Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель исследования: анализ истории теорий коммуникаций и концепций массовой коммуникации.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
Проследить как менялось понимание коммуникации на разных этапах становления человечества.
Оценить влияние средств коммуникации на становление теорий коммуникаций.
Введение
В современной
действительности коммуникация становится
решающим фактором успеха в любой
сфере деятельности. Грамотное применение
коммуникативных технологий и средств
позволяет предприятию строить
крепкие связи и выгодные взаимоотношения
с потребителями, партнерами и другими
аудиториями, тем самым создаются
условия для максимального
Тема данной курсовой работы «История теорий коммуникации. Концепции массовой коммуникации.» выбрана не случайно. Актуальность темы связана с тем, что без понимания истории развития теорий коммуникаций нельзя понять процессы, происходящие в сфере коммуникативных отношений современного мира. Подобного рода понимания дает возможность не только для теоретического, но и для прикладного характера использования теории коммуникаций в любой сфере деятельности. Помимо этого, концепции массовой коммуникации, представленные в данной работе, предоставляют возможность по-новому взглянуть на процесс медиа-общения, как на способ решения многих актуальных проблем современности, такие, как взаимоотношения между государствами и обществами в новых условиях, между партиями и электоратом, между населением и властью, между фирмой и клиентом, между производителями и потребителями. Все это становится возможным благодаря тому, что большое внимание в теории коммуникации уделяется не только прямой связи, но и механизму обратной связи, развитию и специфике этого механизма, а также процессам кодирования и декодирования. Теоретическая база, использованная в работе, представлена ведущими исследователями в области теории коммуникаций, такими как Почепцов Г.Г, Сапунов В.И, Бакулев Г. П., Шарков Ф.И., Науменко Т.В.
Цель исследования: анализ истории теорий коммуникаций и концепций массовой коммуникации.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
Объект исследования: история теорий коммуникаций и концепция массовых коммуникаций
Предмет исследования: теории коммуникаций на разных этапах взросления человечества
Глава 1
1.5. Философия и теория коммуникаций
На рубеже XVIII -XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для проблемы исследования теории коммуникаций. Речь идет о категориях "субъект" и "объект", где под "субъектом" понимался человек в его активно познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру - "объекту".
Следует, однако, отметить, что большинство немецких философов были склонны трактовать и человеческое общение в категориях субъект-объектной связи, а не субъект-субъектной, и выйти за ее рамки не смогли. В их теоретических построениях, особенно у И.Г. Фихте и Новалиса, человеческое индивидуальное Я было настолько абсолютизировано, что «другое Я» (тоже субъект) по существу оказывалось лишенным своей субъектности и становилось объектом среди объектов. 1Таким образом, вместо принципа диалогичности межличностной коммуникации восторжествовал принцип ее монологичности. Рассмотрение коммуникации как однонаправленного процесса закрывало дорогу к созданию адекватной теории межличностной коммуникации как субъект-субъектного отношения (Я — другое Я) и останавливалось на уровне ее понимания как субъект-объектного отношения, где другая сторона превращалась в пассивный объект воздействия познающего субъекта (Он).
Ф. Шлейермахер (1768-1834), видный представитель немецкого романтизма, более детально рассматривал проблему коммуникации. Межличностная коммуникация для него — это в первую очередь общение между равными участниками (субъект-субъектное отношение). Признание этого факта стало для него предпосылкой и фундаментальной основой последующей разработки теории понимания (герменевтики) как основы подлинно человеческих взаимоотношений.2
Можно без преувеличения
сказать, что современная философская ге
Цель герменевтики, по Шлейермахеру, состоит в прояснении условий возможности понимания письменных документов. Любой письменный документ представляет собой "языковое обнаружение", имеющее двоякую природу. С одной стороны, он является частью общей системы языка, с другой - продуктом творчества некоторого индивида. Поэтому перед герменевтикой стоит двоякая задача: исследование языкового обнаружения в качестве элемента определенной языковой системы и вместе с тем - как обнаружения стоящей за ним уникальной субъективности.4 Первую часть задачи выполняет "объективное" (или "грамматическое") истолкование, вторую - "техническое" (или "психологическое"). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же исследует индивидуальный стиль, т.е. комбинации выражений, не заданные лексической системой. В поздних работах, Шлейермахер отдавал, правда, предпочтение разработке "технической", т.е. субъективной, психологической интерпретации.
Помимо простой техники понимания и толкования различных сочинений, например священных текстов, герменевтика раскрывает саму структуру интерпретации, характеризующую понимание как таковое: у немецкого философа она нашла свое выражение в так называемом принципе герменевтического круга. Суть его состоит в том, что для понимания целого необходимо понять его отдельные части, чтобы понять отдельные части необходимо иметь представление о смысле целого. Так, слово — часть предложения, предложение — часть текста, текст — часть творческого наследия данного автора и т.д. Шлейермахер развивая понятие герменевтического круга, вывел две его разновидности. Первая, традиционная для герменевтики — когда часть текста сопоставляется со всем текстом как целым и мы выясняем смысл целого относительно его частей. Другая разновидность герменевтического круга состоит в том, что текст рассматривается как часть, а культура, в которой он функционирует, как целое. Исследуя текст в совершенно ином понимании, совмещая это со знанием условий его создания, интерпретатор может понять автора и его творение глубже, чем сам автор понимал себя и свое произведение.
1.6. Средства коммуникация и теория коммуникации в XIX веке
В последующем, чтобы усилить интенсивность процесса коммуникации, необходимым стало изобретение средств связи, которые бы осуществляли требуемую интеграцию без публичного соприкосновения. Так, через систему знаковых сигналов (флажки, костры - в пределах видимости; звуковые сигналы - в пределах слышимости) коммуникации стали осуществляться на расстоянии.5 Для увеличения расстояния, в пределах которого необходимо установить целенаправленные разовые коммуникации использовались такие индивидуальные средства коммуникации как гонец, посыльный. В целях же расширения сфер дистанционных коммуникаций и превращения их в массовые была изобретена почтовая связь, которая обеспечивала достаточно массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы. В связи с тем, что в такой системе процесс коммуникативного обмена информацией весьма длителен, актуальность получаемой информации зачастую уменьшалась, а то и вовсе исчезала, а тем более информация, получаемая через обратную связь, устаревала, что и делало эту систему коммуникативных связей достаточно размытой, а коммуникативную среду - не интенсифицированной.
Телеграф, изобретенный в XIX веке ознаменовал начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций, а главное резко возросло число участников коммуникативных взаимосвязей - коммуникантов6. С изобретением радио и внедрением его в глобальную коммуникативную сеть скорость передачи информации в коммуникативном обмене достигла скорости света, а главное - информация и данное средство коммуникации стали массовыми. Практически всеобщая телефонизация урбанизированных регионов по мнению К. Штейнбуха «в 333 раза увеличивает пропускную способность информации, а логически вытекает, что соответственно во столько же раз возрастает интенсивность коммуникаций. Повышение мобильных свойств (нестационарность, беспроводность аппаратов) телефонных аппаратов по крайней мере еще в 5-6 раз увеличивает эту возможность.»7
На фоне увеличения скорости передачи
информации возрастает роль семиотики — нового направления исследования
коммуникации, возникшее в XIX в. в рамках
философии прагматизма. Семиотика уделяла особое внимание природе
знаковой коммуникации, исследовала свойства
знаков и знаковых систем, которым определенным
образом придавалось некоторое значение.
Истоки изучения знаковых систем по существу
проявились уже в логико-математических
работах Г. Лейбница в конце XVII в. В явном
виде основные принципы семиотики сформулировал
американский философ и логик Ч. Пирс (1839-1914),
который ввел и само понятие «семиотика».
По утверждению Пирса, «любая мысль —
это знак, участвующий в природе языка»,
«мыслить без знаков невозможно», а знак
является заменителем объекта в каком-то
аспекте.8 Коммуникация также невозможна
без знаков. В любой коммуникативной ситуации
можно выделить три части: знак в функции
объекта и в отношении к интерпретатору.
Не только человеческое мышление состоит
из знаков, но и сам человек может быть
понят как знак. Мышление носит языковой
характер, а язык — это совокупность знаков.
Потому нельзя мыслить без знаков, в основе
человеческого познания и понимания также
лежит знак-язык, публичный по своей природе
и выступающий в качестве средства общения.
Вместе с тем в XIX в. появляются учения,
критическая направленность которых расходится
с общей линией на изучение коммуникативных
аспектов человеческой жизни. Ф. Ницше
(1844—1900) стал одним из ярких критиков коммуникации
в XIX в. Значительное место в философии
Ницше отведено критике языка. Он убежден,
что мышление неотделимо от языка, но язык
с необходимостью искажает реальность,
подменяет жизнь-как-она-есть-сама-по-
1.7. Философская
традиция изучения
Философская традиция изучения коммуникации в XX в. еще более многообразна. В ней получили продолжение идеи семиотики и герменевтики; кроме того, большое внимание проблеме человеческой коммуникации было уделено в рамках таких философских направлений, как экзистенциализм, персонализм, аналитическая и лингвистическая философия, диалогическая философия и др.10
Оформление экзистенциализма как особого философского направления относится к 1920-м гг. Его основными представителями являются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, русские мыслители Л. Шестов и Н.А. Бердяев. Предмет и цель философских исследований экзистенциализма — внутренний мир личности, изолированной от общества. По своему характеру это философия человеческой некоммуникабельности. Термином «экзистенциализм» обозначается ряд концепций, сущность которых есть способ переживания личностью противоположной ей чуждой и враждебной действительности. В центре внимания — внутренний мир человека; социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, и кризис личности понимается как кризис человеческого бытия вообще. Способность человека к коммуникации отличает его от всего остального сущего, благодаря ей человек может обрести самого себя, она лежит в основе экзистенциального отношениямежду людьми, как отношение между Я и Ты. Такого рода отношения возникают между людьми общающимися, но одновременно сознающими и сохраняющими свои различия, идущими друг к другу из своей уединенности. Человек, считает Ясперс, не может быть самим собой, не вступая в общение, и не может вступать в общение, не будучи уединенным, не будучи «самостью». Таким образом, коммуникация, по Ясперсу, является универсальным условием человеческого бытия.
Основным манифестантом персонализма в XX в. Стал французский философ Э. Мунье (1905— 1950), автор многочисленных работ, среди которых «Персоналистская и коммунитарная революция» (1935), «Введение в экзистенциализм» (1947), «Персонализм» (1949). Кризис общения, характерный для социально-исторической ситуации первой половины XX в., Мунье объяснял пороками индивидуализма. Он формирует изолированного человека, который постоянно защищается. По этому принципу создана идеология западного буржуазного общества. Человек, лишенный связей с природой, наделенный безмерной свободой, рассматривает ближних с точки зрения расчета, он завистлив и мстителен. Антитезой индивидуалистического общества выступает персоналистско-коммунитарное общество, основанное на любви, реализующейся в отзывчивости и сопричастности, когда личность принимает на себя судьбу, страдания и радость ближних. Коммуникация в философии персонализма общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии, что становится противовесом доктрине общественного договора, так как его участники воспринимают и осознают друг друга только в свете своих обоюдных обязательств — абстрактно и безлично.
Взаимодействия различных средств в каждый период истории функционирования культуры коммуникаций представляют особый интерес. Если до появления письменности структуру коммуникации определяли устные средства, то с появлением письменности коммуникативные установки культуры изменяются. Когда книга внедрится в культуру и начнет определять коммуникацию, устное общение будет составлять ее существенный элемент. Оттеснение традиционного средства коммуникации новым средствами коммуникации станет закономерностью истории коммуникации, что послужит следствием создания новых теорий коммуникации.
Изменения в характере общественных связей и отношений, происходящие на каждом последующем этапе человеческой истории, получат соответствующее теоретическое отражение. Усложнение же общественных связей и отношений влекло за собой структурное усложнение и большее разнообразие коммуникативного знания. Теоретические истоки современной коммуникативистики обнаруживаются в классическом периоде античной философии, когда центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Обращение к проблеме человека выводило на первый план проблему человеческих отношений и человеческого общения.
До XIX в. включительно осмысление проблем человеческой коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. В XX в. большой вклад в развитие теории коммуникации и методологии исследована коммуникативных процессов внесли социология, психология, культурология, филологические, технические и другие науки. Возникновение и широкое распространение электронных средств коммуникации в XX в. стимулировали исследовательский интерес к проблеме массовой коммуникации. В результате было выдвинуто и получило эмпирическое подтверждение большое количество теорий, осмысляющих и объясняющих роль и значение СМИ в современном обществе.
Информация о работе История теорий коммуникаций и концепция массовых коммуникаций