прямая зависимость.
Синонимия проявляется в том, что часто, чтобы не употреблять в неподходящей обстановке или вообще жаргонные слова, люди могут использовать этот прием.
Таким
образом, можно сделать вывод, что, в принципе,
употребление жаргонизмов в языке газет
допустимо, но это, в свою очередь, свидетельствует
о низком культурном уровне конкретной
газеты и о достоверности информации,
которую она несет, нужно задуматься.
Подводя итоги работы, отметим следующее: активный интерес к просторечной и жаргонной лексике не угасает и в наши дни. Ученые постоянно обращаются к этой теме. Необходимо признать, что с терминологической точки зрения аппарат просторечной и жаргонной лексики разработан достаточно хорошо.
Пропасть между «классической» (литературной речью) и разговорной речью (как раз состоящей из просторечий и жаргонизмов) расширяется с каждым днем в связи с «вульгаризацией» общественной жизни. Значительную роль в появлении таких слов, играют СМИ, особенно газеты, которые читают все. Жаргон теснит респектабельную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации.
В данной работе мы
В нашем современном мире, где большую роль играют СМИ, а в частности газеты, человек получает большое количество информации именно из них. И поэтому газетные статьи должны наиболее полно отражать ход событий. Человек, покупая газету или просто, видя ее впервые, смотрит прежде всего на заголовок, поэтому он обязан наиболее четко отражать суть статьи, которая следует за ним. Именно поэтому, газетные заголовки чаще всего содержат просторечия и жаргон.
На наш взгляд, благодаря метафоричности и экспрессивности просторечная и жаргонная лексика так активно используется в СМИ, создавая особую выразительность, меткость, образность текста.
Анализируя жаргон и просторечия в заголовках, мы пришли к выводу, что они раскрывают суть последующей статьи, заранее вызывая у читателя определённые ассоциации.
В зависимости от места,
Исходя
из всего вышесказанного, можно сделать
вывод: просторечная и жаргонная лексика
является неотъемлемой частью современных
средств массовой информации. Следовательно,
данная тема нуждается в дальнейшем исследовании
и проработке.
Схема современного русского языка:
1). Газета «Известия»
Просторечные слова в текстах статей | Жаргонизмы в текстах статей |
60% | 40% |
2). «Экспресс-газета»
Просторечные слова в текстах статей | Жаргонизмы в текстах статей |
30% | 70% |
1. Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Материалы всероссийской научно-методической конференции (часть 2). — Воронеж, 1996
2. Актуальные проблемы культуры речи, под ред. В. К. Костомарова и Л. И. Скворцова, М., 1970
3. Баранникова Л.И. Просторечие как особый социальный компонент языка // Язык и общество. Вып. 3. – 1974
4. Быков В. Жаргоноиды и жаргонизмы в речи русскоязычного населения // Русистика. – 2004. №1-2
5. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963
6. Головин Н.Г. Культура речи. М., 1979
7. Горохов А. Музпросвет. — М., 2003
8. Дерягин В.Я. Беседы о стилистике. – М., 1978
9. Елистратов В.С. Арго и культура. – М., 1995
10. Загоровская О.А. Русский язык и культура речи. – Воронеж. 2003
11. Земская Е.А. Городское просторечие. – М., 1984
12. «Известия», 1 марта 2002
13. Колесов В.В. Язык города. – М., 1991
14. Коновалов А. Маленькие секреты большого шоу бизнеса. — СПб., 2005
15. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., - 1971
16. Кривенко Б.В. Фразеология и газетная речь // Русская речь. – 2003. №3
17. Крысин Л.П. Иноязычные слова в современной жизни // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 1996
18. Крысин Л.П.
Социолингвистические аспекты
19. Ларин Б. А. История русского языка. - М.: Просвещение, 1977
20. Литературная норма и просторечие. / Под ред. Скворцова Л.И. - М.: Наука, 1977
21. Лихачев Д.С. Развитие грамматики и лексики современного русского языка. – М., 1964
22. «Новая газета», 2005 - начало 2008 гг.
23. «НГУ: Университетская жизнь», 1 апреля 2009
24. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1973
25. Розенталь Д. Э. Культура речи, M., 1964
26. Розина Р.И. Словарь общего жаргона. – М., 1999
27. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: Учебное пособие / под ред. проф. О.В. Загоровской. — Воронеж, 2003
28. Сиротинина О.Б. Лексика разговорной речи. – М., 1980
29. Скворцов Л.И.
Литературная норма и
30. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи // Вопросы культуры речи. – 1962. – Выпуск 2
31. Словарь современного русского города / под ред. проф. Б.И. Осипова. — М., 2003
32. «Студенческий город» № 4 (174) / 26 марта 2009
33. Филин Ф.П. О просторечном и разговорном в русском литературном языке // Филологические науки. – 1979. №2
34. Хорошева Н.В. Русский общий жаргон: к определению понятия // Изменяющийся языковой мир. – 2002
35. Ярцев В.Н.
Языкознание: большой
Информация о работе Просторечная и жаргонная лексика в языке газет