Международные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

  Введение 

   В современном мире международные  организации являются основным организатором  общения государств. Международная  организация – это объединение  государств в соответствии с международным  правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов.

  В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса  невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через  экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами.

  Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения  по глобальным вопросам современности.

  На сегодняшний день существует много острых вопросов: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией. 
Таким образом, каждая международная организация призвана решать данные вопросы.

  В мире насчитывается более 100 международных  организаций, в большей или меньшей степени вовлеченных в обсуждение и регулирование экономических проблем. Они различны по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Международные организации можно классифицировать в соответствии с разными критериями, но ни один из них не является идеальным. 

  1. Правосубъектность  международных организаций 

   В начале XXI века в международных отношениях международные организации играют важную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Наиболее распространенным способом является заключение международного договора.

   В настоящее время в науке широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая за ними способность: иметь права и обязанности; участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Этим признанием государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Вместе с тем объем их правосубъектности значительно меньше обладаемой государствами - основными субъектами международного права и носит целевой и функциональный характер.

   Международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать  самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Согласно статье 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами этой организации. Пункт 1 статьи 2 указанной Конвенции разъясняет, что правила организации означают, в частности, учредительные акты, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации.

   Чтобы выполнять свои функции, международные организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В статье 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей. Аналогичные положения содержатся в большинстве учредительных актов.

   Анализ  учредительных актов международных  организаций, отмечается в науке  международного публичного права, свидетельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматривающем право заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации (например, статья 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года); либо в специальном положении или положениях, определяющих возможность заключения организацией определенных категорий соглашений (например, статьи 43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами (с любыми государствами или только с государствами-членами, с любыми международными организациями или только с некоторыми из них).

   Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических  сношениях. При них аккредитуются  представительства государств, они сами имеют представительства в государствах (например, информационные центры ООН) и обмениваются представителями между собой. В Москве имеются Информационный центр ООН и представительства ЮНЕСКО, МОТ. Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 года, Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества 1980)

   Как субъекты международного права международные  организации несут ответственность  за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут  выступать с претензиями об ответственности.

   Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные  лица, подчиняющиеся исключительно  международной организации и  действующие от ее имени и в ее интересах. Как отмечено в статье 100 Устава ООН, Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.

   Международные организации действуют также  со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств. Так, статья 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что МОТ имеет все права юридического лица, в частности право заключать договоры, право приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право возбуждать судебные дела.

   Такие же права предоставлены ООН и ее органам, программам и фондам, а также их Объединенному представительству Соглашением между Правительством РФ и ООН от 15 июня 1993 года.

   Каждая  международная организация располагает  финансовыми средствами, которые  хотя и складываются в большей части из взносов государств-членов, но расходуются исключительно в общих интересах организации. 
 

  1. Порядок принятия решений международными организациями. Их юридическая сила
 

   Решения международных организаций принимаются  их органами. Решение международной организации можно определить как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Процесс формирования решений зависит от многих факторов: положений учредительного акта, правил процедуры, состава органа, расстановки политических сил внутри него. Он начинается с проявления инициативы, исходящей от государства, от группы государств, от органов или должностных лиц международной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение определенной проблемы. Но в ряде случаев он может внести на обсуждение и проект будущего решения. Свои проекты решений могут вносить и другие государства, а также группы государств.

   В международных организациях широко применяется практика привлечения к проектам соавторов. При этом следует иметь в виду, что, если соавторами выступает слишком много стран, возникают трудности с согласованием каждого положения внесенного проекта. Здесь в каждом конкретном случае требуется взвешенный подход.

   Следующий этап формирования решения — внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии, дополнительные пункты вносятся за 30 дней, новые срочные пункты - менее чем за 30 дней или во время очередной сессии. Генеральный комитет, руководящий работой сессии, рассматривает предварительную повестку дня вместе с дополнительными пунктами и по каждому пункту дает рекомендацию о включении в повестку дня, либо отклонении, либо переносе на последующие сессии. Затем Генеральная Ассамблея принимает повестку дня. В специализированных учреждениях ООН обычно исполнительные органы подготавливают повестку дня пленарных органов.

   После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий или комитетов. После этого вопрос снова представляется на рассмотрение полномочного органа. Например, по правилу 65 Правил процедуры Генеральной Ассамблеи ООН она, если только не решит иначе, не принимает окончательного решения ни по одному вопросу, стоящему на повестке дня, до тех пор, пока не получит по нему доклад соответствующего комитета.

   В большинстве международных организаций  решения, прежде чем они выносятся на обсуждение пленарного органа, передаются на рассмотрение вспомогательных органов, где по существу, и вырабатывается проект решения, выявляются его сторонники и противники. Поэтому работе вспомогательных органов уделяется большое внимание.

   Важное  место в процессе формирования решений  международных организаций занимает этап обсуждения. Будь то в главных  или во вспомогательных органах, это обсуждение имеет непосредственное политическое значение и конкретный юридический результат: будет ли поставлен на голосование проект решения или резолюции.

   Решающим  этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов  международных организаций каждая делегация имеет один голос. Лишь в органах со взвешенной системой принятия решений число голосов, предоставляемых государствам, разнится в зависимости от принятых в организации критериев. Например, в финансовых организациях системы ООН каждое государство имеет количество голосов, пропорциональное его взносу.

   В правилах процедуры каждого органа устанавливается кворум, необходимый для принятия решений и составляющий чаще всего простое большинство членов органа.

   Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным  большинством. В XIX веке решения в  международных организациях в большинстве случаев принимались на Основе принципа абсолютного единогласия. Однако практика показала неудобство такого метода принятия решений, так как даже одно государство могло сорвать всю работу органа. Поэтому постепенно международные организации перешли к относительному единогласию, простому и квалифицированному большинству.

   Принцип относительного единогласия требует  положительного голосования членов органа без учета отсутствующих  или воздерживающихся от голосования  членов. Такова была, например, практика голосования в Совете и Ассамблее Лиги Наций.

   Простое и квалифицированное большинство  может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует  учета всего количества членов органа, относительное большинство - только присутствующих и голосующих «за» или «против».

   В некоторых случаях решения в  органах международной организации  могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений. Такие методы принятия решений применяются  чаще всего в отношении процедурных вопросов.

   В практике деятельности международных  организаций все большее распространение  находит процедура принятия решений  на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций  государств - членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.

   Совет Безопасности. Этот орган состоит из 15 членов (5 – постоянные, 10 – непостоянные).

   Для принятия решений требуется не менее  девяти голосов, включая совпадающие  голоса всех постоянных членов. Это  означает, что достаточно одному или  нескольким постоянным членам проголосовать  против какого-либо решения – и  оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздержание постоянного члена не рассматривается как вето.

   В соответствии с Уставом ООН Совет  Безопасности обладает исключительно  большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного сотрудничества стран.

Информация о работе Международные организации