Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

Автор: o**********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Нормы административного права
Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие и источники административно-правовых норм, их особенности, содержание и структура…………………………………………….…...5
1.1. Система административно-правового регулирования……………….......5
1.2 Административно-правовые нормы…………………………………….…7
2.Классификация норм административного права. Критерии и особенности…………………………………………………………………...11
2.1.Классификация норм административного права……………………......11
2.2. Действие правовой нормы во времени……………………………….....15
3. Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения……………………………………………………......17
3.1.Признаки и содержание административно-правовых отношений……………………………………………………………………..17
3.2 Классификация административно-правовых отношений…………..….23
4.Роль и значение административно-правового механизма в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………….......29
Список использованной литературы……………………………………..30

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

    ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ И  ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ

 

     Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………...3

1.Понятие и источники административно-правовых норм, их особенности, содержание и структура…………………………………………….…...5

1.1. Система административно-правового регулирования……………….......5

1.2 Административно-правовые  нормы…………………………………….…7

2.Классификация норм административного права. Критерии и особенности…………………………………………………………………...11

2.1.Классификация  норм административного права……………………......11

2.2. Действие  правовой нормы во времени……………………………….....15

3. Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения……………………………………………………......17

3.1.Признаки и содержание административно-правовых отношений……………………………………………………………………..17

3.2 Классификация  административно-правовых отношений…………..….23

4.Роль и значение административно-правового механизма в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………….......29

Список  использованной литературы……………………………………..30

  Приложение……………………………………………………………….....31 

 

      Введение

    Понятие "механизм правового регулирования" функционально используется с 1960 года. Введение вышеуказанного понятия явилось следствием того, что разработка отдельных правовых явлений (актов, правоотношений и т. п.) и исследование их влияния на общественные отношения не всегда давали желаемый результат. В наше время подобные явления не существуют обособленно друг от друга, они постоянно взаимодействуют и именно во взаимодействии оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения.

    Природа механизма правового регулирования, его структура и т. д. в целом  довольно полно рассмотрены и проанализированы в общетеоретической литературе.

    Однако  вместе с тем значение этого понятия не сводится к оперированию им в общей теории права. Максимальную практическую значимость использование этого понятия могло бы дать при разработке конкретных отраслевых проблем.

    Данная  курсовая работа направлена на разработку проблемы механизма правового регулирования в рамках административного права.

    Актуальность  темы обусловлена многогранностью проблем механизма административно-правового регулирования.

    Объект  курсовой работы - механизм административно-правового регулирования.

    Предметом курсовой работы выступает теория и практика механизма административно-правового регулирования.

    Целью данной курсовой работы является изучение механизма правового регулирования, его структуры, содержания, методов.

    Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи:

  1. Дать понятие правового регулирования;
  2. Раскрыть нормы административного права, изучить особенности;
  3. Дать характеристику структуры административно-правовых отношений;
  4. Указать критерии эффективности правового регулирования;
  5. Определить роль и значение административно-правового механизма в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.

    При выполнении работы применялись такие  методы, как изучение библиографических  источников, анализ информации, полученной в ходе их изучения, её сравнение. Использованы различные источники административно-правовых норм (нормативно-правовые акты РФ), научная и учебная литература, полный перечень которых приведён в конце работы.  
 

 

    
  1. Понятие и источники административно-правовых норм, их особенности, содержание и структура
 

    1.1 Система административно-правового регулирования 

    Административное  право – отрасль права, которая  регулирует общественные отношения, возникающие  в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Административное право России имеет свой механизм административно-правового регулирования, под которым понимается совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных, взаимозависимых и образующих информационное единство в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития общественных отношений в сфере исполнительной деятельности, государственного управления и иных управленческих отношений в государстве и обществе. 1

    В систему (механизм) административно-правового регулирования включают: нормы административного права, регламентирующие принципы и цели исполнительно-распорядительной деятельности, содержащиеся в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и других нормативных актах, принятых полномочными органами государственной власти и органами местного самоуправления; акты толкования норм административного права, принятые уполномоченными на то органами государственной власти, как правило, судебными; акты применения норм административного права, например рассмотрение и принятие решения о наложении административного взыскания на гражданина за административное правонарушение на основании и в порядке, предусмотренном соответствующими нормами кодекса об административных правонарушениях; административно-правовые отношения в сфере исполнительной власти, государственного управления.

    Каждый  элемент механизма административно-правового  регулирования выполняет свою специфическую роль в регулировании поведения людей как субъектов отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. По своей сути эти элементы выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования специфических управленческих отношений в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и других негосударственных управленческих отношений, связанных с реализацией государственных функций. 2

    Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по собственной инициативе ФОИВ в пределах своей компетенции. Нормативно-правовые акты издаются ФОИВ в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

    Подготовленный  нормативно-правовой акт ФОИВ должен иметь следующие реквизиты: - наименование органа, его издавшего; - наименование вида акта и его название; - дата утверждения и его номер; - наименование должности и фамилия, имя, отчество подписавшего акт лица.

    Регистрации подлежат все нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, кроме содержащих государственную или конфиденциальную тайну.

    Регистрация в Минюсте РФ включает следующие  операции: - принятие решения о необходимости государственной регистрации; - присвоение регистрационного номера; - занесение в Государственный реестр нормативно-правовых актов ФОИВ. Через 5 дней со дня утверждения 4 экземпляра (подлинник и 3 копии) поступают в Минюст РФ. К нормативно-правовому акту прилагается: - основание его издания; - сведения об остальных актах по этому вопросу и сроки приведения их в соответствие с принятым; - визы согласования с заинтересованными ФОИВ; - виза руководителя юридической службы ФОИВ, издавшего акт. Государственная регистрация нормативно-правовых актов в Минюсте РФ осуществляется в течении 15 дней, срок может быть продлен не более чем на 10 дней.

    В течение суток после государственной  регистрации подлинник нормативно-правового  акта с присвоенным номером регистрации  направляется Минюстом РФ в ФОИВ, его  приславший, а копия - в «Российские  вести» и издательство «Юридическая литература» для опубликования в течение 10 дней, если не указан другой срок вступления в силу.3  

    1.2 Административно-правовые  нормы 

    Нормы административного  права

    Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.

    Особенности

    Нормам  административного права присущи следующие характерные черты: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъектов права; принудительность.

    Нормы административного права прежде всего регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

    Вместе  с тем нормы административного  права регулируют  общественные отношения, возникающие в процессе реализации полномочий администрацией органов местного самоуправления и администрацией государственных организаций, учреждений, предприятий либо тех из них, где доля государственной собственности преобладает.

    Многие нормы административного права являются регулятором отношений, складывающихся при решении органами государственной власти, суда и прокуратуры вопросов подбора кадров, назначения на должности оперативного персонала, определения предъявляемых к ним требований, прохождения службы, ответственности служащих, а также иных внутриорганизационных отношений управленческого характера, входящих в компетенцию данных органов.

    Наконец, административно-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в сфере деятельности общественных организаций (например, общество охраны прав потребителей) и негосударственных организаций, предприятий и учреждений (частные нотариусы, аудиторские фирмы, коммерческие банки) при осуществлении переданных им государством отдельных государственно-властных полномочий.

    Итак, административно-правовая норма —  это норма права, регулирующая:

    а) отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления;

    б) внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и суда);

    в) отношения в области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения;

    г) отношения в сфере административной юстиции. Административно-правовое регулирование имеет государственный характер, поэтому исполнение, применение и соблюдение норм административного права гарантируется не только организационными, разъяснительными, стимулирующими средствами, но при необходимости и мерами государственного принуждения.

    Структура административно-правовых норм

    В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.

    Гипотеза  характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией.

Информация о работе Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов