История теорий коммуникаций и концепция массовых коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ истории теорий коммуникаций и концепций массовой коммуникации.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
Проследить как менялось понимание коммуникации на разных этапах становления человечества.
Оценить влияние средств коммуникации на становление теорий коммуникаций.

Работа содержит 1 файл

коцепции.docx

— 86.41 Кб (Скачать)

Читая газету, слушая радио или смотря телевизор, человек руководствуется своими убеждениями и схемами установок, относящихся к масс-медиа в целом (или конкретному СМИ), чтобы направлять восприятие и извлекать из своей памяти и знаний необходимые суждения о том, что изображено в событиях-новостях. Институтам, ведающим коммуникацией, приписываются авторитетность или способность внушать доверие; например, аудитория может поверить в то, что теленовости более надежны и менее предвзяты, чем газетные сообщения.

На основе таких теоретических посылок ван Дейк делает вывод, что репрезентация и воспроизведение событий-новостей журналистами — не простой и пассивный процесс, а скорее набор конструктивных стратегий, находящихся под социальным и идеологическим контролем. Каждый журналист готовит сообщение по собственным шаблонам, исходя из специфики конкретного события — как в процессе непосредственного наблюдения за событием, имеющим шанс стать темой новости, так и в ходе обработки текстов-источников, посвященных этим событиям. Такие модели, основанные на определенных социальных репрезентациях, окрашены внутренней предвзятостью; для журналистов ведущих изданий это будут репрезентации, характерные для доминирующих групп. Это не исключает возможности индивидуальных вариаций, отклонений, сопротивления условностям, но они касаются обычно менее важных аспектов производства новостей. То, что было сказано выше о журналистах и производстве текстов новостей, может относиться, с соответствующими изменениями, и к читателям, и к их восприятию текста.

В последние  десятилетия количество и разнообразие коммуникационных теорий сильно выросло. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество. Другие же трактуют использование и роль масс-медиа более узко, на уровне индивида.

За все  время изучения массовой коммуникации появилось немало ярких концепций, правильность которых не была впоследствии подтверждена научной проверкой или которые пользовались поддержкой научного сообщества непродолжительный период. Тем не менее они сохраняют свое значение в качестве вех в истории, а некоторые все еще используются медиапрактиками и поэтому достойны хотя бы упоминания, ведь общеизвестно, что нельзя адекватно оценить существующие теории, не зная предшествующих.

В работе были рассмотрены в основном американские и британские концепции и теории, которые самым непосредственным образом касаются масс-медиа и массовой коммуникации и выдержали испытание временем. Они прочно вошли в научный обиход и обрели статус классических — например, теории двухступенчатого потока информации, диффузии инноваций или спираль молчания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, теории коммуникаций прошла долгий и кропотливый путь развитии от античных попыток построения теорий общения до разработки современных концепций коммуникации. На каждом этапе теория коммуникации имела свои особенности: прежде всего это было связано с эпохой, в которой существовала та или иная теория.  Каждая из эпох имела разное отношение к человеческому бытию, разные инструменты познания и отражения действительности,  поэтому для каждой из эпох  характерны свои специфические черты, остающиеся актуальными для того времени, в котором они существовали. Конечно же, со сменой эпох, с развитием человечества, происходило совершенствование теории коммуникации, а совершенствование это было возможно, прежде всего, благодаря работам прошлых поколений, и современные концепции и модели коммуникаций не могли  бы сейчас  существовать не будь трудов Платона, Аристотеля, Гоббса, Шлеермахера и многих других.

Массовая  коммуникация - специфический вид  коммуникации. Предпосылками и условием развития массовой коммуникации явилось быстрое совершенствование сетевых коммуникационных технологий и социальная адаптация к этим технологиям привели к появлению и использованию различных информационных услуг как самими средствами массовой информации, так и потребителями продукции СМИ. Изучение массовой коммуникации как социального феномена началось в 20-е годы XX в. немецким социологом Максом Вебером. Он впервые обосновал влияние периодической печати на формирование личности человека и различные социальные структуры общества. На фоне этого явления многих исследователи тоже заинтересовались проблемой  массовой коммуникации с точки зрения воздействия на аудиторию. В частности объектом анализа исследователей, прежде всего в «социальных науках», стали такие феномены, как «массовое общество» и «средства массовой коммуникации». Важнейшей заслугой исследователей массовой коммуникаций явилось то, что появилась возможность изучения массовой коммуникации не только в теоретическом аспекте, но прагматическом и прикладном.

И хотя исследователи массовой коммуникации до последнего времени «брали напрокат» теории из других наук. Поскольку между дисциплинами нет четких границ, такое заимствование считается вполне законным; но сейчас массовая коммуникация имеет достаточно прочную эмпирическую базу для создания своих собственных теорий и пересмотра старых, неполных и неточных. А главное с появлением новых средств коммуникаций, важным становится разработка новых концепций, которые бы смогли в полной мере отразить сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в сфере  массовой коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2001. – 656 с.
  2. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. Под ред. А.А. Стриженко, Томск: ААЭП, 2003. – 423с.
  3. Сапунов В.И. Массовая коммуникация в XX веке: концепции западных исследователей. – Воронеж, 2005. - 110с.
  4. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. — М., 1989. – 223 с.
  5. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции.  М.: Аспект Пресс, 2005.— 176 с.
  6. Шпаковская С.В., Шпаковский В.О. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2006. - 83с.
  7. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. – М.: Издательский Дом «Социальные отношения», изд-во «Перспектива», 2002. – 246 с.
  8. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006. – 240 с.
  9. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. Учебное пособие. ЗАО Издательский дом «Питер», 2005 г. - 288 с.
  10. Основы теории коммуникации. Учебно-методическоепособие для студентов специальности «Связи собщественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ,2004. – 227с.
  11. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1996. –  416 с
  12. Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. — М., 1996. – 123с.
  13. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования.— Москва, Либроком, 2010 г.- 360 с.
  14. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется "повестка дня"? - Екатеринбург: Гуманитар. ун-т, 2001. - 129 с.
  15. Василик М.А. (ред.) Основы теории коммуникации. Учебник. М.: Гардарики, 2003. - 615 с.
  16. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1-2. Санкт-Петербург, Пневма, 2008. - 692 с.
  17. Аверинцев, С. C. 1977. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука. -315
  18. Хренов Н. А. Историческая психология и социология истории - Волгоград, Изд-во «Учитель», - 2010. - 155 с.
  19. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: Либроком, 2009, 376 с.
  20. Лукьянов А. В. Проблема духовного "Я" в философии И.Г.Фихте. - Уфа: БашГУ, 1993, 343 с.
  21. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. - М.: Логос, 2000. - с. 255.
  22. Философия: Учебник. 2е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: ТОН Остожье, 2001. 704 с.
  23. Штейнбух К. Автомат и человек. Кибернетические факты и гипотезы. М., 1967. С. 453.
  24. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс-Универс,1993.- 656 с.
  25. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2006. - 559 с.
  26. Rogers E. M. The Diffusion of Innovations. N.Y., 1983.
  27. Lippmann W. Stereotypes//Language in Uniform. A reader on Propaganda/Ed. N.A. Ford. New York, 1967.

1 Лукьянов А. В. Проблема духовного "Я" в философии И.Г.Фихте. - Уфа: БашГУ, 1993. -с. 98.

2 Василик М.А. (ред.) Основы теории коммуникации. Учебник. М.: Гардарики, 2003. - с . 69.

3 Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. - М.: Логос, 2000. - с. 55.

4 Философия: Учебник. 2е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: ТОН Остожье, 2001. – с. 546.

5 Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. – М.: Издательский Дом «Социальные отношения», изд-во «Перспектива», 2002. – с. 22.

6 6 Хренов Н. А. Историческая психология и социология истории - Волгоград, Изд-во «Учитель», - 2010. – с. 35.

7 Штейнбух К. Автомат и человек. Кибернетические факты и гипотезы. М., 1967. С. 153.

8 Василик М.А. (ред.) Основы теории коммуникации. Учебник. М.: Гардарики, 2003. - с . 71.

9 Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс-Универс,1993.- с. 343.

10 Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности  «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ,2004. – с. 38.

11 Философский энциклопедический словарь. М., 1983.  - с. 476.

12 Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции.  М.: Аспект Пресс, 2005. - с. 14.

13 Сапунов В.И. Массовая коммуникация в XX веке: концепции западных исследователей. – Воронеж, 2005. - 10с.

14 Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2006. - с. 245.

15 Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society//Mass Commu-nication/Ed. by Schramm W. Urbana, 1960.

16 Holsti O.R. Content Analysis for the Social Sciences and Humanities: Addison-Wesley Publishing Company, 1969. P. 19.

17 Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society//Mass Commu-nication/Ed. by Schramm W. Urbana, 1960. P. 14.

18 Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. Под ред. А.А. Стриженко, Томск: ААЭП, 2003.  - с. 9.

19 Терин В.П. Основные направления исследования теории массовой коммуникации//Социальные исследования. 1997. №11

20 Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием. М.: Эксмо-Пресс, 2001. -  с. 432.

21 Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции.  М.: Аспект Пресс, 2005. - с. 25.

22 Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. Под ред. А.А. Стриженко, Томск: ААЭП, 2003.  - с. 12.

23 Lippmann W. Stereotypes//Language in Uniform. A reader on Propaganda/Ed. N.A. Ford. New York, 1967. P. 54.

24 Lippmann W. Stereotypes//Language in Uniform. A reader on Propaganda/Ed. N.A. Ford. New York, 1967. P. 15.

25 Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции.  М.: Аспект Пресс, 2005.— 45 с.

26 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2001. – 32.

27  Katz E., Lazarsfeld P. F. Personal Influence. The Part Played by People in the Flow Communications. N.Y., 1955.

28 Сапунов В.И. Массовая коммуникация в XX веке: концепции западных исследователей. – Воронеж, 2005. - 13с.

29 Rogers E. M. The Diffusion of Innovations. N.Y., 1983.

30 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2001. – с. 36.

31 Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. — М., 1996, с. 5.

32 Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. — М., 1996, с. 35.

33 Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. — М., 1996, с. 57.

34 Дискурс — это смоделированный в речи связный цельный текст, рассматриваемый в событийном плане. (Шарков Ф. И. Теория коммуникаций (базовый курс): Учебник. 2-е изд. М., 2004. С. 45.)

35 Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. Сост. В. В. Петрова. М., 1989. С. 112.

36 Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. Сост. В. В. Петрова. М., 1989, с. 48.

 


Информация о работе История теорий коммуникаций и концепция массовых коммуникаций