Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:30, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Коммуникации"
- физический уход
- психологический уход (не
высказывание своей точки
Оправдано:
1. Цель взаимодействия для человека не очень важна
2. Недостаточно сил для достижения цели
Приспособление – пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:
1, 2. –‘’–
3. Важнее сохранить хорошие отношения с партнером
Сотрудничество – активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.
Соперничество – активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнем случае.
Компромисс – активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:
1. нет резерва времени для сотрудничества
2. у партнеров различные силы и власть, а цель одна.
Интерактивные барьеры –
психологические препятствия на
пути эффективной организации
1. барьеры несовместимых стратегий взаимодействия
2. барьеры несовместимых характеров из-за различий в темпераменте, характере, способностях, направленностях.
3. барьер «невроза» - партнер переживает стресс.
Стресс как фактор затрудненной коммуникации.
Лекция №5 (31 октября 2007г.)
Стресс – это психологическое напряжение, возникающее при воздействии внутренних или внешних раздражителей.
Симптомы стресса:
1. физиологические симптомы
различные виды боли
бессонница
сексуальные расстройства
отсутствующий или повышенный аппетит
повышенная утомляемость
2. психологические симптомы
рассеянное внимание
нарушение памяти
нарушение мышления
нарушение речи
нарушение восприятия
нарушение ощущений
нарушение воображения
травмированность эмоциональной сферы
3. социально-психологические симптомы
нарушение общения, коммуникации
повышенная конфликтность
(как внешняя, так и
возникновение депрессий
Виды стресса:
В зависимости от силы напряжения
1. легкий стресс – это
стресс, сила напряжения которого
не превышает адаптивной
2. дистресс (хронический стресс, сильный стресс) – это стресс, к силе напряжения которого быстро, а порой и всю жизнь человек адаптироваться не может. Причины дистресса:
o потери: человека, материальная потеря, здоровья, глубинная психологическая травма, Родины и родины (эмиграция и миграция)
o катастрофы: техногенные, стихийные, военные, экономические, политические, социальные
В зависимости от природы
1. физиологический стресс
– возникает в результате
2. психологический стресс
o время (дефицит или переизбыток)
o информация (дефицит или переизбыток)
3. социальный стресс –
проблема не одного человека,
а всего общества. Этот вид
самый опасный, так как с
ним нельзя справиться
o одиночество: физическое и психологическое (внутреннее переживание непонимания со стороны окружающих)
o отсутствие социальной защищенности и уверенности в завтрашнем дне
o невозможность в полной мере реализовать себя как личность.
Методы определения наличия стресса
1. пантомимический – расслабленность рук, мимики, осанки и т.д. Стресс располагается на шейно-плечевом поясе.
2.
кожно-гальванический эффект –
увлажнение ладоней и затылка,
учащение сердцебиения и
3. «решетка на руке» - проявление решетки в течение 10 секунд после легкого проведения по коже – сильный стресс, в течении 1 минуты – нормальный стресс
Методы борьбы со стрессом
1. Вода
o баня – снимает стресс и формирует стрессоустойчивость
o бассейн – по рекомендациям – 3 раза в неделю
o ванная / душ (если дома)
o на работе – кисти рук под прохладную воду на 2-3 минуты. Можно смочить виски, локтевые сгибы, побрызгать водой на лицо.
2. Музыка
o классическая
o любимая
o петь самому
продолжение
3. Природа
o домашние животные и комнатные растения
o прогулки в лес или в лесопарковую зону
4. Физическая деятельность
o утренняя зарядка
o занятия физической культурой
o любимая домашняя работа
o любимая профессиональная деятельность или работа
5. Сон
o режим сна – вставать и ложиться надо в одно и то же время
o перед сном – теплый душ, хорошая музыка или чтение
o засыпать на спине
6. Юмор
7. Релаксация – специальные
упражнения для снятия стресса.
«Вертикальное дыхание»
1,2 – вдох, представляем как поднимаемся в небо
3,4 – выдох, представляем как опускаемся в море
5,6 – пауза
Выполняется на жестком стуле, прямая осанка, ноги – прямой угол, полностью сесть на стул (т.е. спина должна полностью касаться спинки). Выполняется не более пяти циклов, каждый раз увеличивая амплитуду дыхания. Хорошо работает при остром стрессе.
«Контраст»
Выполняется на стуле
(жесткой поверхности). В основе
упражнения – попеременное
- кисти рук (на вытянутых
руках сжимаем кулаки и
- ноги (сжимаем пальцы ног, расслабляем - постукиванием)
- плечи (плечи тянем наверх, уши - вниз)
- спина (сводим лопатки вместе)
- грудные мышцы (пытаемся свести локти, но они как бы не сводятся, кулаки должны быть на уровне рта, руки по ширине плеч)
- бедер и ягодиц (привставания)
«Рука - пальцы»
Выполняется только на мягкой поверхности (кресло) и только сидя. Глаза закрыты, кисти рук раскрыты и лежат на бедрах. В течение 5 минут сгибать пальцы на обеих руках вместе, начиная с мизинцев, в течение 5 минут – разгибать. Сконцентрироваться на себе, своих ощущениях, представить себя в месте, где тебе комфортно, можно делать под специальную музыку.
Воздействие на партнера в процессе коммуникации
Механизмы воздействия:
1. Заражение – это механизм
одновременного сопереживания
Психологические особенности:
o носит невербальный характер
o проявляется спонтанно как внутренний механизм поведения
o имеет бессознательную основу
o действует только в конкретной ситуации
o носит кратковременный характер
o эффективность заражения связана с количеством партнеров (чем больше партнеров, тем в большей степени действует механизм заражения). Негативный – паника, позитивный – смех.
o работает только в эмоциональной сфере
2. Подражание – это
механизм воспроизведения
o логическое – нелогическое (аллогичное) подражание
o внешнее – внутреннее подражание
o подражание-мода – подражание-обычай (устойчивее)
o подражание внутри социального слоя – подражание одного социального слоя другому
3. Внушение (суггестия) –
это механизм одностороннего
активного и
Суггестор – тот, кто воздействует
Суггеренд – тот, но кого воздействуют
Контрсуггестия – защитные механизмы от внушения, которые выстраивает суггеренд
Контрконтрсуггестия – внушение суггестора, направленное на снятие контрсуггесии у суггетора.
Воздействие на партнера в процессе коммуникации (продолжение)
Лекция №6 (14 ноября 2007г.)
Структурные элементы внушения:
1. операционный – предполагает внушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:
- подготовительный – психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения
- исполнительный – суггестор влияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)
2. процессуальный – принятие суггерендом внушения
3. результативный – проявление ответных реакций суггеренда
Виды внушения:
~ в зависимости от целей воздействия
1. преднамеренное внушение – целенаправленное и сознательно организованное воздействие
2. непреднамеренное внушение – нет цели внушения, внушение может быть случайным
~ в зависимости от содержания и характера внушения
1. специфическое
внушение – внушение
2. неспецифическое
внушение – внушение
3. положительное
внушение – при нем происходит
формирование положительных
4. отрицательное
внушение – при нем происходит
формирование отрицательных
~ в зависимости от способов и приемов внушения
1. прямое (открытое) внушение – открытость цели, прямая направленность на суггеренда
2. косвенное (закрытое)
внушение – опосредованное
~ в зависимости от количества субъектов
1. индивидуальное внушение – внушение, направленное на одного субъекта
2. групповое внушение – внушение, при котором субъектом является группа
~ в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда
1. непосредственное внушение – реакция суггеренда проявляется в процессе внушения
2. отсроченное
внушение – существует
Внушаемость – это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.
Факторы, влияющие на внушаемость:
1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)
2) психологические особенности:
- особенности темперамента (более внушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименее внушаемые)
- актуальное психологическое
- низкая самооценка (повышает внушаемость)
- слабость логического анализа (повышает внушаемость)
- комплекс неполноценности (
- полоролевые особенности (женщины более внушаемы)
3) ситуативные особенности
- некоторые психические
- низкий уровень
- неопределенность (повышает внушаемость)
- высокая степень значимости (повышает внушаемость)
- дефицит времени (повышает
4) социально-психологические особенности
- свойства суггестора (высокий статус, авторитет, волевое, характерологическое, интеллектуальное превосходство повышают внушаемость)
- отношения между суггестором и суггерендом (доверительность и открытость повышают внушаемость)
- особенности сообщения (
1. конкретность и образность
2. конкретность и образность
3. использование «нет» и «не»
настораживает и вызывает
4. речевая динамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))
5. Воздействие звукосочетаниями:
- гласная «И» в словах вызывает ощущение чего-то мягкого и незначительного
- звук «О» мягкий, расслабленный и интонационно теплый
- преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением
- «Ы», шипящие согласные и обилие согласных – мрачное, неприятное, непонятное
4. Убеждение – это механизм
организованного воздействия
Виды убеждения:
Ø информирование
– как правило, в виде