Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

Автор: o**********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Нормы административного права
Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие и источники административно-правовых норм, их особенности, содержание и структура…………………………………………….…...5
1.1. Система административно-правового регулирования……………….......5
1.2 Административно-правовые нормы…………………………………….…7
2.Классификация норм административного права. Критерии и особенности…………………………………………………………………...11
2.1.Классификация норм административного права……………………......11
2.2. Действие правовой нормы во времени……………………………….....15
3. Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения……………………………………………………......17
3.1.Признаки и содержание административно-правовых отношений……………………………………………………………………..17
3.2 Классификация административно-правовых отношений…………..….23
4.Роль и значение административно-правового механизма в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………….......29
Список использованной литературы……………………………………..30

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

     Возможны  три варианта установления пределов прекращения действия старой нормы. Она:

     1) переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли на ее основе, и после даты вступления в силу новой;

     2) немедленно прекращает действие  на все отношения, которые ранее  регулировала, с даты утраты ею  силы;

     3) досрочно прекращает действие  на правоотношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой.

     Если  норма ухудшает правовое положение  граждан (усиливает или устанавливает  вновь ответственность, увеличивает  возраст, стаж для получения права и т. д. ), она должна иметь перспективное действие, а старая должна переживать себя. 5

     Таким образом, нормы административного права имеют свою территорию, круг лиц, время, на которые они распространяются 

 

     3. Понятие, содержание, особенности и структура административно- правового отношения 

    3.1 Признаки и содержание административно-правовых отношений 

    Согласно  одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:

    1) возникают  в процессе государственного управления;

    2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (органа исполнительной власти);

    3) являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.

    Другая  концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов:

    1) возникают в сфере государственного управления;

    2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;

    3) делятся по соотношению прав  и обязанностей участников на две группы: отношения власти-подчинения и отношения равноправия. Такой подход в рассмотрении административно-правовых отношений остался практически до наших дней.

    Общий недостаток, свойственный обеим концепциям - в них ничего не говорится о необходимости установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению, а значит, нельзя говорить о цивилизованных административно-правовых отношениях, характеризующихся «властеподчинением», «организационностью», обязательным наличием органа управления, реализующего властную управленческую компетенцию и пр.6

    В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.7

    Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание8

    Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения).

    Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент).

    Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования9  (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

    Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или, процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности:

    1) административной правоспособности — способности иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.);

    2) административной дееспособности — способности лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

    Объектом  административно-правового отношения  являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение.

    Содержание  административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты.

    Административно-правовое отношение — разновидность правовых отношений, оно обладает общими признаками, характерными для всех видов правоотношений: первичность правовых норм; регламентация правовой нормой действий сторон этого отношения; корреспонденция обязанностей и прав сторон правоотношения; специфичность состава любого вида правоотношений.

    В научных публикациях высказываются  различные мнения по поводу объектов правоотношения. Одни авторы единственным объектом любого правоотношения считают действия, поведение людей; другие в качестве самостоятельного объекта выделяют имущественные отношения, иногда именуемые предметом (материальные ценности, вещи), и неимущественные отношения (действия, поведение людей). Объекты правоотношения, в свою очередь, могут быть подразделены на непосредственные и более отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений (равно как и других видов правоотношений) является поведение человека, его действия, деяния.

    А через управляемые действия (поведение, деяния) оказывается опосредованное воздействие (влияние) как на предметы материального мира, так и на продукты духовного творчества10

    Особенностями административно-правовых отношений являются следующие:

    1. Построены на началах «власть -подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон.

    2. Характер государственно-управленческой деятельности обусловливает необходимость выделения субъекта управления, т. е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции обязана реализовать государственно-властные полномочия для защиты публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав и свобод граждан.

    3. Сфера государственного управления  является управляемой сферой. Следовательно, в административно-правовых отношениях находят отражение все основные качества, присущие государственному управлению, а также публичные интересы, реализуемые в процессе практического осуществления функций органами исполнительной власти и местной администрацией.

    4. Административно-правовые отношения  по своей сути — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.

    5. Между сторонами административно-правовых  отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке.

    6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии юридических фактов. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда — события.

    В качестве юридических фактов могут быть и правомерные действия граждан, юридических лиц, адресованные органу исполнительной власти (жалобы, претензия и т. д.), которые влекут возникновение конкретных административно-правовых отношений.

    Можно выделить следующие черты административно-правовых отношений:

    а) возникают в процессе государственного управления (или в сфере государственного управления);

    б) имеют в качестве обязательного  субъекта орган государственного управления (или орган исполнительной власти), т. е. постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления (субъект исполнительной власти), представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию;

      в) характеризуются отношениями власти-подчинения и юридическим неравенством сторон;

      г) возникают для решения задач и осуществления функций управления в целях удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из субъектов этих отношений;

    д) имеют организующее начало, так как административно-правовые отношения — это форма, в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления;

    е) отличаются особым правовым режимом обеспечения законности и своей правовой защиты (как правило, речь идет о трех способах — административном, судебном и прокурорском).

    В первом случае (административный способ) споры, возникающие между субъектами этих отношений, решаются в административном (внесудебном) порядке, т. е. вышестоящими органами управления и должностными лицами, и направлены на проверку законности совершенных действий или принятых административных актов (управленческих решений).

    Во  втором случае (судебный порядок) закон  предоставляет возможность направить жалобу о нарушении органами государственного управления и местного самоуправления (а также их должностными лицами и служащими) и другими субъектами права прав и свобод граждан в суд, если решения (административные акты) или действия (бездействие) нарушили их права и свободы.

    В третьем случае (прокурорское реагирование) существует возможность опротестования органами прокуратуры незаконных административных актов (решений) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Вместе с тем протесты, принесенные прокурором на такие решения, автоматически их не отменяют.

    Все признаки административно-правового  отношения дают возможность говорить о необходимости установления особого судебного порядка защиты прав и свобод граждан от произошедшего их нарушения и повлекших неблагоприятные для граждан последствия.

    Если  иметь в виду судебное рассмотрение административных дел, то принципы, характерные для гражданского или уголовного судопроизводства, — законность, непосредственность, равенство перед законом, публичность и гласность, состязательность, национальный язык в производстве, объективная истина, диспозитивность, устность — типичны и для производства по делам об административных правонарушениях, которое является одним из видов административного процесса.

    Учитывая, что упомянутые принципы уже давно установлены для одного из многих видов административного процесса, можно прогнозировать, что демократические принципы административного процесса будут со временем распространены и на сферу контроля за административно-процессуальной деятельностью органов управления, государственных и муниципальных служащих. 

    3.2 Классификация административно-правовых  отношений 

    По  целям административно-правовые отношения  подразделяются в первую очередь на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности.

      По составу участников административно-правовые отношения можно разграничить на отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица), отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

Информация о работе Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов