Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:11, курсовая работа
В середине двадцатого века началось серьёзное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь – без рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учёбу - везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о товарах или услугах. Невозможно себе представить, чтобы 10-15 лет назад во время просмотра кинофильма, зритель подвергался воздействию рекламы, предлагающей купить, попробовать, вложить и т.п. Это может радовать, раздражать, но реальность такова.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Глава 1 «Теоретическое исследование динамики развития рекламной деятельности и отношения россиян к рекламе»………………………………...
1.1 Этапы развития рекламного дела в России………………………………….5
1.2 Исследования отношения россиян к рекламе с 1992 по 2005 гг………….11
2. Глава 2 « Прикладное социологическое исследование отношения российской студенческой молодежи к рекламе»……………………………...21
2.1 Разработка программы социологического исследования…………………21
2.2 Анализ исследования отношения современной студенческой молодежи к рекламе…………………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Однако, несмотря на наличие
Существовал также весьма идеологизированный подход к существу рекламы, который основывался на том, что капиталистическая реклама есть средство обмана и одурачивания покупателя, навязывания излишних потребностей, пропаганды капиталистическая реклама есть средство обмана и одурачивания покупателя, навязывания излишних потребностей, пропаганды капиталистического образа жизни и других негативных явлений капиталистической экономики. Считалось, что капиталистическая реклама весьма расточительна и чрезмерно дорога и расходы на неё способствуют обнищанию трудящихся. Исходя из предпосылок, расходы на советскую рекламу выделялись в крайне незначительных размерах: 0,04-0,05% от розничного товарооборота (в США они составили 7-8% объема розничного товарооборота). Поэтому общий профессиональный уровень рекламы в нашей стране был низок – рекламные обращения отличались примитивизмом и серостью – типа «Пейте томатный сок», «Пейте советское шампанское», «Летайте самолетами Аэрофлота» и тому подобное[2].
Технический уровень и
Переход к рыночной экономике привел к большим изменениям организации рекламной деятельности в России. Централизованная рекламная служба министерств и ведомств развалилась – рекламные организации, и предприятия были преобразованы рекламно-информационные агентства и рекламные фирмы и конторы с преимущественно акционерными формами собственности. Сейчас в России количество рекламных агентств далеко превысило тысячу и на рекламном рынке вращаются миллиарды рублей.
Рыночная экономика внесла
Реклама должна способствовать созданию потребителям условий для свободного выбора торговых и других предприятий, услуг, товаров. Это позволяет контролировать продвижение товаров на рынке, создать и закреплять у покупателей систему предпочтений рекламируемых объектов, что необходимо в условиях насыщения рынка товарами и услугами. Советская реклама, не имея опыта работы в рыночной экономике, в перестроечный период широко заимствует опыт рекламы капиталистических стран, но зачастую далеко не лучшие его образцы.
В рекламные средства массовой коммуникации проникает недобросовестная реклама, вводящая потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара, а также такие её разновидности, как недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама. Особенно часто встречается недостоверная реклама импортных товаров, в которой имеются не соответствующие действительности сведения о назначении, потребительских свойствах, составе, условиях применения и других характеристиках товаров и лекарственных средств.
Мощное оружие рекламы
В то же время механический
перенос западных рекламно-
Своеобразие рекламного рынка
в России заключается в его
динамике. Границы этого рынка
непрерывно расширяются за
Настоящий период развития рекламного дела в России характеризуется резким наплывом яркой и разнообразной рекламной продукции, среди которой оказалось много недобросовестной рекламы. Таким образом, в России в период становления рыночных отношений начинает создаваться свой российский рекламный рынок. Растет количество рекламных агентств, фирм, бюро, более качественными становятся предоставляемые ими услуги. Возникают по типу развитых рыночных стран системы правового регулирования рекламного рынка [1].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие рекламного дела в России было сложным и скачкообразным процессом, претерпевшим множество этапов. На каждом этапе происходило совершенствование средств распространения рекламы товаров и услуг, появлялись все новые способы передачи рекламной информации. С каждым годом реклама становилась все интересней и многогранней.
Наиболее значимым этапом стал переход
к рыночной экономике, который привел
к большим изменениям организации рекламной
деятельности в России. Сейчас, реклама
оказывает значительное влияние на объем
потребляемых товаров и услуг, и является
значительным фактором в развитии экономики.
1.2 Анализ отношения россиян к рекламе по проведенным исследованиям 1992 г., 1995 г., 2001 г., 2005 г.
В 1992 и в 1995 гг. для проверки динамики эмоционального отношения потребителей к рекламе было проведено несколько исследований, проведенных по одной и той же методике. В целом в них приняли участие около 2500 человек. В 1995 г. был проведен сравнительный анализ полученных результатов. Исследование финансировалось Фондом Сороса. Исследование проводилось А.К. Боковиковым (Москва) и М.И. Савчиным (Дрогобыч). Исследования охватили восемь городов России.
В исследовании применялась
Распределение респондентов по
полу, возрасту, образованию и профессии
в 1995 г. оказалось приблизительно
одинаковым. Так, на первом этапе
в исследовании приняли
В исследовании респонденты
В таблице 1 представлено распределение эмоционально окрашенных оценок потребителей, характеризующее динамику их отношения к российской рекламе с 1992 по 1995 г. в процентах.
Таблица 1
Результаты оценки респондентами характеристик российской рекламы в 1992 - 1995 гг., % | ||
Характеристики | 1992г. | 1995г. |
Высокопарна | 6,1 | 5,2 |
Демократична | 3,5 | 4,2 |
Примитивна | 20,7 | 17,0 |
Профессиональна | 1,4 | 4,0 |
Самодовольна | 9,8 | 10,4 |
Скромна | 2,0 | 2,5 |
Дружелюбна | 5,2 | 5,8 |
Враждебна | 1,2 | 1,5 |
Навязчива | 24,2 | 20,7 |
Осторожна | 0,3 | 2,7 |
Объективна | 0,3 | 1,9 |
Субъективна | 13,5 | 9,4 |
Полезна | 5,2 | 5,6 |
Бесполезна | 6,6 | 9,3 |
В целом за три года реклама стала, несомненно, технически более совершенной. Теперь она активнее, мощнее воздействует на потребителя, однако не перестает его раздражать, порой вызывает отвращение.
Чаще всего российская реклама оценивается как "примитивная " и "навязчивая", реже всего как "осторожная", "объективная", "профессиональная ".
Результаты исследования
Согласно результатам исследования 2005 г. об отношении россиян к рекламе, проведенного холдингом ROMIR Monitoring, две трети респондентов обращают внимание на наружную рекламу и треть из них пользуются рекламируемой информацией. Однако кроме наружной рекламы, которая в последнее время захватывает все большие и большие площади на улицах российских городов, радио- и телерекламы, которая становится неотъемлемой частью эфиров, потребителю также предлагаются и более адресные рекламные обращения - раздаточные материалы. В опросе приняли участие 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в более чем 100 городах и населенных пунктах России. Выборка репрезентативна для взрослого населения России. Максимальная статистическая погрешность не превышает плюс-минус 3%.
Как показали результаты