Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:47, курсовая работа
Исследование коммуникационного процесса с целью его последующей оптимизации на примере информационно-аналитического еженедельника «БелГазета».
Наличие достаточного количества материала позволяет провести эмпирическое исследование данного издания и определить пути достижения оптимизации по взаимодействию с аудиторией.
Объект исследования – издание «Белгазета».
Предмет исследования – коммуникационный процесс газеты «БелГазета» с аудиторией.
Цель данной работы – проанализировать коммуникационный процесс газеты «БелГазета» с аудиторией и предложить рекомендации по его оптимизации.
ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ БГУ
КАФЕДРА
ТЕХНОЛОГИЙ КОММУНИКАЦИИ
Оптимизация процесса коммуникации
газеты
«БелГазета» с
аудиторией
Выполнила
студентка 3 курса 10 группы
К.
Г. Кастильо Гузман
Научный руководитель:
кандидат филологических наук,
доцент
А.
И. Соловьев
Минск,
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Источник и коммуникатор……………..………...…....
1.1. Природа учредителя…………..………………………………..
1.2. Анализ редакции…………………………………………………...
Заключение……….…………………………………………
Список
литературы ………………………………….……..............
Введение
Информационное общество традиционно рассматривается как эволюционное продолжение индустриального общества, в котором наиболее высокими темпами развиваются секторы, связанные с созданием и потреблением информации, а новые информационные технологии определяют характер коммуникаций. Согласно определению Л.А. Кохановой: «Информационное общество представляет собой глобальный экономико-политический, антропосоциальный и технологический проект, предполагающий управляемый цивилизационный переход к мировому общественному устройству, при котором доминирующую роль во всех областях жизни будет играть система массовых коммуникаций (СМК), реализованная с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, в частности технологий Интернета».
Явления различного порядка, но одинаковой природы заставляют осмысливать проявления глобализации в СМИ, воспринимая масс-медиа и как сферу, явно подверженную воздействию этих процессов, и как «агентов глобализации», и как основные движущие силы глобализации. Процессы трансформации современного общества определяются местом и ролью новых СМК, предоставляющих доступ к глобальному информационному потоку, обеспечивающих возможность для любого человека принимать активное участие в коммуникационном процессе.
По мнению английского социолога и коммуникативиста Ричардса, о коммуникации можно говорить в том случае, когда одно сознание воздействует на свое окружение таким образом, что при этом оказывается влияние на другое сознание, в котором имеет место опыт, подобный опыту первого сознания и отчасти вызванный им. [5, 264].
Современные СМИ не являются теперь массовыми в традиционном смысле слова. Склонность аудитории к самостоятельному выбору медиа-продукта повышается. Аудитория, на которую нацелен медиа-продукт, стремится выбирать «нужные, точечные» сообщения, углубляя свою сегментацию и обогащая индивидуальные отношения между отправителем и получателем информации. Таким образом, анализ медиа-продукта как канала массовой коммуникации в рамках интеграции классических и новых коммуникационных технологий позволяет выявить наиболее эффективные решения для его оптимизации.
Для
исследования коммуникационного процесса
с целью его последующей
Наличие достаточного количества материала позволяет провести эмпирическое исследование данного издания и определить пути достижения оптимизации по взаимодействию с аудиторией.
Объект исследования – издание «Белгазета».
Предмет исследования – коммуникационный процесс газеты «БелГазета» с аудиторией.
Цель данной работы – проанализировать коммуникационный процесс газеты «БелГазета» с аудиторией и предложить рекомендации по его оптимизации.
Задачи курсового проекта:
Теоретическая база работы – Основы теории коммуникации: учебник под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2005; Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. А. В. Соколов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002; Основы информационно-коммуникационной деятельности: уч. пособие для студ. спец. «Инф. и коммуникация». А. И. Соловьев. Мн.: БГУ, 2009.
Практическая база работы – газета «Белгазета» за период с января по апрель 2011 года.
В XX веке американский политолог и социолог Г. Лассуэлл вывел формулу для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации, позже ее назвали матрицей Лассуэлла и стали пользовать весьма широко и в различных сферах и – что наиболее важно нам сейчас – при анализе медийного пространства.
Матрица проста и включает в себя пять коротких вопросов. Впоследствии Г.Лассуэлл дополнил эту свою знаменитую "пятивопросную" формулу-модель коммуникативного процесса следующими элементами: кто?, с какими намерениями?, в какой ситуации?, употребляя какую стратегию?, достигает какой аудитории?; с каким результатом?. [2,264].
Для анализа механизма коммуникационного процесса, мы и воспользуемся расширенной формулой Лассуэла и рассмотрим каждый компонент в отдельности:
Источник – Сообщение – Канал передачи – Получатель – Эффект воздействия.
"Коммуникативная формула" Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия. Вместе с тем в рамках ее конфигурации мы рассмотрим обратную связь и коммуникацию не однонаправленную, а как двусторонний процесс.
При
сборе информации были использованы
различные методы социологического
исследования: моделирование – при
создании образа потенциального читателя;
сравнение – сравнение образа предполагаемого
и реального читателя; контент-анализ
публикаций издания.
1. Источник и коммуникатор
Источник сообщения – объект, вырабатывающий сообщения, подлежащие передаче по каналу связи.
Источник является инициатором коммуникативного процесса, который начинается только тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Следует иметь в виду, что создатель сообщения не всегда выступает роли коммуникатора, непосредственно это сообщение передающего.
Источник
– это инициатор
Источником
сообщения для газеты являются ее
учредитель и редакция. Рассмотрим
их основные характеристики.
1.1. Природа учредителя
«БелГазета» – информационно-аналитический еженедельник. Издается с сентября 1995 года.
Учредитель и издатель: ООО «БелГазета».
Директор и главный редактор – Игорь Высоцкий.
Газета выходит один раз в понедельник тиражом более 21100 экземпляров.
Если соотнести первый вопрос модели Г. Лассуэлла – кто? с изданием «БелГазета», то источником информации является учредитель и издатель ООО «БелГазета».
Издание «БелГазета» было основано в августе 1995 года в Минске. «БГ» позиционирует себя как нейтральное экспертное, в своей основе, издание. Газета не занимает открытых политических позиций, несмотря на то, что большинство материалов имеют критический характер по отношению к власти.
С сентября 1995 года по сентябрь 2005 года издавалась под названием «Белорусская газета». Переименована в «БелГазета» во исполнение указа президента РБ №247 от 31.05.2005 года.
Источник сообщения пытается заранее определить, какого рода впечатление должно сложиться у получателя от переданного сообщения, т.е. как информация будет воспринята и интерпретирована получателем. При этом нет гарантии, что получатель поймет отправителя именно так, как хотел бы последний. Результат интерпретации зависит от многих факторов, среди которых наиболее важными являются такие характеристики источника, как его статус, надежность и квалификация. [3,189].Они оказывают наибольшее влияние и на степень доверия аудитории к информации, и на длительность воздействия информации на аудиторию.
Данный источник обладает всеми вышеперечисленными характеристиками:
– статус (известное и уважаемое издание)
– надёжность (независимое издание)
– квалификация (газета издаётся с 1995 года).
Осведомленность аудитории о статусе, надежности и общепризнанной квалификации «БелГазеты» оказывает влияние как на первое восприятие ценности информации, «весомость» сообщения, доверие к нему, так и на длительность воздействия на аудиторию.
Мы подошли к вопросу с какими намерениями осуществляется редакторская деятельность исследуемого объекта.
Ответ на этот вопрос — наиважнейший компонент коммуникации. Только уяснив цель коммуникации, можно говорить о конструктивном подборе коммуникатора, канале информирования; разработке самого сообщения; выборе целевой аудитории.
Рассмотрим цели и задачи, которые ставит перед собой учредитель «БелГазеты»:
Непременным условием успешной коммуникации является адекватное осознание коммуникатором ее цели. Именно с цели и начинается проектирование и разработка конкретного коммуникационного процесса. Характер цели, как и особенности аудитории, определяют соответственно подбор остальных компонентов коммуникации.
Ответ на следующий вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации – благоприятной, неблагоприятной, нейтральной – осуществляется коммуникативный акт.
На мой взгляд, реализация коммуникационных целей исследуемого издания проходит в благоприятной ситуации. Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета обладает экономической самостоятельностью, что делает его свободным в выборе информационной политики. Пользуется авторитетом среди своих подписчиков, что обеспечивает ему популярность довольно высокий тираж. «БелГазета» обладает налаженной и хорошо развитой системой распространения, а также наличием электронной версии издания, что делает газету рентабельной по всем вышеперечисленным характеристикам.
Следующий вопрос по формуле Лассуэлла – с какими ресурсами? – должен дать ответ какие материальные и нематериальные затраты на коммуникацию несет редакция издания.
Информация о работе Оптимизация процесса коммуникации газеты «БелГазета» с аудиторией