Оптимизация процесса коммуникации газеты «БелГазета» с аудиторией

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Исследование коммуникационного процесса с целью его последующей оптимизации на примере информационно-аналитического еженедельника «БелГазета».
Наличие достаточного количества материала позволяет провести эмпирическое исследование данного издания и определить пути достижения оптимизации по взаимодействию с аудиторией.
Объект исследования – издание «Белгазета».
Предмет исследования – коммуникационный процесс газеты «БелГазета» с аудиторией.
Цель данной работы – проанализировать коммуникационный процесс газеты «БелГазета» с аудиторией и предложить рекомендации по его оптимизации.

Работа содержит 1 файл

110506_Кастильо Гузман _курсовая Оптимизация.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     Еженедельник «БГ»  в  2007 году запустил интернет-версию издания. В 2009 году газета представила читателям обновленный сайт. Изменения коснулись внешнего вида – теперь у ресурса новый дизайн, который можно назвать более дружественным для пользователя.

     По  общим принципам своего устройства «BELGAZETA.BY» похожа на газету бумажную. Но есть обстоятельство, отличающее электронный носитель от бумажного – ограниченность по сравнению с газетной страницей экрана монитора. Поэтому страницы ("полосы") представлены в концентрированном виде: от каждой статьи видны только фотография, заголовок и первые фразы, кликнув на которые читатель получает полный текст.

     На  титульную страницу выведены лишь главные статьи выпуска. Кликнув на любую из них, читатель попадает на соответствующую тематическую полосу «BELGAZETA.BY»  и уже дальше, на втором шаге, на полный текст статьи. Исключение сделано только для самой важной, центральной статьи, которая открывается полностью с первого клика. Рядом с главными статьями номера располагаются:

    • блоги – авторские рубрики;
    • топ-новости online – онлайн-лента новостей;
    • горячие форумы – последние обсуждения.

     Выше на первой полосе – анонс свежего номера, весь номер газеты, спецвыпуски,  дополнительно знакомящие с содержанием тематических полос, стандартные сервисы (включающие, в частности, курсы валют), а также вход в архив.

     В целом дизайн бумажного издания и интернет-версии совпадает, кроме того, что последнее обладает интерактивными ресурсами взаимодействия с аудиторией, а также проводит online-опросы недели, online-интервью с известными персонами и предоставляет возможность online-подписки.

     Интересно знать, по данным информационного портала Акавiта на 05.05.2011 о рейтинге СМИ общий просмотр «BELGAZETA.BY»  составил 907 посещений или 65%.

     Еще раз напомним, что сообщение в газете определенная совокупность знаков, выраженных в вербальной и изобразительной форме. Процесс декодирования будет тем легче, чем более знаком читателю код. А повторяемость на ней, кстати, основано и композиционно-графическое моделирование есть непременное свойство знака, обладающего устойчивым значением. Проанализировав содержание печатного и электронного издания «БГ» можно сделать вывод, что композиционно они фактически дублируют друг друга,  последовательно и перманентно используют константы фирменного стиля (словесного и графического товарного знака, фирменных цветов и шрифтов, форматов изданий и схем верстки, модульной сетки, слоганов и др.). Именно константы фирменного стиля позволяют достичь высокого эффекта воздействия при меньшем числе повторов. «БГ»  придерживается продуманного оригинального дизайна издания, что демонстрирует приверженность фирменному стилю. 
 
 
 
 
 

  1. Каналы  распространения  информации

     Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуникатора к реципиенту. Коммуникационный канал предоставляет коммуникатору и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки [5,72].

     Каналы  распространения информации являются необходимым условием совершения коммуникации, именно поэтому при изучении коммуникационного процесса газеты «БГ» с аудиторией, мы особо выдедили каналы распространения.

     «БГ»  является еженедельным изданием, имеет разветвленную сеть распространения.

     Каналы  распространения:

  • киоски «Белсоюзпечать» и Белпочта» (цена ≈ 1600рублей) ;
  • в самолетах автрийских и польских авиалиний;
  • автозаправках «Юнайтед компании», «Астотрейдинг», «Авикойл»;
  • в некоторых универсамах и магазинах города Минска.

     Отдельно  хотелось бы затронуть такой канал  распространения как подписка. «БелГазета» предлагает оформить подписку  в любом отделении «Белпочты» и через редакцию, скачав и заполнив специальную форму на сайте www.belgazeta.by. Ценовая политика подписки дифференцируется для индивидуальных подписчиков и для предприятий и организаций.

     Как видно, хорошо продуманная схема распространения газеты делает ее доступной и востребованной для целевой аудитории:

  • что бы ни произошло, в своем почтовом ящике они найдут свежий номер газеты;
  • ни при каких обстоятельствах они не пропустят ни одного номера любимого издания;
  • подписчики всегда в курсе самых актуальных событий недели.
 

    4.Описание аудитории и общей ситуации выхода газеты

     Понятие «аудитория» происходит от латинского слова auditorium, которое в прямом переводе означает «место для слушания».

     На  сегодняшний день существует множество  разновидностей толкования такого термина, как аудитория. Любопытно, как его  трактуют авторы разных изданий, люди, которые непосредственно работают в информационной сфере. Так, например, по Прохорову, аудитория- это совокупность людей, тех, к кому обращается СМИ и кто воспринимает обращенную к ним информацию.[4,с258]

     Составители Российской социологической энциклопедии определяют аудиторию как совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. [7, с157]

     При рассмотрении понятия «аудитория»  с точки зрения лежащих в его  основе социологических категорий  и интерпретаций мы сталкиваемся с дихотомией «масса» – «социальная группа». Является ли аудитория какого-либо СМИ социальной группой, т.е. группой людей, находящихся во взаимодействии, для которой характерны определенный набор социальных норм и своя ролевая структура? Да, но только если СМИ ориентируется на целевую аудиторию, обладающую набором общих социальных характеристик и состоящую из людей с едиными информационными интересами, которые, в свою очередь, обусловлены единством социальных статусов (в частности, профессиональных). Так, деловая пресса ориентируется на предпринимателей как целевую аудиторию, которые представляют собой социальную группу.

     Чтобы наиболее качественно проанализировать целевую аудиторию необходимо составить демографический профиль её типичного представителя с учетом количественно-качественных характеристик. Демографический профиль учитывает род занятий, возраст, доход. Применим понятие целевой аудитории как определенного набора социально-демографических характеристик («социального портрета») при определении  аудитории исследуемого нами издания «БГ»:

  • социально активная (25-45 лет);
  • платежеспособная (более $500 ежемесячного дохода);
  • заинтересованная в высоком уровне потребления (топ-менеджеры, управленцы среднего звена, высококвалифицированные специалисты);
  • образованная (наличие высшего образования).

     Обобщая вышеперечисленное, можно сказать, что целевая аудитория «БГ»  по возрастным, финансовым и социальным показателям представляет достаточно определенное и устойчивое целое, с более или менее очерченными границами, включающее множество индивидов, объединенных общими интересами, целями, системами ценностей, стилем жизни, взаимными симпатиями, а также общими социальными, профессиональными, культурными, демографическими и иными признаками.

     Такая группа требует своей стратегии, своих способов информирования и форм общения. И чем точнее будет проведена дифференциация аудитории, тем успешнее будет осуществлена коммуникация. «БГ»  избрала верную  редакционную политику,  выражающуюся в стремлении к расширению и удержанию аудитории.

     Выделим некоторые из факторов привлечения и удержания аудитории:

  • сосуществование печатной и электронной версии;
  • своеобразие тематики и содержания;
  • авторская персонифицированность некоторых материалов;
  • мобильность освещения событий;
  • реклама самого издания.

    Также немаловажным фактором, влияющим на процесс коммуникации, на силу воздействия сообщения на аудиторию и его интерпретацию, выступает общая ситуация.

    «БелГазета» издается как  независимая информационно-аналитическая  общенациональная газета профессиональным редакторским коллективом, следовательно воспринимается аудиторией как авторитетный источник точной информации с высоким коэффициентом доверия.

    Конкурентов в полном смысле этого слова у газеты нет. Издание не является специализированным, а тематика и содержание публикаций  охватывают все сферы общественной жизни. Дополнительно читательский интерес подкрепляется и еще и пятью ежемесячными тематическими спецвыпусками-вкладышами.

    Изучив  условия и обстоятельства выхода «БГ», можно утверждать, что ситуация выхода сложилась для нее достаточно благоприятная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Коммуникационные  барьеры и обратная связь издания
 
 

     Одна  из ключевых проблем коммуникации –  проблема адекватного восприятия передаваемой информации и, следовательно, эффективности коммуникации. Сообщение, передаваемое источником получателю, может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято вообще. Факторами, ограничивающими эффективность коммуникации, являются: среда, технические средства коммуникации и сам человек. В целях повышения эффективности коммуникации следует уделять внимание проблеме коммуникационных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.

     Продуктивной  работе СМИ чаще всего мешают два  типа барьеров: психологические и социальные. К психологическим барьерам относится: отношение между коммуникатором и реципиентом, их отношение к каналу информации, а также способам, содержанию и форме коммуникации. К социальным барьерам относится: принадлежность коммуникаторов к разным социальным группам. Они обусловлены нормами, запретами, ограничениями в получении информации.

     Наличие и отсутствие барьеров в каналах  коммуникации проверяется путем  сопоставления информации на выходе и входе канала. Но, к сожалению, эту информацию не всегда удается проверить.

     В соответствии с проведенными анализом удалось выявить основные коммуникационные барьеры, стоящие на пути успешного коммуникационного процесса газеты «БГ» с его целевой аудиторией:

  • языковой барьер. Электронная и печатная версия издания выходит только на русском языке. И если бумажная газета рассчитана, на мой взгляд, в большинстве своем на граждан Беларуси, то онлайн издание можно было бы сделать и англоязычным, чтобы расширить потенциальную аудиторию;
  • возможное несоответствие имиджа коммуникатора с его восприятием. Потенциального читателя может отпугнуть установка газеты на независимость, срабатывает стереотип: «независимый» есть «оппозиционный»;
  • минимальное проведение конкурсов, акций среди своих читателей;
  • отсутствие взаимодействия с социальными сетями. Онлайн версия «БГ» не предоставляет возможности взаимодействия с социальными сетями (Facebook, vkontakte, Twitter). Опции «поделиться», «мне нравится» отсутствуют.

     Изучение  коммуникационного процесса СМИ  с его аудиторией поможет выявить и предотвратить барьеры на пути сотрудничества – в нашем случае «БелГазеты» и ее аудитории. Выявление  и изучение факторов, способных выработать у аудитории предвзятое отношение к информации, помогает успешному устранению барьеров на пути коммуникации. «БГ» успешно справляется с налаживанием коммуникации с аудиторией, став в некотором роде площадкой для полемики и обратной связи с читателями: в редакцию поступают звонки, письма от читателей. Это еще раз подчеркивает, что издание пользуется популярностью и востребовано у белорусской публики.

     С учетом вышеперечисленных факторов, препятствующих коммуникации, предлагаем следующий список основных рекомендаций по оптимизации коммуникационного процесса газеты «БГ» с аудиторией:

  • максимально использовать свой электронный ресурс и возможности, предоставляемые web-технологиями для контактов с аудиторией. Например, создать гостевую книгу или использовать голосования, рейтинги и анкетирования;
  • создать виртуальный клуб читателей «БГ», которые имели бы возможность общаться не только с редакцией, но и между собой;
  • участвовать и организовывать акции, выставки и конкурсы для читателей для более продуктивной коммуникации и обратной связи;
  • за неимением в штате собкоров в странах ближнего зарубежья сотрудничать с русскоязычными инфоагенствами для более полного освещения происходящих там событий;
  • организовывать благотворительные мероприятия и акции для создания и укрепления положительного имиджа издания.

Информация о работе Оптимизация процесса коммуникации газеты «БелГазета» с аудиторией