Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа
Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Развитие Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, совершенствование законодательства, прежде всего гражданского, на инвестиционную привлекательность российской экономики. Именно Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем современной России.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Понятие исполнительного производства…………………………....6
§1. Место исполнительного производства в системе российского права…....6
§2. Правовые источники исполнительного производства……………………10
Общая характеристика источников исполнительного производства…….10
Федеральные законы «О судебных приставах»,
«Об исполнительном производстве» и другие законы………………………..11
ГПК……………………………………………………………………………12
АПК………………………………………………………………………...….12
Нормативные акты Правительства РФ……………………………………...12
Международные договоры РФ……………………………………………....12
§3. Сроки и время в исполнительном производстве………………………..…13
Сроки совершения исполнительных действий…………………………..…13
Время совершения исполнительных действий………………………..……13
Глава 2. Субъекты исполнительного производства……………………….….15
§1. Классификация и состав субъектов исполнительного производства.
Органы принудительного исполнения и суды как субъекты
исполнительного производства………………………………………………....15
§2. Стороны исполнительного производства…………………………………..16
Определение сторон исполнительного производства………………….…..16
Правоспособность и дееспособность в исполнительном
законодательстве……………………………………………………………….....17
Права и обязанности сторон в исполнительном производстве…………….17
Соучастие в исполнительном производстве…………………………….…..18
Глава 3. Исполнительные документы………………………………………..…20
§1. Понятие и виды исполнительных документов…………………………..….20
§2. Требования, предъявляемые к исполнительным документам…………..…22
§3. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению……..…23
Глава 4. Возбуждение исполнительного производства………………………..25
§1. Общие положения………………………………………………………….….25
§2. Процессуальный порядок возбуждения исполнительного
производства………………………………………………………………………26
§3. Место совершения исполнительных действий……………………………...27
§4. Отводы в исполнительном производстве……………………………………28
Понятие отвода в исполнительном производстве…………………………...28
Основания для заявления отвода……………………………………………...29
Самоотвод………………………………………………………………………29
Глава 5. Отложение, приостановление и окончание исполнительного производства……………………………………………………………………….30
§1. Отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов других
органов……………………………………………………………………………...30
§2. Отложение исполнительных действий……………………………………….31
§3. Приостановление исполнительных действий………………………………..32
§4. Прекращение исполнительного производства……………………………….33
§5. Возвращение исполнительного документа…………………………………. .34
§6. Окончание исполнительного производства…………………………………..35
Глава 6. Меры принудительного исполнения в исполнительном
производстве………………………………………………………………………..37
Глава 7. Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий……………………………………………………………………………..39
§1. Исполнительский сбор…………………………………………………………39
§2. Расходы по совершению исполнительных действий………………………...39
Глава 8. Штрафы и иные санкции в исполнительном производстве…………..41
§1. Штрафы в исполнительном производстве……………………………………41
§2. Иные санкции в исполнительном производстве…………………………..…42
Заключение………………………………………………………………………….44
Список используемых источников и литературы………………………………..46
Согласно п.2 ст.31 ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны при совершении исполнительных действий обязаны исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве. Применительно к каждому виду исполнительных действий у сторон имеются как права, так и обязанности. При этом если взыскатель является преимущественно управомоченной стороной, то должник – в основном обязанной. Самая общая и основная обязанность должника – исполнение требований исполнительного документа, которая конкретизируется по мере развития исполнительного производства.
4. Соучастие в исполнительном производстве
В исполнительном
производстве могут участвовать
несколько взыскателей или
Каждый из соучастников
по отношению к другой стороне
участвует в исполнительном
§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Исполнительные документы – это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.
Перечень исполнительных документов дан в п.1 ст.7 ФЗ «Об исполнительном производстве». Исполнительными документами являются:
Исполнительный лист – это содержащий властное предписание о совершении (несовершении) определенного действия исполнительный документ, выдаваемый в предусмотренном законом порядке судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании судебных актов и актов иных органов и подлежащий принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в случае добровольного неисполнения его должником. Заявление о выдаче исполнительного листа подается стороной, в пользу которой вынесено решение.
Судебный приказ как исполнительный документ введен в действие с 1996 года. Судебный приказ представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества должника. Судебный приказ имеет силу исполнительного документа. Взыскание по нему производится по истечении пятидневного срока после выдачи приказа и в порядке, установленном для исполнения решений.
Соглашение об уплате алиментов заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты и их получателем. Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа. (ст.99, 100 СК).
Удостоверение комиссии по трудовым спорам Закон тоже относит к исполнительным документам. Оно подлежит исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения администрацией предприятия, учреждения, организации решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании удостоверения судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством РФ. Оно приводится в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством РФ.
Постановление судебного пристава-исполнителя впервые указано в законе в качестве исполнительного документа. Исполнительным документом может быть далеко не каждое его постановление, а только те, которыми с должника, взыскателя, других участников исполнительного производства, а также лиц, не являющихся таковыми, взыскиваются какие-либо денежные суммы, в частности постановления о взыскании судебных расходов, о наложении штрафа.
§ 2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ДОКУМЕНТАМ
Содержание исполнительного документа четко и подробно регламентировано ст.8 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно п.1 этой статьи в исполнительном документе обязательно должны быть указаны:
В ч.1 ст.8 Закона приведены не все, а только основные реквизиты, которые обязательно должны быть изложены в исполнительном документе. Среди них центральное место занимает резолютивная часть судебного акта или акта другого органа.
§ 3. СРОКИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ К ИСПОЛНЕНИЮ
Исполнительные документы должны быть предъявлены к исполнению в установленные законом сроки. Нарушение этих сроков влечет возвращение исполнительного документа без исполнения9. Согласно п.1 ст.14 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в следующие сроки:
Все сроки, указанные
в п.1 ст. 14 ФЗ «об исполнительном
производстве» определены
Пропуск установленного
законом срока предъявления
ГЛАВА 4. ВОЗБУЖДЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
§1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Возбуждение исполнительного производства – первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В рамках этой стадии судебный пристав-исполнитель также вправе принять меры по обеспечению будущего исполнения требований исполнительного документа.
До возбуждения
Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства.
Задача судебного
пристава-исполнителя на
Из всего перечисленного
ФЗ «Об исполнительном
§2.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
С возбуждением исполнительного производства закон связывает наступление определенных правовых последствий как для должника, так и для взыскателя. С момента возбуждения исполнительного производства отношения между сторонами или иными субъектами исполнительного производства и судебным приставом-исполнителем приобретают характер отношений власти и подчинения, за нарушение требований судебного пристава-исполнителя для субъектов исполнительного производства могут наступить негативные последствия в виде применения штрафных санкций и применения иных мер ответственности.
Исполнительное производство
может быть возбуждено только
по инициативе взыскателя или
органа, выдавшего исполнительный
документ. Без наличия у судебного
пристава-исполнителя
Возбуждение исполнительного
производства оформляется
§3. МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Под территориальной
компетенцией исполнения
Место совершения исполнительных действий определяется по правилам ст. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве», анализ которой позволяет в зависимости от предмета исполнения классифицировать территориальную компетенцию на общую и исключительную.