Лекций по "Коммуникациям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:30, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Коммуникации"

Работа содержит 1 файл

Психология комуникаций.docx

— 46.27 Кб (Скачать)

Устная речь – основные характеристики: несложная грамматическая конструкция, опирается на невербальные средства, имеет свои внутренние разновидности (по количеству коммуникаторов):

Монолог – речь одного субъекта, монолог требует плана, замысла  и подготовки.

Диалог – речь двух субъектов. Возникает как ответ на вопрос, мнение, суждение. Представляет собой  свернутую совокупность монологов.

Полилог – три субъекта и более. Представляет собой свернутую совокупность диалогов (они уменьшены во времени и в объеме).

Письменная речь – основные характеристики: сложная грамматическая конструкция, речь опирается только на логику языка, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности человека.

Аффективная речь – это  односложный и ограниченный вид  речи. Основывается на отдельных словах, очень редко – фразах. Такая  речь эмоционально насыщена и интонирована (напр., Эллочка-Людоедка). Нет никакой  грамматической конструкции.

2. Невербальные средства  коммуникации 

 Существует 7 основных  знаковых систем.

1. Оптико-кинетическая система  знаков. Эта система включает  в себя три элемента:

 ª Жесты – это  движения конечностей. Алан Пиз: все жесты делятся на два типа: открытые и закрытые.

 ª Мимика – движение  мышц лица. Три основных группы  мышц лица, которые отвечают за  мимику: 1. круговые мышцы глаз; 2. мышцы скул; 3. Круговые мышцы рта. + две дополнительные группы мышц: 1. мышцы лба; 2. мышцы шеи.

    Продолжение

ª Пантомимика – расположение корпуса в целом, осанка + сочетание  мимики и жестов.

2. Паралингвистическая система  знаков – система вокализации  голоса. Основные характеристики:

 ª тембр 

 ª тональность 

 ª диапазон 

 ª громкость 

 ª интонация 

3. Экстралингвистическая  система знаков – это включение  в речь околоречевых приемов: покашливаний, вздохов, пауз, смеха, плача. 

4. Проксемика – это расположение партнера в пространстве. Включает в себя три элемента:

 ª зоны 

 ª позиции 

 ª позы 

ЗОНЫ 

 Зона – расстояние  или дистанция между партнерами. Личное пространство – это  расстояние вытянутой руки до  локтя. Существует 4 зоны:

   Интимная зона –  от 0 до 15 см – только для межличностных  отношений. 

   Личная зона –  от 15 см до 1,5 м – тоже для  межличностного общения, но не  настолько близкого как в интимной  зоне.

   Социальная зона  – от 1,5 до 4 м – предназначена  для общения с точки зрения  делового и профессионального  взаимодействия.

   Публичная зона  – от 4 до 8 м и больше – для  взаимодействия с большой аудиторией.

 Факторы, влияющие на  изменение зон: 

 ü актуальное психологическое состояние: при переживании стенических (положительных) чувств зоны уменьшаются (т.е. человек может подпустить к себе ближе и не будет чувствовать дискомфорта), при переживании астенических (отрицательных) чувств зоны, наоборот, увеличиваются.

 ü возрастные особенности: чем человек старше, тем больше он увеличивает зоны.

 ü темпераментальные особенности: холерики и сангвиники зоны увеличивают, флегматики и меланхолики – уменьшают.

 ü полоролевые особенности: проявляются на двух уровнях:

1. при внутриполовом взаимодействии (партнеры одного пола): мужчины зоны уменьшают, женщины – увеличивают.

2. при межполовом взаимодействии (партнеры разного пола): мужчины склонны увеличивать зоны, женщины – уменьшать.

 ü территориально-региональные особенности: городские жители зоны уменьшают, сельские жители – увеличивают; в зависимости от региона: жители северных широт зоны увеличивают, а южных – уменьшают.

 

Феноменологические характеристики коммуникации (продолжение)

Лекция №3 (3 октября 2007г.)

ПОЗИЦИИ

1. «лицом к лицу» 

 при личностно-ориентированном  общении ее использовать нельзя, так как она обязывает все  время смотреть в глаза, а  это го делать нельзя, создает  напряженность. 

2. «плечом к плечу» 

 неэффективна при профессиональном взаимодействии, так как не дает возможности получать информацию с помощью мимики. Хорошо работает в системе межличностных взаимоотношений, так как формируется доверительность и комфортность.

3. «лицом к спине» 

 не эффективна вообще.

4. «под углом» 

 самая эффективная для делового общения, особенно в диаде, когда взгляды не уперты друг в друга, а соприкасаются.

5. «круглый стол» 

 эффективна при взаимодействии в группе.

ПОЗЫ 

1. «пристройка сверху» 

 Главный субъект стоит,  а ведомый сидит. 

2. «пристройка снизу» 

 Главный субъект сидит,  а его партнер стоит 

3. «на равных» 

 Оба сидят или оба  стоят 

5. Визуальная система знаков 

 Это взаимодействие  с помощью глаз. Концентрация  взгляда – степень сосредоточенности  взгляда на партнере. Самая эффективная – 70% от времени общения взгляд должен быть направлен на собеседника.

6. Тактильная система знаков  – система прикосновений к  партнеру 

4 элемента:

1) непосредственные прикосновения  предназначены для привлечения  внимания партнера, установления  более близкого контакта, снятия  напряжения. Допустимы только в области плеча, т.к. там меньше всего рецепторов.

2) рукопожатие: мужское,  женское, смешанное (инициатор  - женщина) 

3) объятия: официальные  – прикосновение корпуса 

4) поцелуи: щека к щеке, чисто символические 

7. Ольфакторная система знаков – это система запахов

2 вида запахов: 

1) запахи человека 

 Главный субъект должен  выполнять 2 нормы запахов: 

 o   санитарно-гигиенические нормы

 o   психологическая норма запахов (дозированное использование парфюма)

2) запахи окружающей среды 

 Там, где проходит  коммуникация, нельзя есть, готовить  и т.д., должна быть налажена  система проветривания. 

Коммуникация как информационный процесс.

 Коммуникация – процесс  взаимного обмена информацией  между партнерами. Коммуникация  как информационный процесс имеет  ряд психологических особенностей:

1) Наличие у партнеров  ролей 

 o   коммуникатор – передает информацию

 o   реципиент – принимает информацию

2) Динамика смены ролей,  т.е. роли не статичны, для эффективной  коммуникации должна быть смена  ролей 

3) Наличие единой системы  кодификации и декодификации – коммуникатор, кодифицируя свои мысли, должен использовать язык, который будет понятен реципиенту.

4) Потеря и искажение  информации 

 ± задумано – 100%

 ± высказано – 80% (забыл, не все можно сказать  словами, передумал говорить, отвлекся  и т.д.)

 ± выслушано – 60% (не расслышал, отвлекся, физиологические  особенности, было неинтересно  и т.д.)

 ± принято – 50%

 ± осталось в памяти  – 25%

 Затем реципиент становится  коммуникатором, а 25% становятся  снова 100% и т.д. 

 Это и есть механизм  формирования сплетен и слухов.

 Существует 2 правила для  создания устной информации:

1. (при передаче информации  через посредников) Передавать  информацию нужно по принципу  «здесь и сейчас», т.е. конкретному  адресату, не через посредников 

2. при получении информации  не от источника полностью  доверять ей нельзя 

5) Использование техник  эффективного слушания 

 рефлексивное и нерефлексивное  слушание 

6) Использование обратной  связи – это механизм получения  информации от партнера.

 Формы обратной связи: 

 вербальная – невербальная 

 оценочная – описательная (безоценочная)

 позитивная – негативная 

 абстрактная (по мнению большинства, как считают ученые и т.д.) – конкретная (персонифицированная)

Пути передачи обратной связи:

 прямой путь – вербальные  средства 

 косвенный путь –  невербальные средства 

 

Коммуникативные барьеры.

Лекция №4 (17 октября 2007г.)

 Это психологические  препятствия на пути адекватной  передачи и получения информации.

 ±    Барьеры понимания 

Фонетический 

 дефекты речи и дикции;

 монотонная, невыразительная  речь;

 быстрая речь, скороговорка;

 использование звуков  и слов-паразитов. 

Семантический – из-за различия в тезаурусах (словарь понятий):

 использование профессиональных  терминов и жаргона; 

 использование диалектов; 

 использование сленгов  и жаргонов;

 многовариантность смысловых значений слов.

Логический – различия в логиках партнеров:

 мужская – женская 

 взрослого – ребенка 

 преподаватель – студент 

Стилистический 

 несоответствие стиля  речи коммуникатора ситуации  общения, актуальному психологическому  состоянию партнера 

 ±    Барьеры социально-культурных  различий 

 Ø    социально-демографические различия: пол, возраст, социальное положение, национальность, образование, профессия, место проживания, религия, семейное положение, политические взгляды

 Ø    социально-психологические  различия: темперамент, особенности  характера, способности, направленность, психологические комплексы 

 ±    Барьеры отношений 

 неприязнь к человеку, сразу тянет за собой все  другие барьеры. 

Общение как социально  перспективный процесс 

Перцепция – процесс взаимного  восприятия партнеров, формирование отношений  между ними.

1. Формирование первого  впечатления 

 Наблюдатель: 

 I.      внешние характеристики, отдельные аспекты поведения

 II.   приписывание личностных особенностей

 III.                       прогноз поведения и отношения

 IV.                      формирование собственного отношения и поведения

2. Механизм восприятия 

- эмпатия

- идентификация (отожествление)  – умение поставить себя на  место партнера и понять его  с его точки зрения 

- рефлексия – умение  понимать как воспринимает партнер главного субъекта, как партнер воспринимает Вас. Рефлексия – самая эффективная из трех.

3. Перцептивные барьеры

 это психологическое  препятствие на пути адекватного  восприятия партнера.

1) барьеры перцептивной информации

 ±    барьер первого  впечатления 

 ±    барьер стереотипов 

Стереотип – это устойчивое представление о различных социальных группах.

 Виды стереотипов: 

 а) полоролевые

 б) возрастные 

 в) национальные 

 г) профессиональные 

 д) территориальные

2) барьер личностных особенностей 

 ±    барьер занятости  собой 

 ±    барьер боязни  контактов (в результате негативного  опыта коммуникации)

3) барьеры установок 

 ±    барьер беспричинной  негативной установки. Аттракция  – наличие/отсутствие привлекательности  партнера 

 ±    барьер отрицательной  установки (при заочном знакомстве  с партнером) 

 ±    барьер ожидания  непонимания (при негативном опыте) 

4) барьеры отрицательных  эмоций 

 при переживании отрицательных  эмоций адекватного восприятия  партнера не будет. 

Общение как интеракция (взаимодействие)

 Интеракция – взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.

Интерактивные теории:

1. Дж. Хоманс – Теория обмена

 В процессе взаимодействия  партнеры обмениваются двумя  переменными: затраты на взаимодействие  и вознаграждение за взаимодействие.

 В сочетании этих  двух переменных выделяются следующие  типы поведения: 

 §    если вознаграждение  велико, то партнер в большей  степени готов затрачивать свои  усилия на взаимодействие. Активность  партнера 

 §    если цель  близка, то партнер в меньшей  степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип 

 §    если вознаграждение  зависит от определенных условий,  то в большей степени готов  затрачивать усилия на воссоздание  данных условий. Манипулятивный тип.

2. Дж. Мид, Г. Блумэр – Теория символического интеракционализма

 В процессе взаимодействия  партнеры воздействуют друг на  друга с помощью символов (вербальных  и невербальных)

3. Э. Гофман – Теория  управления впечатлением (теория  социальной драматургии) 

 Взаимодействие представляет  собой своеобразный спектакль,  основные элементы которого:

   партнеры (выполняют  определенные роли)

   декорации (ситуация  взаимодействия)

 Партнеры воздействуют  друг на друга с помощью  впечатления, формируемого с первых  минут коммуникации. В дальнейшем  они управляют поведение друг  друга с помощью сформированного  впечатления 

4) З.Фрейд – Психоаналитическая  теория 

 При взаимодействии  с партнером, который старше  по возрасту или положению,  а также значимее их важным  для субъекта качеством, главный  субъект регрессирует – уходит  на более примитивные уровни  поведения.  Это проявляется следующим  образом: 

- выстраивание взаимоотношений  по формуле «объект-субъект» 

- неспособность самостоятельно  принять решение 

- подавленность в вербальных  и невербальных средствах коммуникации 

- астеническое состояние  (отрицательные чувства) 

 Это происходит с  теми, кто в раннем детстве  пережили негативный опыт, связанный  с общением с такими партнерами.

 Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):

Избегание – пассивная  стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.

Информация о работе Лекций по "Коммуникациям"