Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

Автор: o**********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Нормы административного права
Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие и источники административно-правовых норм, их особенности, содержание и структура…………………………………………….…...5
1.1. Система административно-правового регулирования……………….......5
1.2 Административно-правовые нормы…………………………………….…7
2.Классификация норм административного права. Критерии и особенности…………………………………………………………………...11
2.1.Классификация норм административного права……………………......11
2.2. Действие правовой нормы во времени……………………………….....15
3. Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения……………………………………………………......17
3.1.Признаки и содержание административно-правовых отношений……………………………………………………………………..17
3.2 Классификация административно-правовых отношений…………..….23
4.Роль и значение административно-правового механизма в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………….......29
Список использованной литературы……………………………………..30

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

    Гипотеза  может находиться также не в самой административно- правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.

    Диспозиция  — это формулировка правила должного поведения. Этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

    Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы.

    Чаще  всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.  

    Реализация  и действие административно-правовых норм

    Реализация  административно-правовых норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.

    Известны  следующие варианты реализации административно-правовых норм:

    - исполнение — точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые сдержатся в административно-правовых нормах;

    - применение — издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;

    - использование — применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;

     -соблюдение — воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности. 

 

    

  1. Классификация норм административного права. Критерии и особенности
 

    2.1 Классификация норм административного права 

     Любая отрасль права состоит из юридических  норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются административно-правовые нормы. 4

    Административно-правовые нормы регулируют также отношения, возникающие при реализации определенных государственных функций, переданных негосударственным объединениям, например, профсоюзам, ДНД, товарищеским судам и др.

    Можно разграничить административно-правовые нормы, направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, собирание налогов и других обязательных платежей (охранительные нормы), и административно-правовые нормы, связанные с регулированием деятельности как негосударственных коммерческих организаций, так и общественных организаций, с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями и пр. (регулятивные нормы).

    Охранительные нормы устанавливают обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те или иные действия, регулятивные нормы —использование таких правовых средств, как уведомление о начале деятельности, регистрационный, лицензионный порядок, определение вариантов возможного поведения, заключение административных договоров, стимулирующие, поощрительные нормы и т. д. Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-правовой статус органов управления и их должностных лиц.

    В административно-правовых нормах регламентируется правовой режим, определяющий деятельность не только органов исполнительной власти и местной администрации, но и  других участников управленческих отношений. Материальные административно-правовые нормы предусматривают запреты и ограничения на ту или иную деятельность (действия), административные санкции за их нарушения и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций.

    Рассмотрим  классификацию административно-правовых норм (приложение 1). В соответствии с юридическим содержанием материальные административно-правовые нормы можно подразделить следующим образом:

    1) обязывающие нормы (предписывающие  совершение определенных действий);

    2) запретительные нормы (устанавливающие запреты на ту или иную деятельность или действия;

    3) ограничительные нормы (вводящие  ограничения на определенную  деятельность или действия);

    4) разрешительные или дозволительные  нормы (разрешающие адресату действовать по своему усмотрению); к этой категории норм, например, относятся лицензионные, дозволяющие заниматься определенной деятельностью, в том числе внешнеэкономическими операциями (т. е. деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным на то государственным органом);

    5) уполномочивающие или управомочивающие  нормы (предоставляющие соответствующим  органам и их должностным лицам  государственно-властные полномочия  по реализации специальных функций  государственного управления);

    6) стимулирующие или поощрительные  нормы (направленные на стимулирование  наиболее актуальных видов наукоемкой, экономической и иной деятельности, обеспечение должного поведения  участников управленческих отношений);

    7) регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, регистрации политических партий, общественных объединений, предприятий различных видов собственности, субъектов малого предпринимательства);

    8) рекомендательные нормы (не носящие обязательного характера, но предлагающие участникам управленческих отношений тот или иной вариант поведения. Нередко рекомендательные правовые нормы подкрепляются стимулирующими мерами, которые гарантируют применение  поощрительных стимулов при избрании рекомендуемого варианта поведения).

    Процессуальные  административно-правовые нормы определяют общие правила, порядок, процедуру  нормотворческой, правоприменительной  и юрисдикционной деятельности органов  государственного управления и других субъектов административного права. В российском законодательстве на сегодняшний момент процессуально урегулированы в основном лишь административно-юрисдикционные нормы. В институте государственной службы к процессуальным нормам относятся:

    -порядок  поступления на службу;

    - процедура перемещения служащего  и прохождение службы; порядок  проведения аттестации;

    -присвоение  специальных званий и рангов; дисциплинарное производство; процедура  увольнения и т. д.

    По  форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (обязательные для исполнения) и диапозитивные (предлагающие несколько вариантов решения).

    В зависимости от адресата можно выделить административно-правовые нормы, регламентирующие:

    а) организацию и деятельность механизма  исполнительной власти;

    б) организацию и деятельность местной  администрации;

    в) административно-правовой статус государственных  и муниципальных служащих, должностных  лиц;

    г) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных  структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий;

    д) организацию и деятельность предприятий  и учреждений с преимущественным вложением в них государственных  средств;

    е) административно-правовой статус общественных объединений;

    ж) административно-правовой статус негосударственных  коммерческих организаций;

    з) административно-правовой статус некоммерческих организаций;

    и) административно-правовой статус граждан  и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов.

    По  масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными (действующими на всей территории страны), региональными (распространяющими  свое действие на территорию субъекта РФ), территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера), местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией), локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).

    По  объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные  органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений).

    По  действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные (введенные  в действие на определенный срок) и  бессрочные (срок действия которых  заранее не установлен).

    Законную  силу имеют лишь те административно-правовые нормы, которые изданы в пределах компетенции соответствующего органа управления и при этом соблюден предусмотренный законом порядок вступления их в силу в тех случаях, когда это оговорено в законодательстве.  

     2.2 Действие правовой нормы во времени 

     Для решения вопроса о вступлении нормы в силу следует знать два обстоятельства:

     1) дату ее вступления в силу;

     2)пределы  ее действия при вступлении  в силу. По общему правилу, закон,  а значит, и содержащаяся в  нем норма, вступает в силу  через 10 дней после официального  опубликования, если законодатель не установит иной срок. Нормы, содержащиеся в актах Президента и Правительства РФ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования их в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Российской газете» или «Российских вестях», если в акте не установлен иной срок. Акты других органов управления вступают в силу немедленно, если в них не назван другой срок. Значит, норма административного права начинает действовать на основе общего правила (через 10 или 7 дней после опубликования, немедленно) или со специально названного срока.

     Можно различать три варианта действия:

     1) перспективное - на факты, отношения,  возникшие после вступления ее  в силу (например, норма, усиливающая  наказание);

     2) немедленное - на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу;

     3) с обратной силой - на вновь  возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления  в силу, но с более ранней  даты (например, норма, которая устраняет,  смягчает ответственность).

     В отношении прекращения действия нормы, необходимо знать, что, установив дату отмены, следует еще уточнить, полностью или частично она перестала действовать. Норма может быть отменена прямо (в этих случаях четко определяется дата, когда она перестает действовать). Под косвенной отменой понимается принятие новой нормы, что означает прекращение действия старой нормы со дня вступления в силу новой.

Информация о работе Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов