Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:27, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных особенностей русского и французского национального характера; на основе работ, высказываний известных писателей понять, что в мире думают о данных нациях, и что они сами думают о себе.
Введение………………………………………………………………………с.3-4
1. Что такое национальный характер?....................................................с.5-7
2. Национальный характер русских:
а) Русский национальный характер глазами русских…………с.8-12
б) Русский национальный характер глазами иностранцев…..с.12-18
3. Национальный характер французов……………………………….с.18-20
а) Различия между жителями Севера и Юга………………….с.20-23
б) Французы в бизнесе……………….………………………...с.23-28
Заключение…………………………………………………………………с.29-30
Аннотация……………………………………………………………………..с.31
Список литературы……………………………………………………………с.32
В истории несколько раз происходили довольно странные вещи: накануне и во время страшных бед, грозивших человечеству уничтожением, многие европейские страны, их уникальные, самобытные культуры и народы бывали спасены добровольной кровавой жертвой России, руководствовавшейся евангельской заповедью: «нет больше той любви когда кто душу положит за други своя». И мир, растроганный алогичностью этой жертвы, в тот момент был благодарен и полон осознания значимости (и непомерной цены) этой жертвы. Так например, маршал Фош в 1914 г. (когда вступление русской армии – неподготовленное и оплаченное большой кровью – спасло Францию от разгрома) признавал: «Если Франция не стерта с карты Европы, она этим прежде всего обязана России». Потом это чаще всего забывалось.
Более
того, за это подчас платили ненавистью
и предательством. В обращении Русского
Заграничного Церковного Собора к Генуэзской
Конференции, собравшей руководителей
стран Антанты были такие пронзительные
слова, обращенные напрямую к христианской
совести европейцев: «Народы Европы! Народы
мира! Пожалейте наш добрый, открытый,
благородный по сердцу народ русский,
попавший в руки мировых злодеев!» Помощи
не последовало. Удивительно, но не об
этом ли писал Пушкин почти два века назад:
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы
вольность, честь
и мир?
Это написано в 1831 году, в воспоминание о битве с Наполеоном. Но это также актуально и для ХХ века, для страшной, многожертвенной нашей победы над Гитлером. История повторилась: Россия спасла мир от уничтожения, заплатив непомерной ценой, и опять эта жертва обесценена и оболгана теми, кто возрос на ее крови.
Конечно,
самобытная русская культура и ее духовный
центр, православие, сложны для понимания
представителей иных национальных культур.
Об этом опять-таки блестяще сказал Пушкин:
«греческое вероисповедание,
отдельное от всех прочих,
дает нам особенный
национальный характер».
Не удивительно, что Запад нас не знает
и не понимает, гораздо важнее, чтобы мы
сами знали и понимали свою культуру и
психологию.
Национальный характер французов
Тайная мечта каждого француза – быть похожим на Сирано де Бержерака, замечательного хвастуна и щеголя, героя комедии Эдмона Ростана. Сирано, как и д'Артаньян, был гасконцем, болезненно воспринимавшим недостатки собственной внешности и способным сокрушить любого, кто осмелился бы над ним посмеяться; это великий рубака и, в то же время, замечательный поэт, чьи стихи проникнуты бесконечной нежностью; это страстный любовник, однако он погибает из-за своей великой любви, увы, неразделенной; это, в общем-то, неудачник, но поражения он терпит столь блистательно, что достоин всяческого восхищения.
О своей мечте стать похожим на Жерара Депардье любой француз говорит открыто. Когда в 1991 году на роль Сирано выбрали именно Депардье, это была поистине гениальная режиссерская находка: ведь он входит в список французских звезд (Эдит Пиаф, Ив Монтан и многие другие), которым удалось подняться «из грязи в князи». Французам нравится, когда у их героев и героинь (как реальных, так и вымышленных) печальное прошлое: чтобы они были изгоями, которым удалось пробиться лишь ценой огромных усилий.
Экспериментаторы по природе,
французы отличаются особой
Им нравятся любые новые идеи и концепции, они постоянно забавляются с такими серьезными вещами, как демократия, ядерная энергия, железные дороги и различная техника.
Главное для французов – быть на высоте самых современных требований. Они с удовольствием проглотят даже вопиющее надувательство, если им докажут, что это абсолютнейшая новинка, на которой еще не высохла краска. Французы не разделяют британского цинизма по отношению к рекламе. Англичане вполне могут восхищаться рекламой, но покупать отнюдь не спешат, ну а французы рекламу как таковую не ценят вовсе, зато сломя голову бросаются покупать любую новинку.
Им нравится ощущение быстротечности жизни, ее бешеная скорость, ее энергетика, стиль, переменчивая мода. Им нравится все самое модное – одежда, сленг, самые последние фильмы и всевозможные технические изобретения.
В
повседневной жизни французы имеют
репутацию веселого, жизнерадостного,
быстрого и, как они сами признают,
несколько легкомысленного
В отношениях с частными лицами французы столь же честны, как и люди других наций, но в отношениях с властями (особенно со сборщиками налогов) они не стесняются схитрить или сплутовать. Газеты даже утверждают, будто «французов, которые регулярно или время от времени не обманывали бы сборщика налогов, практически не существует».
Все
эти противоречивые качества трудно
объединить в общую картину; одни из них
дают основания для уважения, другие —
для критики.
Различия между жителями Севера и Юга
Во Франции существуют различия между северным и южным темпераментами. Жители севера считают, что южане болтливы, хвастливы, несдержанны, легко заводят друзей, но часто поверхностны, непунктуальны и всегда неторопливы. Жители юга, в свою очередь, характеризуют северян как людей трудолюбивых, но холодных и необщительных, которые с трудом заводят знакомства, зато, если уж подружатся с кем-то, то на всю жизнь.
На средиземноморском Юге повсюду яркие цвета – голубизна неба, золото солнца, красноватая охра каменистой земли; пахнет душистыми травами, гарью лесных пожаров, горячей сухой пылью, оливковым маслом, на котором жарят рыбу. Под стать яркой природе и темперамент людей: южане живее, экспансивнее людей Севера. Их чувства, а тем более речь, как и кухня, сдобрены острыми пряностями. Они любят громко, поговорить, не жалея ни красочных эпитетов или сравнений, ни превосходных степеней, поспорить, а иной раз и повздорить друг с другом.
Личные связи, отношения людей здесь зачастую строятся на знакомствах и взаимных услугах, что не всегда так уж безобидно: из услуг рождается круговая порука, прочно связанная с коррупцией. Почти у каждого француза-южанина имеются черты наивного, но лукавого, хвастливого, но «себе на уме», словоохотливого, но вспыльчивого.
На севере Франции небо часто затянуто низкими, несущими дождь облаками. Влажный прохладный ветер дует со свинцовых вод Атлантики и Ла-Манша. Вдоль дорог, обсаженных с обеих сторон колоннадами стройных тополей и лип, раскинулись яблоневые сады. А еще дальше на северо-восток, в департаментах Нор и Па-де-Кале, на горизонте над бесконечными полями картофеля и свеклы вырисовываются пирамиды угольных терриконов, дымные силуэты доменных печей, большей частью заброшенных и покрытых ржавчиной.
Севернее Шампани виноградники исчезают, лозу вытесняет хмель. Хотя северяне не пренебрегают вином, их любимый напиток – пиво, а иногда яблочный сидр или кальвадос.
Если француз-северянин далеко не так общителен и разговорчив, как его провансальский соотечественник, то он основательнее и солиднее в делах, надежнее и вернее в дружбе. Север сумел сохранить свои давние традиции. Существует множество любительских клубов, кружков фольклора, по улицам городов в праздники движутся карнавальные процессии.
Природные различия между Севером и Югом усугубляются их судьбами. Южная часть страны выросла из римской Галлии, где культура, навеки отмеченная печатью античности, тяготеет к соседним Италии и Испании. В некоторых южных городах до сих пор высятся амфитеатры античных арен, стройные храмы и грандиозные акведуки, построенные рабами Рима. Марсель основали еще более древние греки-фокейпы. В Провансе есть деревни, облик обитателей которых напоминает средневековых арабов-сарацинов, обосновавшихся здесь задолго до крестовых походов.
Римские источники рисуют галлов «смелыми, сообразительными, умеющими красиво говорить, общительными, но безрассудными, тщеславными, неустойчивыми и абсолютно не способными к соблюдению какой-либо дисциплины». Конечно, французы отдают себе отчет в том, что в жизни эти противоречивые качества не могут существовать в чистом виде. Поэтому во Франции наибольшим уважением и симпатией пользуются те выдающиеся люди прошлого, которые умели сочетать в себе величие с трезвым расчетом, а преданное служение интересам государства с мудрой иронией. Отсюда популярность таких действительно ярких, масштабных фигур, как король Генрих IV – вечный ухажер, любимец женщин, но терпимый и осторожный правитель, или кардинал Ришелье, примиривший измученную религиозными войнами страну, отличавшийся железной воле и тонким искусством дипломата, или генерал де Голль с его культом Франции.
Северяне ведут свое происхождение от многих племен, среди них были германцы, кельты, вестготы, франки, бургундцы и многие другие, которые упорно сопротивлялись владычеству Рима и, в конце концов, своими набегами сокрушили империю. Франкские княжества стали колыбелью французского королевства, выделившегося в IX в. из империи Карла Великого. Именно Север стал собирать разношерстные французские земли вокруг будущей столицы – Парижа. Поэтому люди Севера чувствуют себя сначала французами, а затем уже – уроженцами различных провинций, тогда как южане, например корсиканцы, – наоборот.
Наверное, характер француза так противоречив потому, что он вобрал в себя, хотя и по-разному, черты уроженцев всех провинций страны. Старая французская пословица гласит: «Нужно всего понемногу, чтобы создать целый мир».
Что касается французской семьи, то ее отличает сплоченность. Дети часто живут с родителями, пока не женятся, и вся семья из трех-четырех поколений может жить под одной крышей. И если даже они разъезжаются, то стараются жить недалеко друг от друга и регулярно встречаться на воскресных обедах и по праздникам. Семья является также опорой в бизнесе, ее члены всегда поддерживают и помогают друг другу в различных предприятиях. Для французов тема семьи очень личная. Только самые близкие друзья участвуют в семейных собраниях, и получить приглашения на них – большая честь.
Французы
– нация оседлая, в отличие, например
от немцев. Случаи массовой эмиграции
в истории Франции крайне редки. Исключением
было, пожалуй, только бегство в Германию,
Швейцарию, Голландию и Англию двухсот
тысяч протестантов-гугенотов, вынужденных
спасаться от религиозных преследований.
Французы в бизнесе
Французы – одна из старейших и самобытнейших наций на европейском континенте, имеющая богатую историю и культуру. В прошлом Франция оказала значительное влияние на формирование делового этикета, дипломатического протокола. Долгое время французский язык был языком дипломатической переписки и делового общения. Все это не могло не сказаться на чертах национального характера.
Французы отличаются наибольшим вкусом в общении. В этом отношении они – образец для всех других народов. Французы вежливы, особенно с иностранцами, причем они таковы не из личного интереса, а из присущей им непосредственной потребности в галантности и вкуса к общению. Поскольку эта потребность чаще всего проявляется в отношениях женщиной, то не случайно французский язык в прежние времена был общепринятым языком салонов, хозяинами которых были великосветские дамы. Склонность к услужливости, вежливость, благожелательность французов, их высокая готовность прийти на помощь сделали эту нацию достойной любви и уважения со стороны других народов.
Информация о работе Национальный характер русских и французов