Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:05, доклад
Электронный бизнес ставит своей целью использование преимуществ компьютерных сетей (удобство, доступность, глобальный охват) как для расширения возможностей традиционного бизнеса, так и для создания новых виртуальных видов бизнеса. Одной из первых термин «электронный бизнес» применила корпорация IBM в 1997 г., когда начала свою тематическую кампанию, построенную на этом термине.
Корпорация IBM о
1. Введение в электронный бизнес и электронную коммерцию
2. Системы и формы электронной коммерции
3. Организация коммерческой деятельности в сетях
4. Коммуникационная политика в сетях
5. Организационные и правовые основы электронной коммерции
Международный телекоммуникационный союз (ITU – International Telecommunication Union) является основным издателем нормативной документации, связанной с различными аспектами телекоммуникации. В рамках данной международной организации правительства стран и корпорации согласуют стандарты глобальных служб и сетей телекоммуникации.
Для европейских стран телекоммуникационные стандарты разрабатывает Европейский институт телекоммуникационных стандартов (ETSI – European Telecommunication Standarts Institute).
Стандарты, связанные с программированием и передачей данных, разрабатывает и утверждает Международная федерация национальных стандартизирующих организаций (ISO – International Organization for Standartization).
INTA (International Trademark Association) —международная ассоциация владельцев торговых марок. Занимается защитой торговых марок и пропагандой их важности для мировой торговли.
5.2. Правовое регулирование коммерческих сделок в сети
Можно выделить две сферы, в которых правовая квалификация электронных документов и организация электронного документооборота имеют важное значение:
использование электронных бухгалтерских систем и компьютерных технологий бухгалтерского учета;
заключение сделок посредством электронного обмена данными.
Основной правовой принцип электронной коммерции состоит в том, что стороны не вправе ставить под сомнение законность и действительность сделки только на том основании, что она совершена электронным способом.
Международные нормативные документы
На 29-й сессии ЮНСИТРАЛ, проведенной в Нью ─ Йорке 14 июня 1996 г., были утверждены новый текст типового закона «О коммерческих операциях с применением электронных средств».
Закон представлен в качестве модели, с помощью которой страны могут в национальном законодательстве решить основные проблемы, связанные с юридической значимостью записей в памяти ЭВМ, требованием письменной формы, удостоверением подлинности, общими условиями, распределением риска и ответственности при несоблюдении сторонами обязательств, возникающих из договоров, заключенных при помощи электронных средств. Типовой закон предусматривает равный правовой режим для бумажной документации и компьютеризированной информации. Предполагается, что с помощью включения предусматриваемых им процедур в национальное законодательство для урегулирования тех ситуаций, когда стороны выбирают электронные средства передачи данных, государство, принявшее подобный законодательный акт, создает правовую среду, нейтральную (без каких─либо предпочтений) по отношению к различным носителям информации.
30 января 1997 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был принят разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли типовой закон «Об электронной торговле» (так называемый типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле»). Данный документ носит рамочный, рекомендательный характер и предназначен в первую очередь для использования государствами как основы для разработки национального законодательства. Он служит правовой базой деятельности в сфере электронной торговли; содержит определения основных понятий — электронный документ, электронный документооборот, электронная подпись, автор электронного документа, информационная система, признал юридическую и доказательственную силу за документами, совершенными в электронной форме; определяет условия, предъявляемые к электронной подписи как средства подтверждения подлинности и целостности электронного документа.
Основная цель принятия данного закона – оказание государствам помощи в разработке их законодательства, регулирующего использование альтернативных бумажным формам методов передачи и хранения информации.
В формировании международного права в области электронной коммерции активное участие принимает и Европейский союз. В 1998 г. было принято Приложение к директиве европейского парламента и Совета Европейского союза «По некоторым аспектам электронной торговли на внутреннем рынке». Основной задачей данной директивы является обеспечение условий надлежащего функционирования международной электронной коммерции между государствами - членами ЕС. По сравнению с типовым законом ЮНСИТРАЛ данная директива представляет собой достаточно обширный документ, определяющий правовое регулирование значительного круга общественных отношений в сфере электронной торговли. Помимо общих положений, данный документ содержит комплекс норм, более детально регулирующих отдельные аспекты электронной торговли (деятельность провайдеров и иных поставщиков информационных услуг). Достаточно детально урегулирован механизм заключения электронных договоров, определены требования, которым они должны соответствовать, установлены правила определения момента заключения контракта.
В декабре 1999 г. была принята директива ЕС «О правовых основах Сообществ для использования электронных подписей». Данный документ наиболее полно урегулировал отношения в сфере использования электронных подписей. В директиве устанавливаются требования, которым должны соответствовать средства электронной цифровой подписи, определяются принципы их использования, урегулирована деятельность сертификационных центров, определен порядок предоставления сертификационных услуг.
Существует и целый ряд других международных норм (принятых и разрабатываемых), регулирующих коммерческую деятельность в сетях, а именно:
единообразные правила об электронных подписях ЮНСИТРАЛ;
руководящие принципы защиты прав потребителей в условиях электронной торговли ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития);
типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными ЕЭК (Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций);
типовое соглашение об обмене электронными данными ЕЭК;
соглашение об электронной торговле ЕЭК;
декларация об электронной торговле ВТО (Всемирная торговая организация);
базовое соглашение ВТО о телекоммуникациях;
соглашение ВТО об информационных технологиях;
директива по электронной подписи и электронной коммерции ЕС (Европейский союз);
директива по дистанционному маркетингу потребительских финансовых служб ЕС и др.
Кроме того, большое значение имеют отдельные договоры между государствами и объединениями, например Соглашение о принятии ЕС американского стандарта зашиты данных для электронной торговли.
Наряду с международным правом активно развивается и национальное законодательство. В ряде стран приняты законы, регулирующие деятельность в сфере Интернета (США, Германия, Великобритания и др.).
Например, в рамочной основе для электронной торговли США приоритет отдан следующим объектам регулирования: таможня и налогообложение, системы электронных платежей, право электронной торговли, защита интеллектуальной собственности, конфиденциальность, безопасность, телекоммуникационная инфраструктура, информационные технологии.
Правовая база Беларуси
В сентябре 1995 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об информации». Сферой действия этого закона являются правоотношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации; создания информационных технологий, автоматизированных или автоматических информационных систем и сетей. Закон определяет такие понятия, как данные, документированная информация, информационный ресурс, информационная сеть, информационная продукция, информационные услуги. Важнейшим элементом реализуемой в законе концепции является признание объектами права собственности документированной информации, информационных ресурсов, информационных технологий, систем и сетей.
Ряд статей, определяющих порядок заключения электронных сделок, доказательную силу электронных документов, порядок использования электронных документов в банковской сфере и др., содержит Гражданский кодекс, Хозяйственно-процессуальный кодекс, Банковский кодекс.
Белорусское процессуальное законодательство полностью уравнивает документы, полученные с помощью электронной, вычислительной и другой техники либо посредством факсимильной, электронной или иной связи с другими письменными доказательствами при условии их надлежащего оформления и возможности проверки их достоверности (ст. 192 Гражданско-процессуального кодекса и ст. 68 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь).
Важным нормативным актом, способствующим развитию электронной коммерции, стал Закон Республики Беларусь «Об электронном документе», принятый Парламентом Республики в январе 2000 г., так как он непосредственно регулирует общественные отношения в сфере Интернета.
Закон устанавливает правовые основы применения электронных документов, определяет основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов.
Закон признает юридическую силу за электронным документом, под которым понимается любая информация, зафиксированная на машинном носителе, представленная в форме, понятной для восприятия человека. Электронный документ в обязательном порядке должен содержать электронную подпись и иные реквизиты, позволяющие его идентифицировать.
Электронная подпись является средством подтверждения волеизъявления сторон, установления подлинности и целостности электронного документа.
Электронная торговля отнесена к торговле по образцам с использованием сети Интернет и регулируется:
- Законом Республики Беларусь «О торговле»;
- Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г. № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет»;
- Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совмина Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384 (далее - Правил розничной торговли);
- Постановлением Совета Министров РБ от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам».
В белорусском законодательстве имеются существенные ограничения по указанию в электронных магазинах цены в долларах, евро, условных единицах и т.д. В частности, подпункт 4.4 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 N 43 однозначно запрещает указывать цену в иностранной валюте, в том числе с пересчетом по курсу Нацбанка РБ, за исключением товаров, указанных в перечне, установленном Минэкономики от 13 ноября 1998 г. N 96.
Также стоит отметить, что адрес электронного магазина должен быть указан в лицензии. В соответствии с п. 12 постановления Совмина от 02.11.2005 г. N 1221 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина N 1161, осуществление торговли с использованием сайтов, не указанных в лицензии, является грубым нарушением лицензионных требований, и в соответствии с п. 30 Декрета N 17 в случае выявления такого нарушения лицензия может быть аннулирована.
5.3. Безопасность коммерческих сделок
Безопасность является ключевым вопросом при внедрении систем и форм электронной коммерции. С любой точки зрения безопасность означает снижение риска и защиту от неизвестности.
Безопасность электронной коммерции — состояние защищенности хозяйствующих субъектов, совершающих коммерческие операции на рынке с помощью технологий электронной коммерции от угроз материальных или иных потерь.
Обеспечение безопасности можно рассматривается как завершающий этап организации коммерческой деятельности с применением информационных технологий. От обеспеченности безопасности действующих субъектов во многом зависит как их деловая активность на рынке электронной коммерции, так и в целом перспективы развития электронной коммерции. Обеспечение безопасности предполагает проведение комплексных мероприятий, направленных, с одной стороны, на нейтрализацию или снижение негативного воздействия факторов-источников угроз для коммерческих операций на рынке электронной коммерции, а с другой – на усиление действия факторов, повышающих эффективность технологий электронной коммерции.
Сложность обеспечения безопасности заключается в том, что системы электронной коммерции с нарушенной защитой зачастую функционируют нормально.
Основной задачей безопасности является защита сети и выполняемых в ней операций. Защита сети означает, что линии связи и сети защищены от угрозы несанкционированного доступа посторонних лиц к информации. Задачи обеспечения безопасности сводятся к соблюдению:
конфиденциальности или осведомленности о том, кто имеет право доступа к данным, а также обеспечению частного характера информации в сети. Для этого применяется шифрование ─математическая процедура шифрования данных таким образом, чтобы их не смог восстановить в исходном виде никто, кроме уполномоченного получателя. Математическая формула или алгоритм преобразуют предназначенные для этого данные в кодированное сообщение, а для расшифровки этого сообщения используют ключ. Согласно исследованию Forrester Research, большая часть затрат на защиту сети связана с шифрованием данных и укреплением брандмауэров;