Международные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 04:20, контрольная работа

Описание работы

В условиях глобализации все более ощутима тенденция к усилению роли международных организаций. Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем.

Работа содержит 1 файл

международных организацийе.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

1. История создания международных организаций

         

      В условиях глобализации все более ощутима тенденция к усилению роли международных организаций. Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества. Можно смело утверждать, что сегодня международная система не могла бы нормально функционировать без развитого комплекса организаций.

Международным организациям принадлежит важная роль в функционировании международного права. Это касается как правотворческого процесса, так и правоприменения. Отмечая эти моменты, Г.И. Тункин обоснованно подчеркивал, что роль международных организаций будет возрастать и в дальнейшем .

         Под давлением требований жизни  происходят изменения в функциях  организаций без изменения их  уставов, растут их полномочия  и влияние на государства. Расширяется  сфера деятельности, которая охватывает  все новые области, совершенствуется ее механизм. Вместе с тем становятся все более серьезными и стоящие перед организациями задачи, а это, в свою очередь, диктует необходимость новых методов. Все чаще приходится думать не об урегулировании свершившегося, а о предотвращении нежелательного развития, способного привести к катастрофе. В деятельности организаций возрастает значение превентивной дипломатии.

     Международные организации возникли  уже в древности и совершенствовались  по мере развития общества.

      В Др.Греции в VI веке до нашей эры появились первые постоянные международные объединения в виде союзов городов и общин (например, Лакедиминская и Делосская Симмакии), или религиозно-политических союзов племён и городов (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония). Подобные объединения явились прообразами будущих международных организаций. Многие учёные справедливо подчёркивали, что на том этапе эти союзы сближали греческие государства и смягчали их замкнутость.

      Следующим этапом развития международных  организаций явилось создание международных экономических и таможенных объединений. Один из первых таких союзов был Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию. Этот союз был окончательно оформлен в XVI веке. Во главе этого объединения находился Любек.

     В начале XIX был создан Германский  таможенный союз. Все государства,  вошедшие в этот союз, должны  были подчиняться одинаковым  законам относительно ввоза, вывоза  и транзита товара. Все таможенные  пошлины признавались общими и распределялись между членами союза по количеству народа населения

     Специалисты, изучающие историю  международных организаций, считают,  что первой межправительственной  организацией в её классическом  понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, образованная в 1831г.

     Уже во второй половине XIX века  были созданы международные союзы  для измерения земли (1864г.), Всемирный  телеграфный союз (1865г.),     Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное  бюро мер и весов (1875г.), Международный союз для защиты международной и художественной собственности и другие. В этот период сотрудничество государств становится более обширным, затрагивая всё большие сферы жизни. Все организации данного периода имели постоянные органы фиксированных членов и штаб-квартиры. Компетенция их ограничивалась обсуждением специализированных проблем.

     Следующим важным этапом в  развитии международных организаций  является период после первой  мировой войны, когда государства  приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. Так в 1919г. была образована Лига Наций. Основными органами Лиги Наций являлись собрание всех представителей членов Лиги, совет и постоянный секретариат.

Главной её задачей являлось поддержание мира, и предотвращение новых войн. Лига Наций должна была предпринимать все меры для сохранения мира. Если какой-либо член Лиги прибегал к войне вопреки принятым на себя обязательствам, то основные члены Лиги обязывались немедленно порвать с ним всяческие торговые и финансовые отношения, а Совет должен был предложить различным заинтересованным правительствам выставить тот или иной контингент войск.

     Но, по мнению специалистов, Лига  Наций не смогла справиться  со своей основной задачей:  сохранение мира и мирное урегулирование международных конфликтов. Те разногласия, которые возникли между членами Лиги, повлекли за собой не выполнение взятых обязательств. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войн, а также нападение Японии на Китай, Италии – на Эфиопию, Германии – на Австрию и Чехословакию, Италии – на Испанию и т. д. И 18 апреля 1946г. лига Наций была ликвидирована, т. к. Лига Наций не выполнила своих функций и на этом историческом этапе прекратила своё существование.

      Таким образом, создание международных организаций и их развитие происходило поэтапно. Постепенно государства осознавали необходимость международного сотрудничества в различных сферах жизни, что приводило к обмену изобретениями в области науки, в военной технике, искусства.

Международные организации прошлого стали прообразами  современных международных организаций, которых в настоящее время  большое количество, и которые  играют большую роль в современных  международных отношениях.  
 
 

2. Понятие и классификация  международных организаций 

          Взаимные связи и сотрудничество  между существующими в настоящее  время международными организациями  (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 — межправительственные) позволяют говорить о системе  международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т.п.).

      Термин «международные организации»  употребляется, как правило, применительно  и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

       Главным признаком неправительственных  международных организаций является  то, что они созданы не на  основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

       Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

      По кругу участников межгосударственные  организации подразделяются на  универсальные, открытые для участия  всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств).

      Межгосударственные организации  подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

       Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

       Классификация по характеру полномочий  позволяет выделить межгосударственные  и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации.  К первой группе относится  подавляющее большинство международных  организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

      С точки зрения порядка вступления  в них организации подразделяются  на открытые (любое государство  может стать членом по своему  усмотрению) и закрытые (прием в  члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО. 
 
 
 

3.Порядок создания международных организаций и прекращения их существования 

      Международные организации как  вторичные, производные субъекты  международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

      Согласованное волеизъявление государств  относительно создания международной  организации может быть зафиксировано  двумя способами: в международном  договоре; в решении уже существующей  международной организации.

       Наиболее распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

      Международные организации могут  быть созданы и в упрощенном  порядке, в форме принятия решения  другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН — Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

     Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

      Подготовительные органы учреждаются  на основе отдельного международного  договора или приложения к  уставу создаваемой организации  либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции.

       Созыв главных органов и начало  их функционирования завершают  мероприятия по созданию международной  организации.

       Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства — участники Варшавского договора: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия (еще два первоначальных участника Варшавского договора вышли из него раньше: Албания в 1968 г., ГДР в 1990 г. в связи с объединением Германии) — подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 г. Протокол о роспуске. ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц. Протокол вступил в силу 18 февраля 1993 г.

      Таким же образом был ликвидирован  Совет экономической взаимопомощи. 28 июня 1991 г. в Будапеште страны  — члены СЭВ: Болгария, Венгрия,  Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния,  СССР и Чехословакия — подписали  Протокол о расформировании организации, просуществовавшей более 40 лет. Для урегулирования имущественных споров и претензий был создан ликвидационный комитет. Если вместо ликвидируемой организации создается новая, то возникает проблема правопреемства. Объектом правопреемства являются имущество, фонды, некоторые функции.

Информация о работе Международные организации