Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:47, курсовая работа
Исследование коммуникационного процесса с целью его последующей оптимизации на примере информационно-аналитического еженедельника «БелГазета».
Наличие достаточного количества материала позволяет провести эмпирическое исследование данного издания и определить пути достижения оптимизации по взаимодействию с аудиторией.
Объект исследования – издание «Белгазета».
Предмет исследования – коммуникационный процесс газеты «БелГазета» с аудиторией.
Цель данной работы – проанализировать коммуникационный процесс газеты «БелГазета» с аудиторией и предложить рекомендации по его оптимизации.
Достаточная оснащенность ресурсами также является одним из условий успешной коммуникации
Для успешной реализации изданию необходимо знать: используя какую стратегию? – осуществлять свою деятельность.
Стратегия — это выбор, учет и взаимоувязывание путей, ситуаций и средств, необходимых для достижения главной цели.
Стратегия коммуникации определяется в первую очередь характером цели, особенностями аудитории, на которую предполагается воздействовать имеющимися ресурсами.
В своей деятельности организации руководствуются набором целей, различающихся не только по содержанию, но и с точки зрения временной перспективы. В связи с этим критерием можно выделить три основных организационных целей: базисные принципы, стратегические задачи и краткосрочные планы .
Деятельность издания осуществляется:
Таким
образом, видно, что учредитель газеты
имеет четкие цели, обеспечивает редакцию
необходимыми ресурсами для эффективной
работы, вызывает доверие у аудитории
благодаря своему статусу, надежности
и квалификации.
1.2. Анализ редакции
Главный редактор – Игорь Высоцкий
Зам.главного редактора – Виктор Мартинович
Редакционный состав:
Елена Анкудо, Ольга Бардиян, Андрей Беспрозванный, Сергей Жбанов, Максим Иващенко, Евгений Кечко, Наталья Провалинская, Эмма Равич.
Группа выпуска:
Елена Завадская – технический редактор;
Вадим
Замировский –
Василий Почицкий – художник-график.
Рекламная служба.
Администрация.
Внештатные корреспонденты: Татьяна Замировская, Василиса Глинская, Александр Обухович, Кирилл Борисенко, Игнат Яаксон, Дмитрий Растаев.
Эффективные
технологии коммуникационного воздействия
определяются исходя из следующих характеристиках
коммуникатора: умение вызывать доверие+привлекательность+
Доверие — это оценка получателем сообщения источника как истинного или правдоподобного. Источники, заслуживающие высокой степени доверия, способны привести к немедленному изменению отношения.
«БелГазета» является негосударственным изданием и освещает такие острые темы как распределение бюджетных средств района или города, о дефиците рабочих мест, проблемах социальной сферы, благоустройстве города, то есть служит интересам местного сообщества без трансляции бюрократических идей. Следовательно, коммуникатор обладает доверием со стороны аудитории, что не может не повлиять положительно на эффективность всего коммуникационного процесса.
Привлекательность — целый ряд характеристик, позволяющих аудитории «упростить» процесс коммуникации, сделать его более ожидаемым и комфортным. Самые главные характеристики — подобие (сходство) коммуникатора с представителями целевой аудитории, «знакомость», симпатия, пространственная близость, физическая привлекательность.
Контент издания функционирует в рамках модели, отвечающей характеристикам качественной прессы.
На первый план выходят аналитическая функция и функция информирования о событиях. В отношениях качественной газеты с ее читателем исключается менторство, отсутствует диспозиция «учитель—ученик» или «субъект—объект». За читателем закреплена роль равноправного социального субъекта, участвующего в политической, экономической, культурной жизни страны. Информационное пространство качественного издания предназначено для общественного диалога, в котором допустимо свободное, но обязательно аргументированное высказывание всех участников. И это делает «БелГазету» как медиа продукт очень привлекательным для читательской аудитории.
Влиятельность же зависит от понимания целевой аудиторией того, что источник способен изменить ситуацию и облечен властью принимать решения.
Таким образом, для коммуникатора особенно важна правильная социальная ориентация на потенциальную аудиторию, на ее фоновые знания, интересы и мотивации. От этого зависит отбор информации, ее объем и структура, выбор кодов. На отбор информации влияет учет половозрастной специфики аудитории и ее профессиональные характеристики.
О
факторах и характеристиках, связанных
непосредственно с коммуникаторами и
аудиторией, более подробно поговорим
в главе 3. Описание аудитории и общей ситуации
выхода газеты.
2. Сообщение
В любом виде коммуникации существует коммуникатор, который отправляет сообщение, имеющее содержание и форму; такое сообщение передается с целью быть принятым, оно обращено к одному или многим реципиентам.
Сообщение – подготовленная к передаче получателю информация, закодированная с помощью символов (слов, специальных знаковых символов, тона сообщения, рисунков, жестов, подтекста и т.д.).
Сообщение преследует цель достичь понимания реципиента, и во многом эффективное достижение этой цели зависит от формы и содержания самого сообщения.
Проанализируем информационный контент исследуемого объекта, чтобы определить образ читателя-реципиента.
«БелГазета» представляет собой двухцветное издание на русском языке формата А3, объемом 32-40 полос, тиражом более 21000 экземпляров, день выхода – понедельник. Помимо постоянных рубрик в каждом номере «БелГазеты» присутствуют тематические выпуски:
Содержание «БГ» определяется формулой еженедельной газеты, соединяющей несоединяемое: качественную аналитику с яростным по напору эпатажем; интеллектуальные размышления об искусстве с интимными, на грани фола, откровениями героев публикаций; добротную публицистику с идеологической тенденциозностью; жесткую конкретность в изложении событий с размытыми текстами, лишенными фактурности. Фирменный» стиль «БГ» как результат концептуального перемешивания черт, присущих качественному, массовому и таблоидному типу изданий, хорошо согласуется с эклектичной культурой столичного мегаполиса, доказал свою востребованность у аудитории.
Рассмотрим структуру первой полосы, на которой по стандарту размещаются название газеты, важнейший материал и/или анонсы других материалов номера. Титульная полоса «БГ» содержит анонс главной темы недели, так называемую повестку дня (agenda setting), что позволяет максимально сфокусировать внимание на проблемах общенационального звучания, ввести в зону оперативного информирования и анализа событий, значимых для информационных запросов и потребностей аудитории. «Повестка дня» формируется из преимущественно общезначимых проблем и сопровождается фотоматериалом, анонсы других тем вынесены в заголовках рубрик.
В каждом номере издания существует несколько разделов, в которых помещают материалы определенного направления, характера или жанра. На примере «БГ»: разделы газеты («События, оценки», «Суть дела», «Контекст», «Общество», «Арт», «Спорт») не совпадают с рубриками, чаще статьи и заметки, входящие в какой-либо раздел, печатают под разными рубриками, которые выступают как его части. В «БГ» разработана своя система рубрик, различающихся характером, продолжительностью своего существования, ориентацией на свою аудиторию, что делает газету тематически очень разнообразной. «БГ» размещает следующие рубрики, периодически меняя их местами: «Мониторинг», «Своими глазами», «Визави», «Конец миссии», «Контекст», «Дружба народов», «Авторитетно», «Свидетель», «Что говорят», «Репортаж недели».
Содержание газеты – не просто сумма интервью и репортажей, статей и корреспонденций, очерков и фельетонов – все эти элементы постоянно взаимодействуют, переходя друг в друга, проявляют различные свойства. Содержание исследуемого объекта можно определить исходя из самого названия: информационно-аналитический еженедельник. Жанровая принадлежность материалов представлена заметками, событийными репортажами, интервью, проблемными статьями, комментариями, обзорами. «БГ» практикует персональную рубрикацию: некоторые жанры, размещенные на страницах «БГ», закреплены за конкретными журналистами. В частности, экономическое обозрение ведет Сергей Жбанов («Отечество в опасности», №5, «Украина гонит топливо», №9, «Держи карман шире» - №15), музыкальное обозрение – Татьяна Замировская («Рок» как приставка», №5, «Рожденные в «Белараше», №9, «Рукопашный бой», №14), спортивное обозрение – Евгений Кечко («Налцмали клюшек», №4, «Порой даже хвалили не по делу», №5, «Бить в табло не стану», №14).
Газетные материалы «БГ» написаны языком в яркой экспрессивно-стилистической манере. Авторы не придерживаются сухого, официального стиля, наполненного штампами, а умело играют с формой текста. Ведущими стилевыми чертами публицистических материалов стали интертекстуальность, ирония, языковая игра, что свидетельствует в целом о возросшей экспрессивности данного подстиля, в котором реализуется установка современного автора-публициста, использующего индивидуально-авторские метафоры и окказионализмы, а также слова и сочетания, маркируемые в тексте кавычками, на творчество, а не стереотип. Используются такие приемы интертекстуальности, как аллюзия, реминисценция, намек, перифраз, цитата и др.
Такая подача материалов – это и своеобразная форма заявления газеты о своей позиции (культурной, социальной, политической), и средство нацелить издание на определенную аудиторию, способную все эти ссылки распознать, и легкое развлечение для этой аудитории. Активнее всего эта черта проступает в заголовках, являющихся наиболее сильной позицией газетного текста:
– «Полковника никто не ждет» (Анна Кораневская, №4 от 31.01.2011);
– «Сальдо мортале» ( Ярослав Романчук, №5 от 07.07.2011);
– «Карта поляка» бита» (Наталья Провалинская №8 от 28.02.2011);
– «Взять ноги в руки» (Евгений Владимиров, №14 от 11.04.2011).
Особенности содержания тематического номера газеты, все материалы которого посвящены какой-либо одной теме, определяют и особенности его композиции и оформления. Для того чтобы оформление спецвыпуска не было однообразным, необходимо разносторонне подать избранную тему с использованием различных газетных жанров и форм подачи материалов.
Например, в № 14 от 14.01.2011 спецвыпуск «Modus Vivendi» , посвященный здоровому образу жизни, использует такое сочетание жанров как статья-обзор («Не чхать на все» Егора Слепакова), информационное интервью («За каждый зуб боремся до последнего» Татьяны Шлеверды), блиц-опрос («На что у вас аллергия?» Игната Яаксона).
В спецвыпуске «Автостоп» в №8 от 28.02.2011 жанровая принадлежность представленных материалов также варьируется: проблемная статья («Зачетная продажа» Елены Анкудо), информационное интервью («Риски берем на себя» Павла Мурашки), общеисследовательская статья («Полис для верности» Валентины Овчинниковой).
Тематические выпуски более разнообразны, следовательно, и композиция такого номера характеризуется более яркой версткой и оформлением. «БГ» иллюстрируют материалы и используют дополнительный цвет (для «Modus Vivendi» - зеленый, для «Автостоп» - оранжевый).
Природа газеты, изначально текстовая, со временем приобрела словесно-визуальный характер. И если признать визуальные формы передачи информации более ранними, чем письменные, то, окинув взором современную периодику, можно сделать вывод: роль визуальной коммуникации сегодня необыкновенно велика, и ее значение, по прогнозам ученых, будет возрастать. «БГ» уделяет особое внимание процессам фотоиллюстрирования публикаций.
Иллюстрация (от латинского – освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самостоятельным произведением фотографического или изобразительного искусства (12-13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации). «БГ» использует как фотографические так и нефотографические виды иллюстраций. В газете используются различные рисунки – репортажные, портретные, карикатурные. Но хотя рисунок быстрее замечается читателем, дольше хранится в памяти, серьезные материалы сопровождаются все же фотографиями в силу их оперативности, достоверности, «репортажности».
Информация о работе Оптимизация процесса коммуникации газеты «БелГазета» с аудиторией