Организация международных грузоперевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 03:37, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.

Работа содержит 1 файл

роль транспорта.docx

— 39.08 Кб (Скачать)

Введение

 

Транспорт является важным связующим звеном в экономике  Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения  в экономике, ее подъем невозможны без  решения основных проблем транспортного  комплекса.

 

Развитие  рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более  тесной координации работы всех видов  транспорта между собой. Переход  на рыночную экономику создаёт благоприятную  среду для внедрения прогрессивных  идей и принципов логистики. Одним  из её основных компонентов является кооперация различных видов транспорта в рамках комбинированных перевозок.

 

Это позволит эффективно использовать технические, экономические и экологические  преимущества разных видов транспорта, что обеспечит удовлетворение интересов  государства, которые заключаются  в сокращении импортных транспортных услуг, а значит, и в дополнительном поступлении налогов в казну, и негосударственных компаний-участников - получение дополнительного рынка  сбыта и прибыли от перевозок.(заключение п.1.3)

 

В последние годы актуальность развития комбинированных перевозок  в России возросла. За последние 6 лет  объёмы международных автомобильных  перевозок в стране увеличились  более чем в 6 раз. При этом доля перевозок, осуществляемая российскими  перевозчиками, уменьшилась за тот  же период в 3 раза.

 

Переход на рыночную экономику  создал новые и усугубил уже имеющиеся  проблемы в сфере данных перевозок, основными из которых являются стандартизация технических средств, модернизация и развитие терминалов, внедрение  нового оборудования и т.д. В частности, в международных автоперевозках остро стоит проблема незаконного, в нарушение международных договоров, внедрения перевозчиков ряда иностранных  государств на рынке внутрироссийских автомобильных перевозок.

 

Перспективы же развития комбинированных  перевозок очевидны. Это позволит сохранить автомобильные дороги России, значительно улучшить экологию окружающей среды и криминогенную обстановку в пути следования, ликвидировать "пробки" на пунктах таможенного контроля, привлечь дополнительные объёмы перевозок главным образом на железную дорогу, снизить издержки на транспортировку грузов различными видами транспорта, а значит, повысить доходы всех задействованных субъектов - грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков, то есть всего транспортного комплекса.

Значение транспортного  комплекса в экономике страны

 

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая  функцию своеобразной кровеносной  системы в сложном организме  страны. Он не только обеспечивает потребности  хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует "каркас" территории, является крупнейшей составной  частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

 

Рассматривая транспорт  как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических  особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается  в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует  в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию  потребителю, увеличивая тем самым  её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость  продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.

 

Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере  производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом  транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации  территориальной организации производительных сил.

 

Правда традиционное представление  о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном  этапе научно-технической революции  подвергается сомнению, так как экономические  выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации  производства часто перекрывают  увеличение транспортных издержек.

 

Однако данное положение  действует только при определённых условиях. К важнейшему из них относится  наличие достаточных транспортных резервов.

 

Значение транспорта, как  важной составной части экономики  Российской Федерации, определяется его  ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация  районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитываются потребность  в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность  производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

 

Большое значение транспорт имеет и в решении  социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Транспортный фактор имеет  особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

 

Стоит отметить, что транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. Так в последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были в конце концов исчерпаны.

 

В результате в 80-е структурная  диспропорция, возникшая между производством  и транспортом, стала приводить  к регулярным сбоям в работе транспортной системы страны, особенно ее важнейшего звена - железнодорожного транспорта. Только экономический кризис 90-х  годов с резким падением производства в России и странах ближнего зарубежья  привёл к адекватному снижению объёмов  грузовых перевозок, что снизило  остроту проблемы, но не сняло её с повестки дня.

 

Поэтому на этапе выхода России из депрессии и начала экономического роста транспорт наряду с энергетикой  стал тем "узким местом", которое  будет серьёзно тормозить весь процесс  социально-экономического развития страны. Решение данной проблемы в обозримой  перспективе крайне затруднительно, так как для исправления сложившегося положения необходимо в течение  ближайших 15-20 лет практически удвоить  мощность транспортных коммуникаций России, а инвестиционные ресурсы для  этого практически отсутствуют.

 

Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством. В  их взаимоотношениях выделяют три стадии.

 

На первой стадии производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную черту.

 

На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функционирующие  и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями - максимизация пропускной способности транспортных магистралей - и показателями работы - учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах). Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная система России.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они  взаимодействуют в качестве отдельных  подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.

 

Важно подчеркнуть, что в  этом случае транспорт рассматривается  как активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует перевозки с учётом изменяющихся потребностей производства, но и само производство активно упорядочивает  связи и формирует свои программы  развития, исходя из возможностей и  потребностей транспорта. Функция транспорта в таком взаимодействии заключается  не только в полном обеспечении потребностей производства в перевозках, но и  в качественном и своевременном  транспортном обслуживании поставщиков  и потребителей с колеблющимися  ритмами работы, т. е. С учетом постоянно  изменяющихся и в перспективе  в условиях рыночной экономики часто  неопределенных потребностей производства в транспортных услугах.

Таким образом, гибкость, эластичность транспорта, возможность работать в  разных, в том числе вероятностных, режимах, реализовывать "пиковые" потребности в перевозках - вот  те требования, которые предъявляются  современным транспортным системам.

Перечисленные выше особенности транспортной системы  страны ставят целый ряд проблем  его территориальной организации. Важную роль в их решении призвано сыграть изучение территориальной  организации транспортных систем, особенностей и закономерностей становления  и развития территориальных транспортных структур и формируемой ими системы  транспортно-географичеких отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-экономическими системами.

Роль  и значение транспорта

  1. Экономическая роль
  2. Политическое значение – объединяет области, края, государства, создает международные связи
  3. Социальное значение – обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей
  4. Культурная функция
  5. Оборонное значение

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства. Он обеспечивает производственные связи промышленности и сельского хозяйства, осуществляет перевозки грузов и пассажиров, является основой географического разделения труда. Обмен и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков — размещение производительных сил.

Виды мирового транспорта

Транспорт подразделяют на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (линии  электропередачи).

Автомобильный транспорт часто называют транспортом XX в., т.к., зародившись в начале нашего века, он стал ведущим среди видов сухопутного транспорта. Протяженность его сети растет и достигла в настоящее время 24 млн. км, причем около 1/2 приходится на США, Индию, Россию, Японию, Китай. По уровню автомобилизации в мире лидируют США и ряд стран Западной Европы. Автомобильный транспорт лидирует по объему пассажирских перевозок — 80 % мирового объема.

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, по-прежнему остается важным видом сухопутного транспорта, особенно по объему перевозимых грузов (10 % мирового объема). Мировая железнодорожная сеть в целом сложилась еще в начале XX в., ее протяженность сейчас составляет 12,5 млн. км. Но размещение ее неравномерно. Хотя железные дороги имеются в 140 странах мира, более 1/2 их общей длины приходится на "первую десятку стран": США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. Особенно по густоте сети выделяются страны Европы. Но наряду с этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или отсутствует.

Трубопроводный транспорт - активно развивается благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Трубопроводный транспорт составляет 11 % от объема мирового грузооборота.

Водный транспорт прежде всего характеризуется выдающейся ролью морского транспорта. На него приходится 62 % мирового грузооборота, он также обслуживает около 4/5 всей международной торговли. Именно благодаря развитию морского транспорта океан уже не разделяет, а соединяет страны и континенты. Общая протяженность морских трасс составляет миллионы километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы: нефть, нефтепродукты, уголь, руду, зерно и другие, причем обычно на расстояние 8 — 10 тыс. км. "Контейнерная революция" на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных грузов — готовых изделий и полуфабрикатов. Морские перевозки обеспечиваются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420 млн. т. Первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место по размерам морских перевозок занимает Тихий океан, третье — Индийский.

Информация о работе Организация международных грузоперевозок