Просторечная и жаргонная лексика в языке газет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы определить, нужно ли в целом употреблять жаргон и просторечия в языке газет, и если да, то каким образом это следует делать, показать издания, на примере одной или нескольких газет, где это употребление уместно, а где нет.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Просторечная лексика. Понятие и случаи употребления в газетах 7
1.1. Понятие просторечной лексики 7
1.2. Употребление просторечий в газетах. 13
Глава 2. Жаргонная лексика. Понятие и примеры употребления жаргонизмов в газетах.. 16
2.1. Определение жаргонизмов 16
2.2. Примеры употребления жаргонной лексики в газетах 21
Глава 3. Рекомендации по использованию просторечной и жаргонной лексики 23
3.1. Рекомендации по употреблению просторечий 23
3.2. Рекомендации по употреблению жаргонной лексики 26
Заключение 29
Приложение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Русский 2.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     – иная, по сравнению с литературным языком, словообразовательная структура  слова в его финальной (суффикс + флексия) части: чувствие (упал без  чувствиев), наследствие (Говорят, эта  болезня по наследствию передается), учительша, хулиганничать и под. (по аналогии с родственными словами, ср. сочувствие, следствие).5

     Просторечие-2 представляет собой подсистему менее  яркую и менее определенную по набору типичных для нее языковых черт. В значительной мере это объясняется тем, что просторечие-2 как своеобразная разновидность городской речи относительно молодо. При этом оно занимает промежуточное положение не столько между литературным языком и территориальными диалектами (это характерно для просторечия-1), сколько между социальными и профессиональными жаргонами, с одной стороны, и литературным языком – с другой.

     Занимая такое положение, просторечие-2 играет роль проводника, через который в  литературную речь идут различные внесистемные элементы – профессиональные, жаргонные, арготические. Такое посредничество вполне объяснимо как собственно языковыми, так и социальными причинами. В социальном отношении совокупность носителей просторечия-2 чрезвычайно разнородна и текуча во времени: здесь и выходцы из сельской местности, приехавшие в город на учебу и на работу и осевшие в городе; и уроженцы городов, находящихся в тесном диалектном окружении; и жители крупных городов, не имеющие среднего образования и занятые физическим трудом; носителей просторечия-2 немало среди представителей таких несхожих профессий, как продавцы, грузчики, портные, парикмахеры, официанты, железнодорожные проводники, сапожники, уборщицы и др.

     Исследователи отмечают еще одну черту, характерную  для просторечного словоупотребления, – семантическую ущербность слова: отсутствие многих значений, присущих этому слову в литературном языке. Так, слово мотив, при сохранении значения "мелодия", не употребляется в смысле "причина, повод чего-либо" (побудительные мотивы); партия не имеет значений "одна игра (в шахматы и проч.)", "определенное количество товара"; у слова дисциплина отсутствует значение "учебный предмет" и т.п. Частным случаем семантических сдвигов в слове является специфическое употребление его вследствие чрезвычайно характерной для просторечия-1 тенденции к эвфемизации речи: ср. отдыхать в значении "спать", кушать в значении "есть", супруга по отношению к жене говорящего и т.п., а также более старое, но имеющее рецидивы и в современном просторечии употребление местоимения они и соответствующих глагольных форм множественного числа применительно к одному лицу, которое говорящий воспринимает как представителя иного, более высокого социального статуса: – Где врач? – Они обедать ушедши; – Я вот за ними стою, который в шляпе.6

     В конце 1980-х — начале 1990-х гг., в эпоху перестройки, в социологии получил распространение термин «простой человек», обозначающий людей, не получивших достаточного образования и занятых, как правило, неинтеллектуальным трудом. Данная группа русскоязычного населения может быть выделена по трём основным признакам: 1) сфера деятельности, 2) система ценностей и целей, 3) язык. Признаки расположены в порядке убывания их значимости при определении социальной принадлежности индивидуума. Ведущим параметром, определяющим принадлежность конкретного человека к группе «простых людей», является сфера деятельности.7

     Основными чертами просторечия на фонетическом уровне являются:

  • Общая небрежность речи. Смазанная картина речи в артикуляторном и акустическом плане;
    • Малая громкость, быстрый темп, раскрытие рта минимальное. Речь неразборчивая;
    • Чрезмерное упрощение групп согласных. Пример: «скока» вместо «сколько», «щас» вместо «сейчас», «када» вместо «когда»;
    • Невыразительная интонация.

     Просторечие реализуется в устной форме речи; при этом, естественно, оно может получать отражение в художественной литературе и в частной переписке лиц – носителей просторечия. Наиболее типичные места реализации просторечия: семья (общение внутри семьи и с родственниками), «посиделки» во дворе коммунальных домов, суд (свидетельские показания, прием у судьи), кабинет врача (рассказ пациента о болезни) и немногие другие. В целом сфера функционирования просторечия весьма узка и ограничена бытовыми и семейными коммуникативными ситуациями.8 [ карт. № 12-14, 20]

     Так как просторечие (в обеих его разновидностях) обслуживает узкие, бытовые сферы коммуникации, очевидно, что с наибольшей рельефностью оно реализуется в речевых актах, имеющих функцию порицания, обвинения, просьбы, заверения, внушения и т.п. (ср. такие речевые акты, как ссора, перебранка, божба, наушничество, «распекание» старшим младшего и др.). Однако и в других видах коммуникации носители просторечия обычно используют именно эту разновидность русского языка, так как их речевое поведение характеризуется неспособностью переключаться на иные, не просторечные средства и способы общения. 
 
 

1.2. Употребление просторечий в газетах.

        Развитие  массовых  средств   коммуникации,   головокружительный   ритм рекламы, различные системы  распространения  информации  -  все  это  делает важным и содержание произведения, и сам факт его  существования.  Необходимо отметить, что далеко не всегда  литературная  ценность  произведения  автора решает, станет ли оно известным.      Необходимо учесть, что  газетные  статьи  являются  типичным  примером публицистического стиля. Однако в последнее время в них все  чаще  проникают элементы  других  стилей.  Прежде  всего,  это  связано  с  описанным   выше сближением стилей (встретить научную статью со сложными терминами в  обычной газете для читателя практически повседневное дело).9 [ карт. № 21-23]

     Просторечия широко используются в языке газет. Приведем несколько примеров, чтобы  доказать этот тезис. Допустим, в номере газеты «Аргументы и факты» №15 от 08.04.2009 г. употребляется следующая фраза – «Чтобы воспользоваться этой услугой, необходимо обратиться в управу и получить специальный талон». Управа употребляется как просторечной слово в значении органа власти. Еще несколько примеров из той же газеты – «Помимо очевидного плюса — бесплатности или же беспрецедентной дешевизны — есть второй, не менее важный»; «Многие салоны и школы красоты нуждаются в «подопытных кроликах».

     Если  брать как пример газету «Комсомольская правда: Новосибирск», то можно тоже заметить употребление просторечий, к примеру, в номере «Комсомолки» от 2.03.09 г. в статье «Новосибирск чествовал ледовых скульпторов радугой», «Только вообразите себе: они изо льда сделали двухметровый (!) саксофон, а сверху водрузили на него двух симпатичных котиков»; «Весит один такой «кирпич» около 4 - 4,5 килограмма»; «Кстати, природа, оценив задумку сибиряков, сделала свой подарок: как раз во время закрытия фестиваля над Обью появилась радуга».

     На  примере «Экспресс-газеты», в номере №14 от 7.04.09 г., употребляются просторечия в статье «Ученик Жулина решил уйти из спорта» в таких фразах, как «Аркадий Сергеев, который тренировался у Жулина в паре с Натальей Махайловой, видимо, устал бороться за «место под солнцем» и решил завязать со спортом»; «Жулин, как известно, по горло занят в проекте «Ледниковый период»; «Наталья особо не роптала»; «Да еще и слышал за спиной неприятные разговоры: мол, его дуэт с Наташей опять хотят разбить», «Что же касается шашней титулованного тренера с Наташей Михайловой, то в последнее время между ними, говорят, пробежала черная кошка»; «Получается, что десять лет пошли коту под хвост»; «Вот и сломался парень».

     В газете «Московский Комсомолец», также  употребляются просторечия. В номере от 11.04.2009 г. в статье «Не ласковый май»: «Благо дороги в этой республике хорошие, гаишники добрые, а бензин гораздо дешевле, чем в России»; «Милиция здесь работает четко и отлаженно, а все туристы находятся под неусыпной охраной».

     Можно также привести примеры из газеты «Студенческий город» №4 от 26.03. 2009 г. К примеру, в статье «Сегодня можно стать диджеем»: «Была открыта школа для тех, кто сходит с ума по музыке и мечтает стать диджеем»; «Но даже, если ваш роман с музыкой окружающие называют страстным…»; «Когда рука над проигрывателем перестает предательски дрожать…», «Грубо говоря, когда одно устройство…», «Если вся музыка в жизни человека сводится к фону в кофейне…», «Мы можем себе это позволить, обладая внушительной базой контактов…».

     В газете «Известия»: в номере от 01.03.2002 г. – «В политике самая настоящая грабиловка»; «Понаделали кустарщины»; «появились телевизионщики», «безнадежный барыш». [ карт. № 1-4]

     И напоследок, хочется привести несколько  примеров из газеты «НГУ: университетская жизнь» в выпуске №3 от марта 2009 г.: например, в статье «Мисс Фото НГУ-2009» - «яркое, зрелищное мероприятие»; «из разных уголков земного шара»; «за твердую валюту».

     Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в  газетах «бульварного содержания», более часто встречаются просторечия, чем в более серьезных изданиях. И не встречаются просторечия вовсе в таких газетах, как «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Жаргонная лексика. Понятие и примеры употребления жаргонизмов в газетах.

2.1.Определение жаргонизмов.

 

     Жаргон - от фр. ’jargon’ - речь социальной или  профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений. Это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений.10

     Жаргоны – несистемные образования. Это  совокупность слов, употребляемых людьми, объединенных профессией, родом занятий, общностью интересов. Как правило, жаргонизмы имеют синонимы в литературном языке. Например, огурец – шило правщика, темнить – скрывать, баранка – руль машины, госы – государственные экзамены, букварь – новобранец.11 [ карт. № 27, 38-39, 41]

     Слово ‘арго’ произошло от фр. ’argot’ - речь определенных, замкнутых групп, которая создается с целью языкового обособления. Это в основном специальная или своеобразно освоенная общеупотребительная лексика.

     Общий жаргон - промежуточное языковое образование, через которое лексика социальных диалектов проникает не только в просторечие, но и в разговорный язык в целом.

     Понятие общего жаргона строится на пересечении  социального и функционального  членения языка: одними связями общий  жаргон связан с социально ограниченными  лексическими подсистемами, а благодаря  другим входит в систему стилистических средств сниженной экспрессии. При утрате социально-групповой закрепленности для единиц общего жаргона определяющими становятся характеристики второго рода, включающие данную лексику в состав лексического фонда разговорного употребления.12

     Основные  особенности общего жаргона в  структурно-морфологическом плане  заключаются скорее не в наличии  каких-либо особых признаков, а в  специфическом использовании общеязыковых словообразовательных возможностей - динамическом, снижающем. Например, обыгрывается, снижается идея «научности», «серьезности», содержащаяся в ряде книжно-литературных суффиксов: пофигизм, болтология, ерундистика. По всей видимости, в жаргонах может потенциально использоваться любая литературная словообразовательная модель. Это объединяет лексику общего жаргона с другими формами городской разговорной речи и включает ее в общеязыковые тенденции.

     По  происхождению и способу образования  жаргоны можно разделить на простые, состоящие из нескольких или одного-двух десятков слов, созданных на основе переоформления или переосмысления слов литературного языка; сложные, состоящие не только из  слов русского языка, но и заимствований, и условные (искусственные) языки, созданные путем «ломки» естественного языка.

     Профессиональные  жаргоны относятся к простым  по способу образования жаргонам. Основная их функция – противопоставить свой коллектив другим группам или всему обществу, подчеркнуть свою корпоративность, цеховность.13 [ карт. № 31, 37]

     По  мнению академика Д.С. Лихачева, профессиональные жаргоны появляются там, где имеется  «известное несовершенство производственного  процесса», где легко нарушается автоматизм работы и производственный ритм. К таким жаргонам относятся, например, жаргоны летчиков, железнодорожников, бухгалтеров, программистов, т.е. жаргоны таких профессий, эффективность которых колеблется в зависимости от личных способностей работников. И наоборот, чем более организован, автоматизирован труд в профессии, по мнению Д.С. Лихачева, тем меньше она арготирует.14

     Жарго́н — социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической  лексикой и фразеологией экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладает собственной фонетической и грамматической системой.

     Часть жаргонной лексики — принадлежность не одной, а многих (в том числе  и уже исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение: «темнить» в арго — «скрывать добычу», потом — «хитрить (на допросе)», в современном молодежном жаргоне — «говорить неясно, увиливать от ответа».

Информация о работе Просторечная и жаргонная лексика в языке газет