Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:30, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Коммуникации"
Ø разъяснение
– ИНСТРУКТИВНОЕ разъяснение
(схематическое раскладывание
Ø доказательство
– в основе доказательства
лежит выстраивание информации
по принципу изложения тезиса
и аргументации его с помощью
фактов, закономерностей и т.д.
Для эффективности
Психология групп
Лекция №7 (28 ноября 2007г.)
Малые группы (МГ)
МГ – немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.
Размер МГ: нижняя граница – 2-3 члена, верхняя граница – количество членов группы, которые функционально способны выполнить стоящие перед группой задачи.
Виды МГ:
§ лабораторные – специально созданные для проведения экспериментов;
§ естественные – в реальных жизненных ситуациях
§ организованные
– наличие документа,
§ спонтанные
§ открытые
– степень открытости и
§ закрытые
§ стационарные
– продолжительность
§ временные – лабораторные, экспериментальные
§ группа
членства – по степени
§ референтные группы – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей – значимая группа
Психологические характеристики МГ
Характеристики группы
Характеристики, определяющие положение личности в группе
Характеристики, определяющие положение в личности в группе
Групповые ожидания
Социально-психологические характеристики личности
- статус
- позиция
- роль
Групповые нормы
Групповые санкции
Композиция
Групповые структуры
Групповые процессы
социометрическая структура
социальные власти
коммуникативная структура
групповое сплочение
групповое давление
групповое решение
Характеристики группы
1. Композиция – состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).
Групповые структуры
2. Социометрическая структура
– совокупность соподчиненных
позиций членов группы в
Статусы:
I. Звезда – только одни предпочтения (+)
II. Высокостатусные – система предпочтения больше, чем система отв-я (+>-)
III. Изолированные (+;- = 0)
IV. Низкостатусные (-<+)
V. Изгой (-)
3. Коммуникативная структура
– совокупность позиций членов
группы в системе
Типы коммуникативных сетей:
> Централизованная – в центе информационных потоков – коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.
Виды передачи информации в коммуникационной сети:
- фронтальный вид – здесь и сейчас
- иерархический вид – два и более уровне соподчинения членов группы
> Децентрализованная – у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.
Виды:
- цепной
- круговой
4. Структура социальной
власти – это система
Формы социальной власти:
- руководство – влияние
социально зафиксировано,
- лидерство – спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.
Типы лидеров:
ª по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип
ª по стилю воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный
ª по характеру деятельности: ситуативный, универсальный.
Групповые процессы
5. Групповая сплоченность
– процесс формирования
Факторы, влияющий на групповую сплоченность:
1.
Эмоциональная
2.
Сходство членов группы между
собой (возраст, социальное
3.
Особенности групповых целей
(цель должна быть понятна
4.
Групповая цель должна
5. Удовлетворенность группой и своим положением в ней
6. Процесс группового давления (конформизм)
- психологическая
Три вида конформности:
1. Внешняя конформность – позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.
2. Внутренняя конформность – индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.
3. Негативизм
(конформизм наизнанку) –
7. Групповое решение –
выработка общих подходов и
мнений по различным
Элементы групповых решений:
1. групповая задача:
§ простые – сложные (несколько фаз)
§ конъюктивные (кооперация членов группы) – дизъюктивные (индивидуальные решения)
§ продукционные (новые творческие идеи) - дискуссионные
2. «сдвиг риска» - в
процессе обсуждения и
3. групповая поляризация – в процессе обсуждения члены группы высказывают различные мнений, которые в дальнейшем группируются по полюсам.
Характеристики, определяющие положение в личности в группе
Групповые ожидания
1. Групповые нормы –
правила, законы и принципы, выработанные
группой и регламентирующие
2. Групповые санкции –
система мер контроля и
Позитивные санкции:
похвала, материальное
Негативные санкции:
невербальные знаки
Социально-психологические характеристики личности в группе
1. Статус – совокупность
задаваемых индивиду
2. Позиция - выражение отношения индивида к статусу и к тому, что ему приписывает статус (права и обязанности): положительная, негативная, равнодушная.
3. Роль – функции, с
помощью которых личность
Большие группы (БГ)
- группа, функционирующая по какому-либо признаку.
Виды БГ:
1. В зависимости от контактности:
- реальные (образуют социальную общность и включают в себя значительное количество людей; контакт между членами группы многоступенчатый и опосредованный)
- условные (выделяются на основе значимых для исслед. признаков, члены группы между собой не контактируют)
2. В зависимости от времени существования:
- стихийные группы (кратковременные, случайно возникшие)
- устойчивые группы (длительно
существуют и исторически
3. В зависимости от природы:
- социальны слои
- территориально-региональные
- группы-организации (
Массовидные явления
Лекция №8 (12 декабря 2007г.)
I. Общественное мнение (ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.
Функции:
- регулятивная
- оценочная
- воспитательная
- интегративная
Характеристики:
- оперативность
- гласность
- публичность выражения
- мобильность
- действенность
Этапы формирования ОМ:
1.
формирование индивидуальных
2.
обмен индивидуальными
две формы обмена:
- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)
- открытий обмен (полная
аргументация, использование механизма
убеждения партнера, формулирование
четких выводов и оценок). Можно
управлять через лидеров,
3.
оформление и закрепление ОМ (от
индивидуального мнения к
Виды ОМ:
- официальное ОМ – формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами
- неофициальное ОМ – формируется в процессе неформального общения
II. Общественное настроение (ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.
ОН динамично, менее статично, чем ОМ.
Стадии изменения ОН (динамичность ОН):
- брожения
- поворот
- подъем
- затишье
- спад
Формы изменения ОН:
ü постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)
ü резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)
ü взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)
1. взрыв массового
брожения и недовольства (стихийность,
бессознательность, на
2. взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)
3. взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)
III. Традиции – социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.
Функции:
- регуляция
- воспитание
- трансляция (передача культуры от поколения к поколению)
Характеристики традиции:
ü проявляется во всех сферах жизни
ü для формирования традиции необходим определенный исторический период времени
ü складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость
IV. Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.
Характеристики:
- унаследованный нормативный способ поведения
- общепринятость и массовость
- медленно изменяются и с трудом корректируются
- выполняются на
- формируются в результате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)
- неуклонное следование
воспринятому из прошлого
Функции:
ü трансляция культуры
Пути трансляции:
- от поколения к поколению в рамках конкретного общества
- от общества к обществу
- от общества к индивиду
(осуществляется процесс
ü социальный контроль
ü социальная интеграция (происходит групповое сплочение)
Слухи и сплетни
Слухи – форма самовыражения общественного настроения и общественного мнения. В основе лежит недостоверная или искаженная информация, которая распространяется в устном виде при непосредственном общении. Возникает при отсутствии полной или достоверной информации.
Виды слухов (классификация):
1) по степени недостоверности:
- абсолютно недостоверные
- просто недостоверные
- относительно недостоверные
- близкие к достоверности
2) по эмоциональным
- слух-желание (сильное
эмоциональное желание,
- слух-пугало (в основе – негативные настроения и эмоциональные состояния)
- агрессивный слух (стимулирует
агрессивное поведение
- нелепые слухи (в основе – очевидная нелепость)
Сплетни – разновидность слухов, в основе – неточные, заведомо неверные сведения, ориентированные на популярных индивидуумов в обществе. Удовлетворяют потребность в дополнительной информации о жизни популярных людей.