Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

Автор: o**********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Нормы административного права
Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие и источники административно-правовых норм, их особенности, содержание и структура…………………………………………….…...5
1.1. Система административно-правового регулирования……………….......5
1.2 Административно-правовые нормы…………………………………….…7
2.Классификация норм административного права. Критерии и особенности…………………………………………………………………...11
2.1.Классификация норм административного права……………………......11
2.2. Действие правовой нормы во времени……………………………….....15
3. Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения……………………………………………………......17
3.1.Признаки и содержание административно-правовых отношений……………………………………………………………………..17
3.2 Классификация административно-правовых отношений…………..….23
4.Роль и значение административно-правового механизма в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………….......29
Список использованной литературы……………………………………..30

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

    По  направлению деятельности выделяются: административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик — субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация); административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении; административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий; административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении. Наконец, административно-правовые отношения подразделяются на отношения по вертикали и по горизонтали.

    Вертикальные правоотношения характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения (например, полномочия по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения).

    Горизонтальными отношениями являются такие, субъекты которых находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере.

    В юридической литературе особо выделяются так называемые внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления. В 80-х гг. активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений.11

    Ученые  выделяли и анализировали субординационные, координационные и реординационные отношения. Субординационные отношения — такие, которые базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).

    Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов).

    Реординационными  отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т. е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).

    Классификация административно-правовых отношений  и оснований их возникновения и прекращения является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.12 
 

 

     4. Роль и значение административно-правового механизма в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов 

     Как правило, органы внутренних дел вступают в различные административно-правовые отношения, как с физическими, так и юридическими лицами. Как, например, в предусмотренных законодательством случаях МВД России издает нормативные акты по обеспечению безопасности дорожного движения, соблюдения правил лицензионно-разрешительной системы, содержащие обязательные нормы.

     Очень часто завершаются либо наложением административных наказаний со стороны уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел, либо применением мер административного принуждения административно-правовые отношения, которые возникают между органами внутренних дел и правонарушителями.

     Административно-правовые отношения возникают также между  органами внутренних дел и физическими  и юридическими лицами. Субъекты исполнительной (административной) власти наделены правом решать. Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях вправе применять различные меры воздействия на других участников правоотношений. В частности, они могу потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.

     Естественным  продолжением названного неравенства  сторон является то, что у невластной стороны имеются скудные возможности  для защиты своих прав своими действиями, для самозащиты. С неправильными действиями субъектов власти граждане, учреждения и предприятия могут бороться чаще всего только путем подачи жалоб в компетентные государственные органы. Административно-правовое регулирование предполагает, что субъекты власти, как правило, в одностороннем порядке решают, а невластные субъекты вправе обжаловать такие решения. Административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации. Но административно-правовое регулирование властеотношений обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.   

     Органы внутренних дел являются особыми органами управления в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, которая в полной мере урегулирована законодателем. Таким образом, деятельность этих органов ясно регламентирована нормами права, тем более что они выступают как исполнительно-распорядительные органы государства и в силу этого обеспечивают проведение в жизнь общегосударственной политики.

     Органы внутренних дел - это сложный социальный механизм, который призван обеспечить решение важных задач, относящихся к охране правопорядка и борьбе с преступностью.13Следовательно, совокупность взаимосвязанных правовых документов, при разработке которых должен чётко соблюдаться процесс, связанный с соблюдением определенного ряда требований можно определить как акты правового регулирования органов внутренних дел. Это преимущественно - последовательность, конкретность, системность.

     В отличие от индивидуальных правовых актов, нормативные правовые акты должны быть ориентированные вне системы. Следовательно - субъект управления в системе органов внутренних дел осуществляет управляющее воздействие, на систему различных отношений опираясь на правовые акты. Значит, средство управления как непосредственно в системе органов внутренних дел, так и в её взаимоотношениях с внешней средой можно определить как механизм ведомственного правового регулирования.

     Проанализировав деятельность МВД России как основного субъекта управления органами внутренних дел, можно сказать:

    1. органы внутренних дел состоят в определении направлений их развития;
    2. в оперативном реагировании на изменение оперативной обстановки при решении задач борьбы с преступностью;
    3. в разработке ведомственных норм (обеспечении нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел).

     Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что правовое регулирование действует как сложный механизм, с промежуточными передаточными звеньями, которые служат проводниками «движения» нормативно-государственной воли к фактическому поведению участников регулируемого отношения. 

 

      Заключение 

     Подведя итог своей контрольной работы, прихожу к выводу административное право является одной из фундаментальных отраслей права, которая в совокупности с другими отраслями (конституционным, гражданским, уголовным) предусматривает основы деятельности государства в лице его государственных органов, определяет их систему и полномочия. Административное право является одной из немногих отраслей права (уголовного, гражданского, трудового), которая имеет свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере функционирования органов государственного управления. Кроме этого, именно административное право осуществляет защиту не только управленческих общественных отношений, но и других правоотношений (земельных, жилищных, экологических, финансовых, трудовых и др. ). Одновременно, административное право не только защищает такие правоотношения, но и выступает в роли их регулятора. В частности, именно нормы административного права определяют систему органов и порядок осуществления контроля за соблюдением экологического законодательства, налогового законодательства, таможенного законодательства; правовые и организационные основы осуществления предпринимательской деятельности и др. Административное право - это такая система правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием органов государственного управления, государственным управлением сферами общественной жизни, функционированием административной юстиции и привлечением к административной ответственности.  

 

      Список использованных источников 

  1. Конституция РФ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www. garant. ru/prime/. - СПС «Гарант», дата 12. 07. 2008
  2. О милиции. Закон Российской Федерации от 18. 04. 91 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16, ст. 503 (в ред. от02. 10. 2007).
  3. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 30, ст. 3605; 1997, № 36, ст. 4133; 1998. № 17, ст. 1915; № 22. ет. 2413; 2001, № 3, ст. 220; № 24, ст. 2416.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1). ст. 1 (в ред. от 22. 07. 2008).
  5. Административное право. Конспект лекций в схемах. М. : Приор издат,2003. - 128с.
  6. Административное право. Общая часть: Учебник. / Под ред. В. А. Юсупова, В. Д. Симухина. - М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
  7. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М. . : Юрист, 2005.
  8. Алехин А. П. . Кармолицкий А. А. . Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник в 2 частях. - М. , 2000.
  9. Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права. // Государство и право № 3, 1994 г.
  10. Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов Административное право: Учебник для вузов. – М. : Норма, 2006.
  11. Дорогин В. Г. , Архипов М. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел. Саратов. 2007. -200с.
  12. Габричидзе Б. Н. , Елисеев Б. П. Российское административное право М. : 1998.
  13. Головистиков А. Административное право России. Конспект лекций. – М. : Эксмо-Пресс, 2006.
  14. Коренев А. П. Административное право: Учебник. Ч. 1. - М. , 2000.
  15. Князев С. Д. Конституция Российской Федерации и современное российское административное право // Журнал российского права. – 2001. - № 10. – С. 23.
  16. Манохин В. Н. , Адушкин В. С. , Багишаев З. А. Российское административное право. - М. : Инфра-М, 2004. – 280с.
  17. Овсянко Д. Н. Административное право. Учебное пособие для студентов юр. фак-тов. - М. : Юристъ, 2006. – 455с.
  18. Солдатов А. П. , Мельников В. А. Административное право Российской Федерации. (Общая и Особенная части). Волгоград, ВА МВД РФ 2006.
  19. Розин Л. М. Механизм административно – правового регулирования общественных отношений в сфере общественного порядка. М. : 1985.
  20. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. - М. : Инфра-М, 2003. - 475с.
  21. Четвериков B. C. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  22. Конституция Российской Федерации. 1993.
  23. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 - ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.).
  24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 - ФЗ (с последующими изм. и доп.).
  25. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с последующими изм. и доп.).
  26. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изм. и доп.).
  27. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144 - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с последующими изм. и доп.).
  28. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве».
  29. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61 - ФЗ «Об обороне» (с последующими изм. и доп.).
  30. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с последующими изм. и доп.).
  31. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026- 1 «О милиции» (с последующими изм. и доп.).
  32. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с последующими изм. и доп.).
  33. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730 - 1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.).
  34. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с последующими изм. и доп.).
  35. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114 - ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с последующими изм. и доп.).
  36. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-Ф "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с последующими изм. и доп.).
  37. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.).
  38. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с последующими изм. и доп.).
  39. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109 - ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.).
  40. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.).
  41. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" (с последующими изм. и доп.).
  42. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (с последующими изм. и доп.).
  43. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  44. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с последующими изм. и доп.).
  45. Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. №Пр-1568).
  46. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.
  47. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изм. и доп.).
  48. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изм. и доп.).Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815"О мерах по противодействию коррупции".
  49. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 "О Военной доктрине Российской Федерации".
  50. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текст Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: утверждено Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (с последующими изм. и доп.).
  51. Положение о порядке прохождения военной службы: утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (с последующими изм. и доп.).
  52. Положение о Федеральной службе безопасности РФ: утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960.
  53. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с последующими изм. и доп.).
  54. Постановление Правительства РФ о мерах по реализации Федерального закона от 6 июня 2007 г. № 352 «О противодействии терроризму».
  55. Закон Хабаровского края от 27 ноября 2001 г. № 349 «О Правительстве Хабаровского края» (с последующими изм. и доп.).
  56. Закон Хабаровского края от 27 апреля 2005 г. № 272 «О системе исполнительных органов государственной власти Хабаровского края» (с последующими изм. и доп.).
  57. Закон Хабаровского края от 24 июня 2009 г. № 256 «Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях» (с последующими изм. и доп.).
  58. Закон Хабаровского края от 30 сентября 2009 г. № 269 "О предупреждении коррупции в Хабаровском крае".
  59. Структура исполнительных органов Хабаровского края: утверждена распоряжением губернатора Хабаровского края от 31 марта 2008 г. № 169-р.
  60. Агапов А, К Административная ответственность: учебник. - М.: Статут, 2005.-351с.
  61. Габричидзе Б.Н. Административное право: учебник / Б.Н. Габричидэе, А.Г. Чернявский. -М: Юристь, 2003. -601 с.
  62. Попов Л.Л., Студеникина М.С. Административное право: учебник. - М: Юристъ, 2008.-991 с.
  63. Российский Б. В. Административное право России: учебно-методическое пособие / Б.В. Российский, Н.Г. Гончарова. - М.: Практикум, 2006. - 576 с.
  64. Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. - М.: Норма, 2009.-925 с.
  65. Чижевский B.C. Комментарий к КоАП РФ. - М.: Книжный мир, 2009. -1152 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Приложение 1.

Классификация административно-правовых форм 

Информация о работе Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов