Автор: o**********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа
Нормы административного права
Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие и источники административно-правовых норм, их особенности, содержание и структура…………………………………………….…...5
1.1. Система административно-правового регулирования……………….......5
1.2 Административно-правовые нормы…………………………………….…7
2.Классификация норм административного права. Критерии и особенности…………………………………………………………………...11
2.1.Классификация норм административного права……………………......11
2.2. Действие правовой нормы во времени……………………………….....15
3. Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения……………………………………………………......17
3.1.Признаки и содержание административно-правовых отношений……………………………………………………………………..17
3.2 Классификация административно-правовых отношений…………..….23
4.Роль и значение административно-правового механизма в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………….......29
Список использованной литературы……………………………………..30
По направлению деятельности выделяются: административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик — субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация); административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении; административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий; административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении. Наконец, административно-правовые отношения подразделяются на отношения по вертикали и по горизонтали.
Вертикальные правоотношения характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения (например, полномочия по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения).
Горизонтальными отношениями являются такие, субъекты которых находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере.
В юридической литературе особо выделяются так называемые внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления. В 80-х гг. активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений.11
Ученые выделяли и анализировали субординационные, координационные и реординационные отношения. Субординационные отношения — такие, которые базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).
Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов).
Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т. е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).
Классификация
административно-правовых отношений
и оснований их возникновения и прекращения
является необходимым предварительным
условием правовой регламентации способов
их реализации и более эффективного практического
их применения органами государственного
управления или местного самоуправления.12
4. Роль и значение административно-правового
механизма в оперативно-служебной
деятельности правоохранительных
органов
Как правило, органы внутренних дел вступают в различные административно-правовые отношения, как с физическими, так и юридическими лицами. Как, например, в предусмотренных законодательством случаях МВД России издает нормативные акты по обеспечению безопасности дорожного движения, соблюдения правил лицензионно-разрешительной системы, содержащие обязательные нормы.
Очень часто завершаются либо наложением административных наказаний со стороны уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел, либо применением мер административного принуждения административно-правовые отношения, которые возникают между органами внутренних дел и правонарушителями.
Административно-правовые
отношения возникают также
Естественным
продолжением названного неравенства
сторон является то, что у невластной
стороны имеются скудные
Органы внутренних дел являются особыми органами управления в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, которая в полной мере урегулирована законодателем. Таким образом, деятельность этих органов ясно регламентирована нормами права, тем более что они выступают как исполнительно-распорядительные органы государства и в силу этого обеспечивают проведение в жизнь общегосударственной политики.
Органы внутренних дел - это сложный социальный механизм, который призван обеспечить решение важных задач, относящихся к охране правопорядка и борьбе с преступностью.13Следовательно, совокупность взаимосвязанных правовых документов, при разработке которых должен чётко соблюдаться процесс, связанный с соблюдением определенного ряда требований можно определить как акты правового регулирования органов внутренних дел. Это преимущественно - последовательность, конкретность, системность.
В отличие от индивидуальных правовых актов, нормативные правовые акты должны быть ориентированные вне системы. Следовательно - субъект управления в системе органов внутренних дел осуществляет управляющее воздействие, на систему различных отношений опираясь на правовые акты. Значит, средство управления как непосредственно в системе органов внутренних дел, так и в её взаимоотношениях с внешней средой можно определить как механизм ведомственного правового регулирования.
Проанализировав деятельность МВД России как основного субъекта управления органами внутренних дел, можно сказать:
Исходя
из вышесказанного, можно сделать
вывод, что правовое регулирование действует
как сложный механизм, с промежуточными
передаточными звеньями, которые служат
проводниками «движения» нормативно-государственной
воли к фактическому поведению участников
регулируемого отношения.
Заключение
Подведя
итог своей контрольной работы, прихожу
к выводу административное право является
одной из фундаментальных отраслей права,
которая в совокупности с другими отраслями
(конституционным, гражданским, уголовным)
предусматривает основы деятельности
государства в лице его государственных
органов, определяет их систему и полномочия.
Административное право является одной
из немногих отраслей права (уголовного,
гражданского, трудового), которая имеет
свои собственные юридические средства
защиты от посягательств на правовой режим
в сфере функционирования органов государственного
управления. Кроме этого, именно административное
право осуществляет защиту не только управленческих
общественных отношений, но и других правоотношений
(земельных, жилищных, экологических, финансовых,
трудовых и др. ). Одновременно, административное
право не только защищает такие правоотношения,
но и выступает в роли их регулятора. В
частности, именно нормы административного
права определяют систему органов и порядок
осуществления контроля за соблюдением
экологического законодательства, налогового
законодательства, таможенного законодательства;
правовые и организационные основы осуществления
предпринимательской деятельности и др.
Административное право - это такая система
правовых норм, которые регулируют общественные
отношения, возникающие в связи с организацией
и функционированием органов государственного
управления, государственным управлением
сферами общественной жизни, функционированием
административной юстиции и привлечением
к административной ответственности.
Список использованных
источников
Приложение
Приложение 1.
Классификация
административно-правовых форм
Информация о работе Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов