Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:30, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Коммуникации"
Устная речь – основные характеристики: несложная грамматическая конструкция, опирается на невербальные средства, имеет свои внутренние разновидности (по количеству коммуникаторов):
Монолог – речь одного субъекта, монолог требует плана, замысла и подготовки.
Диалог – речь двух субъектов. Возникает как ответ на вопрос, мнение, суждение. Представляет собой свернутую совокупность монологов.
Полилог – три субъекта и более. Представляет собой свернутую совокупность диалогов (они уменьшены во времени и в объеме).
Письменная речь – основные характеристики: сложная грамматическая конструкция, речь опирается только на логику языка, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности человека.
Аффективная речь – это односложный и ограниченный вид речи. Основывается на отдельных словах, очень редко – фразах. Такая речь эмоционально насыщена и интонирована (напр., Эллочка-Людоедка). Нет никакой грамматической конструкции.
2. Невербальные средства коммуникации
Существует 7 основных знаковых систем.
1. Оптико-кинетическая система знаков. Эта система включает в себя три элемента:
ª Жесты – это
движения конечностей. Алан
ª Мимика – движение мышц лица. Три основных группы мышц лица, которые отвечают за мимику: 1. круговые мышцы глаз; 2. мышцы скул; 3. Круговые мышцы рта. + две дополнительные группы мышц: 1. мышцы лба; 2. мышцы шеи.
Продолжение
ª Пантомимика – расположение корпуса в целом, осанка + сочетание мимики и жестов.
2. Паралингвистическая система знаков – система вокализации голоса. Основные характеристики:
ª тембр
ª тональность
ª диапазон
ª громкость
ª интонация
3. Экстралингвистическая
система знаков – это
4. Проксемика – это расположение партнера в пространстве. Включает в себя три элемента:
ª зоны
ª позиции
ª позы
ЗОНЫ
Зона – расстояние
или дистанция между
Интимная зона – от 0 до 15 см – только для межличностных отношений.
Личная зона –
от 15 см до 1,5 м – тоже для
межличностного общения, но не
настолько близкого как в
Социальная зона – от 1,5 до 4 м – предназначена для общения с точки зрения делового и профессионального взаимодействия.
Публичная зона
– от 4 до 8 м и больше – для
взаимодействия с большой
Факторы, влияющие на изменение зон:
ü актуальное психологическое состояние: при переживании стенических (положительных) чувств зоны уменьшаются (т.е. человек может подпустить к себе ближе и не будет чувствовать дискомфорта), при переживании астенических (отрицательных) чувств зоны, наоборот, увеличиваются.
ü возрастные особенности: чем человек старше, тем больше он увеличивает зоны.
ü темпераментальные особенности: холерики и сангвиники зоны увеличивают, флегматики и меланхолики – уменьшают.
ü полоролевые особенности: проявляются на двух уровнях:
1. при внутриполовом взаимодействии (партнеры одного пола): мужчины зоны уменьшают, женщины – увеличивают.
2. при межполовом взаимодействии (партнеры разного пола): мужчины склонны увеличивать зоны, женщины – уменьшать.
ü территориально-региональные особенности: городские жители зоны уменьшают, сельские жители – увеличивают; в зависимости от региона: жители северных широт зоны увеличивают, а южных – уменьшают.
Феноменологические
Лекция №3 (3 октября 2007г.)
ПОЗИЦИИ
1. «лицом к лицу»
при личностно-
2. «плечом к плечу»
неэффективна при профессиональном взаимодействии, так как не дает возможности получать информацию с помощью мимики. Хорошо работает в системе межличностных взаимоотношений, так как формируется доверительность и комфортность.
3. «лицом к спине»
не эффективна вообще.
4. «под углом»
самая эффективная для делового общения, особенно в диаде, когда взгляды не уперты друг в друга, а соприкасаются.
5. «круглый стол»
эффективна при взаимодействии в группе.
ПОЗЫ
1. «пристройка сверху»
Главный субъект стоит, а ведомый сидит.
2. «пристройка снизу»
Главный субъект сидит, а его партнер стоит
3. «на равных»
Оба сидят или оба стоят
5. Визуальная система знаков
Это взаимодействие
с помощью глаз. Концентрация
взгляда – степень
6. Тактильная система знаков – система прикосновений к партнеру
4 элемента:
1) непосредственные
2) рукопожатие: мужское, женское, смешанное (инициатор - женщина)
3) объятия: официальные – прикосновение корпуса
4) поцелуи: щека к щеке, чисто символические
7. Ольфакторная система знаков – это система запахов
2 вида запахов:
1) запахи человека
Главный субъект должен выполнять 2 нормы запахов:
o санитарно-гигиенические нормы
o психологическая норма запахов (дозированное использование парфюма)
2) запахи окружающей среды
Там, где проходит коммуникация, нельзя есть, готовить и т.д., должна быть налажена система проветривания.
Коммуникация как
Коммуникация – процесс
взаимного обмена информацией
между партнерами. Коммуникация
как информационный процесс
1) Наличие у партнеров ролей
o коммуникатор – передает информацию
o реципиент – принимает информацию
2) Динамика смены ролей,
т.е. роли не статичны, для эффективной
коммуникации должна быть
3) Наличие единой системы кодификации и декодификации – коммуникатор, кодифицируя свои мысли, должен использовать язык, который будет понятен реципиенту.
4) Потеря и искажение информации
± задумано – 100%
± высказано – 80% (забыл, не все можно сказать словами, передумал говорить, отвлекся и т.д.)
± выслушано – 60% (не расслышал, отвлекся, физиологические особенности, было неинтересно и т.д.)
± принято – 50%
± осталось в памяти – 25%
Затем реципиент становится коммуникатором, а 25% становятся снова 100% и т.д.
Это и есть механизм формирования сплетен и слухов.
Существует 2 правила для создания устной информации:
1. (при передаче информации
через посредников) Передавать
информацию нужно по принципу
«здесь и сейчас», т.е.
2. при получении информации не от источника полностью доверять ей нельзя
5) Использование техник эффективного слушания
рефлексивное и
6) Использование обратной
связи – это механизм
Формы обратной связи:
вербальная – невербальная
оценочная – описательная (безоценочная)
позитивная – негативная
абстрактная (по мнению большинства, как считают ученые и т.д.) – конкретная (персонифицированная)
Пути передачи обратной связи:
прямой путь – вербальные средства
косвенный путь – невербальные средства
Коммуникативные барьеры.
Лекция №4 (17 октября 2007г.)
Это психологические
препятствия на пути
± Барьеры понимания
Фонетический
дефекты речи и дикции;
монотонная, невыразительная речь;
быстрая речь, скороговорка;
использование звуков и слов-паразитов.
Семантический – из-за различия в тезаурусах (словарь понятий):
использование
использование диалектов;
использование сленгов и жаргонов;
многовариантность смысловых значений слов.
Логический – различия в логиках партнеров:
мужская – женская
взрослого – ребенка
преподаватель – студент
Стилистический
несоответствие стиля
речи коммуникатора ситуации
общения, актуальному
± Барьеры социально-культурных различий
Ø социально-демографические различия: пол, возраст, социальное положение, национальность, образование, профессия, место проживания, религия, семейное положение, политические взгляды
Ø социально-психологические
различия: темперамент, особенности
характера, способности,
± Барьеры отношений
неприязнь к человеку, сразу тянет за собой все другие барьеры.
Общение как социально перспективный процесс
Перцепция – процесс взаимного восприятия партнеров, формирование отношений между ними.
1. Формирование первого впечатления
Наблюдатель:
I. внешние характеристики, отдельные аспекты поведения
II. приписывание личностных особенностей
III. прогноз поведения и отношения
IV. формирование собственного отношения и поведения
2. Механизм восприятия
- эмпатия
- идентификация (отожествление) – умение поставить себя на место партнера и понять его с его точки зрения
- рефлексия – умение понимать как воспринимает партнер главного субъекта, как партнер воспринимает Вас. Рефлексия – самая эффективная из трех.
3. Перцептивные барьеры
это психологическое
препятствие на пути
1) барьеры перцептивной информации
± барьер первого впечатления
± барьер стереотипов
Стереотип – это устойчивое
представление о различных
Виды стереотипов:
а) полоролевые
б) возрастные
в) национальные
г) профессиональные
д) территориальные
2) барьер личностных
± барьер занятости собой
± барьер боязни
контактов (в результате
3) барьеры установок
± барьер беспричинной
негативной установки.
± барьер отрицательной
установки (при заочном
± барьер ожидания
непонимания (при негативном
4) барьеры отрицательных эмоций
при переживании
Общение как интеракция (взаимодействие)
Интеракция – взаимодействие,
обмен действиями в
Интерактивные теории:
1. Дж. Хоманс – Теория обмена
В процессе взаимодействия
партнеры обмениваются двумя
переменными: затраты на
В сочетании этих
двух переменных выделяются
§ если вознаграждение
велико, то партнер в большей
степени готов затрачивать
§ если цель
близка, то партнер в меньшей
степени готов затрачивать
§ если вознаграждение
зависит от определенных
2. Дж. Мид, Г. Блумэр – Теория символического интеракционализма
В процессе взаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных и невербальных)
3. Э. Гофман – Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)
Взаимодействие представляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:
партнеры (выполняют определенные роли)
декорации (ситуация взаимодействия)
Партнеры воздействуют
друг на друга с помощью
впечатления, формируемого с
4) З.Фрейд – Психоаналитическая теория
При взаимодействии
с партнером, который старше
по возрасту или положению,
а также значимее их важным
для субъекта качеством,
- выстраивание взаимоотношений по формуле «объект-субъект»
- неспособность самостоятельно принять решение
- подавленность в вербальных
и невербальных средствах
- астеническое состояние (отрицательные чувства)
Это происходит с
теми, кто в раннем детстве
пережили негативный опыт, связанный
с общением с такими
Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):
Избегание – пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.