Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:05, курсовая работа
Проведение исследования призвано решить следующие задачи:
- выявить природу института подведомственности и подсудности в гражданском процессе, механизм зарождения и развития;
- определить содержание правовой категории подведомственности и подсудности и ее соотношение со смежными категориями в российском и зарубежном праве;
- определить виды подведомственности и подсудности в гражданском процессе;
- определить роль подведомственности и подсудности в механизме реализации права на судебную защиту;
- выявить в российском гражданском процессуальном праве случаи коллизий подведомственности и обозначить причины их возникновения;
- проанализировать существующие способы разрешения коллизий в российском гражданском процессуальном праве.
В
случае, если возможно разделение требований,
судья выносит определение о принятии
требований, подведомственных суду общей
юрисдикции, и об отказе в принятии требований,
подведомственных арбитражному суду.
1.3.Виды судебной подведомственности
Подведомственность гражданских дел регулируется нормами не только процессуального законодательства, но и актов материально-правового характера (Трудовой кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Законом РФ «О банках и банковской деятельности» и др.).
В зависимости от установленной законом возможности рассмотрения и разрешения гражданского дела только в одном юрисдикционном органе или в нескольких органах, различают два вида подведомственности:
Исключительная подведомственность — подведомственность дела, рассмотрение и разрешение которого отнесено к ведению только одного из юрисдикционных органов. Так, дела о лишении родительских прав, о взыскании алиментов, об усыновлении (удочерении) разрешаются только судами общей юрисдикции. В то же время дела о признании несостоятельности (банкротстве) организации и граждан отнесены к исключительному ведению арбитражных судов. Следовательно, в отношении перечисленных гражданских дел законом установлена исключительная (единичная) подведомственность.
Множественная подведомственность - подведомственность дела, рассмотрение и разрешение которого отнесено к ведению нескольких различных юрисдикционных органов. В частности, имущественные и иные споры между гражданами, гражданами и организациями могут быть разрешены судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами, органами исполнительной власти. В ст. 150 ГПК РФ закреплена обязанность судьи разъяснять сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд. АПК РФ также указывает на то, что по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейскому суду.
Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора юрисдикционного органа, который должен разрешить конкретное гражданское дело, подразделяется на договорную, альтернативную, императивную, условную и смешанную.9
Договорная — подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Такая подведомственность предусматривается, например, для гражданско-правовых споров, рассматриваемых и разрешаемых третейскими судами. Стороны вносят в договор третейскую оговорку, тем самым предусматривая заранее, что в случае возникновения между ними правового спора, дело будет рассматриваться третейским судом.
Альтернативная — подведомственность по выбору лица, заявляющего требование о защите своих прав и законных интересов. Но эта подведомственность позволяет выбрать в качестве юрисдикционного органа либо суд общей юрисдикции, либо арбитражный суд по ряду гражданских дел. Устанавливая альтернативную подведомственность законодатель, как и при условной, исходит из необходимости сочетания различных форм защиты субъективных прав и законных интересов: судебной, административной, общественной. Однако в отличие от условной подведомственности в случае альтернативной - дело рассматривается не всеми, а лишь одним из возможных юрисдикционных органов. Например, в соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления должностного лица, государственного или муниципального служащего, нарушающего права и свободы, может быть подано гражданином или организацией непосредственно в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»10 решения и действия избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц нарушающие избирательные права граждан и право на участие в референдуме, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума.
Альтернативная подведомственность имеет место в случаях передачи дела на разрешение третейского суда. Например, в соответствии с п. 2 ст. 64 Земельного кодекса РФ 2001 г. до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на решение в третейский суд.11
Императивная — подведомственность, обусловливающая необходимость рассмотрения и разрешения гражданского дела несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Наиболее яркой иллюстрацией императивной подведомственности являются трудовые споры, большинство из которых разрешается сначала комиссией по трудовым спорам, а затем — только судом общей юрисдикции
Специфической особенностью императивной подведомственности является контроль каждым последующим юрисдикционным органом за правильностью ранее принятого решения по спору предыдущими органами. В частности, при рассмотрении трудового спора суд вправе не согласиться с принятым комиссией по трудовым спорам решением и разрешить его по существу по своему усмотрению (но на основании закона).
Условная подведомственность означает, что рассмотрение и разрешение конкретного юридического дела отнесено законом к ведению различных по характеру, принципам организации и деятельности органам, рассматривающих дело в установленной законом очередности. Сущность условной подведомственности заключается в том, что юридическое дело подведомственно суду общей юрисдикции лишь при условии предварительного его рассмотрения внесудебным органом (например, КТС, органами исполнительной власти).
Гражданско-правовые споры также могут быть предметом условной подведомственности. Например, гражданин как пользователь услуг почтовой связи до обращения в суд общей юрисдикции с иском в связи с недоставкой почтовой корреспонденции должен предварительно обратиться с претензией к органам почтовой связи. Coгласно ст. 121 Устава железнодорожного транспорта РФ12 до предъявления против перевозчика иска, возникшего в связи с перевозками пассажиров, багажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия. Дела особого производства, в частности, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, тоже могут составлять предмет условной подведомственности (ст. 265, 267 ГПК).
Практическое значение условной подведомственности состоит в несоблюдение заинтересованным лицом установленного федеральным законом или предусмотренного договором сторон для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора либо непредоставление заинтересованным лицом документов, подтверждающих его соблюдение, служит основанием для возвращения искового заявления.
Смешанная — подведомственность, сочетающая признаки других видов подведомственности, в частности, альтернативной и императивной. Например, в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обратиться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица непосредственно в суд либо к вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации, должностному лицу. Если гражданину отказано в удовлетворении жалобы во внесудебном порядке или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то он вправе обратиться с жалобой в суд.
Значение института подведомственности в гражданском процессуальном праве определяется тем, что он дает государству возможность активно и гибко воздействовать на процесс рассмотрения и разрешения гражданских дел, разумно используя достоинства и преимущества различных юрисдикционных органов.
Исключительная подведомственность характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрению. Это дела, возникающие из гражданских, семейных, жилищных и др. правоотношений, которые рассматриваются непосредственно только судом, и не могут быть разрешены по существу никакими другими органами.
К исключительной подведомственности относятся споры:
В определенных случаях обращение в суд допускается только после того, как сторонами будет предпринята попытка самостоятельно урегулировать возникшие разногласия между собой.
Статья 797 ГК РФ: до предъявления иска к перевозчику, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем только в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию, либо не получение от перевозчика ответа в течение 30 дней. Это обязательное условие для обращения в суд. Соответственно такая подведомственность именуется условной.
Смешанная подведомственность. В определенных ситуациях для передачи дела в суд должно пройти рассмотрение спора в административном порядке. Например, рассмотрение жалобы вышестоящим должностным лицом, или административным органом (КоАП). Первоначально жалоба на действие или бездействие таможенных органов подается в вышестоящий таможенный орган или вышестоящему должностному лицу, а только после этого жалоба может быть подана в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, если обжалуемое решение нарушает права или законные интересы гражданина, предпринимателя или юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке.
Различие
между условной и смешанной
Альтернативная подведомственность- это случай, когда дело, в принципе подлежащее судебному рассмотрению может быть передано на разрешение иного юрисдикционного органа по инициативе истца или по соглашению сторон (в административном порядке, третейским судом и т.д.).
Соглашение сторон должно быть выражено в отдельном документе или в тексте гражданско-правового договора (в контракте).
Так же родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в письменной форме, а после нотариального удостоверения оно имеет силу исполнительного листа. Исходя из этого, любой из родителей может избрать судебный порядок взыскания алиментов, если такого соглашения не заключено.
Альтернативной является подведомственность дел третейским судам, т.е. для передачи дела третейскому суду требуется волеизъявление сторон и заключение соглашения о порядке спора третейскому суду в определенной форме. Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры вытекающие из рудовых или семейных отношений. и другие споры, отнесенные строго к ведению определенного органа и споры о недвижимости, либо другого имущества, сделки в отношении которых подлежат специальной регистрации.
Правовое понятие "подведомственность" происходит от глагола "ведать" (букв. знать, а также заведывать или править, управлять, распоряжаться по праву) и в российском процессуальном праве означает предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других государственных или негосударственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы; относимость споров о праве или иных дел к ведению различных государственных либо негосударственных органов, полномочных разрешать эти споры и дела. В рамках данного понятия определяются возможные правовые пути разрешения конфликтов или защиты юридических интересов, дается ответ на вопрос, какая ветвь судебной власти или иные органы государственной власти либо негосударственные учреждения могут рассмотреть соответствующее дело и принять по нему решение, подлежащее принудительному исполнению.