Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:30, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Коммуникации"
Лекция №1 (5 сентября 2007г.)
1. Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
2. Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.
3.
Формы коммуникативного
4.
Психологические особенности
1. Место психологии
коммуникации в рамках
6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные, иррациональные).
5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация. Основа классификации – место расположения души.
По социальному статусу:
1. Если душа расположена в области разума, то философ.
2. Если душа расположена в области сердца, то воин.
3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то ремесленники.
По этническому признаку:
1. Если душа расположена в области разума, то греки.
2. Если душа расположена в области сердца, то северные варвары.
3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то южане.
4 век до н.э. Аристотель: «отец психологии», т.к. он первый написал научный трактат «О душе». Душа – движущее начало. Выделяет несколько уровней развития души:
1) растительная душа – основная характеристика – ощущения;
2) животная душа – основные характеристики – память, восприятие, моторная деятельность;
3) человеческая душа –
основные характеристики –
Середина 18 века Христиан
Вольф: подготовил курс, который
освещал основные
1979 год – психология
выделяется из философии и
становится самостоятельной
Конец 19 – начало 20
века – из психологии
1.
общая психология – изучает
общие закономерности развития
и функционирования психики
2.
возрастная психология –
3.
социальная психология –
4.
клиническая психология –
5.
этническая психология –
6. психология половых различий – изучает различия в психике мужчин и женщин;
и т.д., в целом более 20 отраслей.
Психология коммуникаций
– прикладная отрасль
Методология делится
на три общепринятых
1)
общенаучная – методология
2)
специальная – методология
3)
частная – методология
Методология состоит
из двух методологических
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в:
1) активном отражении субъектом объективной действительности;
2) построении субъектом неотчужденной от него картины отраженной действительности;
3) формировании на этой основе своего поведения и своей деятельности.
2. Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.
Коммуникация – это процесс
взаимодействия людей, в
3. Формы коммуникативного действия (общения).
(по А.А. Бадлееву)
Л – личность
Лс – личность с официальным статусом
2 вида статуса:
1.социальный статус –
обозначает принадлежность
2.официальный статус –
действует только при
Три формы коммуникативного действия:
1. межличностное (интимное) взаимодействие
– форма взаимодействия между
партнерами, не обладающими официальными
статусами. Действует в трех
системах отношений: в
Главная психологическая
2. профессиональное
3. деловое взаимодействие –
взаимодействие между
4. Психологические особенности коммуникации.
1) Формирование социальных
установок у главного субъекта
взаимодействия. Дмитрий Узнадзе:
установка – это готовность
действовать определенным
2) Создание благоприятного
психологического климата. Для
этого необходимо учитывать
1. Потребность в самовыражении
и достижении понимания (виды
активного слушания: нерефлексивное
– активное молчание с
2. Потребность в эмоциональном понимании (для удовлетворения этой потребности используется механизм эмпатии. Эмпатия – это способность и умения сочувствовать и сопереживать другому, а также способность понимать чувства другого)
3. Потребность в признании личности
3) В основе коммуникации находится субъект-субъектная система взаимодействия, которая предполагает активность партнеров, взаимное влияние и воздействие друг на друга, а также совместную деятельность в процессе коммуникации. S-S’ (S – ведущий, главный субъект коммуникации, S’ – ведомый субъект коммуникации)
Феноменологические
Лекция №2 (19 сентября 2007г.)
1. Виды
1. по характеру ориентации
·
личностно-ориентированная
·
социально-ориентированная
2. по количеству субъектов
·
2 – диада, диадическая
· 3 – триада, триадическая коммуникация (1+2, в триаде обязательна смена ролей)
· 4 – тетра-коммуникация (1+3 – эффективнее, 2+2 – тоже возможна, всегда обязательна смена ролей)
· 5 и больше – внутригрупповая коммуникация
структура
непосредственная коммуникация
перцепция
интеракция
2. Структура
Непосредственная
Перцепция – процесс
восприятия и формирования
Интеракция – взаимодействие в процессе коммуникации
3. Компоненты
1. когнитивный – информированность в области коммуникации (профессиональная компетентность в вопросах коммуникации)
2. эмотивный – умение управлять своим эмоциональным состоянием в процессе коммуникации
3. конативный – выстраивание своего поведения в процессе коммуникации
Все компоненты тесно взаимосвязаны.
4. Функции
1. информационно-коммуникативная – обеспечение процесса прохождения и приема информации
2. аффектино-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу личности
3. регулятивно-коммуникативная – воздействие и управление поведением и деятельностью людей
Все функции взаимосвязаны между собой
5. Типы
1. императивная коммуникация [S => O]
Предполагает одностороннее
воздействие на объект с целью
формирования у партнера (у этого
объекта) определенных
2. манипулятивная коммуникация [S => O]
Одностороннее воздействие
на объект с целью достижения
субъектом собственных
Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.
а) «диктатор». Основная техника – приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависит все
б) «тряпка». Основная техника – инвалидизация себя
в) «калькулятор». Основная
техника – контроль и
г) «прилипала». Основная техника – преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертва всего
д) «хулиган». Основная техника – угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость
е) «славный парень».
Основная техника –
ж) «судья». Основная
техника – высказывание
з) «защитник». Основная техника – инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.
Основной прием работы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.
3. диалогическая коммуникация [S <=> S]
Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.
Средства коммуникации
1. Вербальные средства коммуникации
Речь – это психологический
процесс общения людей с
± Центр Брок¿ – в средней лобной извилине левого полушария. Этот центр отвечает за процесс произношения речи, за громкость, четкость, правильность речи.
± Центр ВÁрнике – в височной доле левого полушария. Отвечает за смысл (понимание) речи.
± Центр письма – в верхней лобной извилине левого полушария. Отвечает за письменную речь.
± Зрительный центр
– в затылочной доле левого
полушария. Отвечает за
Виды речи
речь
внешняя речь
устная речь
внутренняя речь
аффективная речь
письменная речь
монолог
диалог
полилог
Внутренняя речь – речь, направленная на себя. Основные характеристики: беззвучность, односложность, краткость.
Внешняя речь – речь, направленная на других.