Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:27, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных особенностей русского и французского национального характера; на основе работ, высказываний известных писателей понять, что в мире думают о данных нациях, и что они сами думают о себе.
Введение………………………………………………………………………с.3-4
1. Что такое национальный характер?....................................................с.5-7
2. Национальный характер русских:
а) Русский национальный характер глазами русских…………с.8-12
б) Русский национальный характер глазами иностранцев…..с.12-18
3. Национальный характер французов……………………………….с.18-20
а) Различия между жителями Севера и Юга………………….с.20-23
б) Французы в бизнесе……………….………………………...с.23-28
Заключение…………………………………………………………………с.29-30
Аннотация……………………………………………………………………..с.31
Список литературы……………………………………………………………с.32
Министерство образования и науки РФ
Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Институт
права и гуманитарного
Кафедра
лингвистики и межкультурных
коммуникаций
Курсовая работа по дисциплине
«Основы межкультурной коммуникации» на тему:
«Национальный характер
русских
и французов»
Надеева Екатерина;
Научный руководитель: профессор
Москва,
2010
План
Введение…………………………………………………………
1.
Что такое национальный
2. Национальный характер русских:
а) Русский национальный характер глазами русских…………с.8-12
б) Русский национальный характер глазами иностранцев…..с.12-18
3.
Национальный характер
а) Различия между жителями Севера и Юга………………….с.20-23
б) Французы в бизнесе……………….………………………...с.
Заключение……………………………………………………
Аннотация………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
О характерах народов слагаются легенды, пишутся поэмы и романы, сочиняются анекдоты. Резонно было бы предположить, что национальный характер дает о себе знать во всех сферах жизни и деятельности его носителей. Представители отдельных этнокультурных традиций могут находить общий язык в процессе совместного общения, они могут общаться, сотрудничать, успешно взаимодействовать по самым разным поводам. В какой-то мере все люди на Земле похожи друг на друга, но в какой-то – все они друг от друга отличаются. И это верно не только в отношении людей разных национальностей, поскольку то же самое можно сказать, например, о мужчинах и женщинах, пожилых и молодых, образованных и необразованных, богатых и бедных, жителях городов и деревень, представителях различных религиозных конфессий, разделяющих различные политические взгляды и т.д.
Актуальность темы данной курсовой работы вызвана осмыслением исторического опыта уходящего столетия, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира, все это возродило интерес к проблеме национального характера и национального менталитета. Нация не только объединяет индивидов; но и налична в каждом из них, в том числе посредством национального характера.
В повседневной жизни принято считать, что каждая нация имеет свой характер, и что определенные черты характера закреплены за той или иной нацией. Так, американцев связывают с деловитостью, немцев – с пунктуальностью, французов – с остроумием и галантностью, русских – с открытостью, бесхитростностью, с мастерством.
Целью данной работы является выявление основных особенностей русского и французского национального характера; на основе работ, высказываний известных писателей понять, что в мире думают о данных нациях, и что они сами думают о себе.
Понятие
«национальный характер» в
Национальный
характер – это то, что связывает
отдельного индивида с его культурой.
«Общество внутри нас», существующее
в виде однотипных для людей одной
и той же культуры реакций на привычные
ситуации в форме чувств и состояний,
и есть наш национальный характер».
При взрослении человек сознательно и
бессознательно усваивает ценности своей
культуры, психологические и поведенческие
особенности, типичные и наиболее характерные
для людей, принадлежащих к данной культуре.
Что такое национальный характер?
«Национальная культура тоже личность»
Д.С.Лихачев.
Термин «национальный характер» широко использовали еще основоположники марксизма. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса многократно встречаются выражения: «английский национальный характер», «немецкий национальный характер», «особенности характера каждого народа» и т. д., причем национальный характер рассматривается в качестве важнейшего фактора, отличающего одну нацию от другой. «Английский национальный характер,— пишет Ф. Энгельс, — существенно отличен как от немецкого, так и от французского».1
Анализируя национальный характер той или иной нации, К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли в нем определенные существенные черты. Так, в работе «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельс, описывая черты национального характера ирландцев, отмечал: «Ирландцы по своему национальному характеру сродни романским народам, французам и в особенности итальянцам... у ирландцев чувства и страсти безусловно берут верх над разумом. Чувствительный, легко возбудимый характер ирландцев не дает развиться рассудительности и мешает равномерной, настойчивой деятельности».2
Основоположники марксизма подчеркивали, что национальный характер, его черты являются результатом многовекового развития нации, достоянием ее истории. Поэтому, обращаясь к национальному характеру какого-нибудь народа, они, прежде всего, исследовали социальную историю этого народа.
Так что же такое национальный характер? Это совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Национальный характер представляет собой, прежде всего, определенную совокупность эмоционально-чувственных проявлении, выражаясь в первую очередь в эмоциях, чувствах и настроениях.
Наиболее отчетливо национальный характер проявляется в национальном темпераменте — например, отличающем скандинавские народы от, например, латиноамериканских. Зажигательность бразильских карнавалов никогда не спутаешь с неторопливостью северной жизни: различия очевидны в темпе речи, динамике движений и жестов, всех психических проявлений.
Понятие национального характера по своему происхождению поначалу не было теоретико-аналитическим. Первоначально, оно было, прежде всего, описательным. Впервые его стали употреблять путешественники, а вслед за ними географы и этнографы для обозначения специфических особенностей образа жизни и поведения разных наций и народов.
В
истоках национального
Разумеется, формирование современных национальных характеров представляет собой результат сложного историко-психологического процесса, продолжающегося уже в течение многих веков. Проживая в неодинаковых природных условиях, люди с течением времени постепенно приспосабливались к ним, вырабатывая определенные общепринятые формы восприятия и реагирования на эти условия. Это играло адаптивную роль, способствуя развитию и совершенствованию человеческой деятельности и общения людей. Подобные адаптивные формы восприятия и реагирования закреплялись в определенных нормативных, социально одобряемых и закрепляемых способах индивидуального и коллективного поведения, наиболее соответствующих породившим их условиям. Особенности национального характера находили свое выражение в первичных, наиболее глубинных формах национальной культуры, формируя своего рода социо-культурные эталоны, нормативы и образцы адаптивного поведения. Так, например, художниками давно было очень образно подмечено, что «народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность». Напротив, в специальном исследовании шведский этнограф А. Даун, проанализировав обширный материал, установил, что основной чертой шведского национального характера является чрезвычайная рациональность мышления. Шведы не склонны выставлять свои чувства напоказ, в случае конфликтов не дают волю эмоциям, стремятся к компромиссным решениям. Этим А. Даун объясняет особенности удивительно четкого функционирования шведской государственной машины, слабую религиозность населения, традиционную посредническую роль Швеции в международных конфликтах и др.
Всякий
характер определяется в значительной
степени наследственным строением,
которое в свою очередь зависит
от расы и окружающей среды. Без сомнения,
невозможно включить целый народ
в одно и то же определение, так как
в каждом народе замечаются не только
индивидуальные различия, но также провинциальные
и местные. Фламандец не похож на марсельца,
а бретонец на гасконца.
Русский национальный характер глазами русских
"Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!" - восклицал Н. А. Некрасов. Национальный характер любого народа полон противоречивых и даже взаимоисключающих черт, но русские в этом отношении впереди многих.
Первый, вызывающий восхищение практически у всех, кто соприкасался с русскими – это комплекс душевных свойств русских людей. «Доверчивое смирение с судьбой, сострадательность: готовность помогать другим, делясь своим насущным; способность к самоотвержению и самопожертвованию; готовность к самоосуждению, раскаянию – и публичному, даже преувеличение своих слабостей и ошибок; вера как главная опора характера; легкость умирания, эпическое спокойствие в приятии смерти; непогоня за внешним жизненным успехом, непогоня за богатством, довольство умеренным достатком» - так описывает характер русского народа в прошлом Солженицын.3 Об этом же пишет и Н.Лосский в своей книге «Характер русского народа», упоминая такие удивительные черты как способность русского народа к высшим формам опыта (религиозному, мистическому, к восприятию чужих душевных состояний, к страстному исканию смысла жизни и абсолютной правды), свободолюбие (как свободу духа прежде всего), страстность и могучую силу воли, даровитость, мессианизм и миссионизм русского народа, его удивительную доброту и незлопамятность («русские люди», говорит Достоевский, «долго и серьезно ненавидеть не умеют»).
Следует отметить, что именно Православие органично легло на те свойства характера, которые «прирожденно, отродно» (по выражению Солженицына) присущи восточным славянам: «открытость, прямодушие, естественная непринужденность, простота в поведении (вплоть до изрядной простоватости), несуетность, юмор, великодушие, уживчивость, легкость человеческих отношений («чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» – Г.Федотов); отзывчивость, способность все понять; широта характера, размах решений («чем с плачем жить, так с песнями умереть»).
По мнению Н.Лосского, все социальные (и высшие и низшие) слои России усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь». С.Л.Франк пишет, что «русский дух насквозь проникнут религиозностью».4
Информация о работе Национальный характер русских и французов