Справедливо отмечается,
что различные виды юридической ответственности, будучи
направлены на охрану Конституции, не
обретают (пусть даже только в этих пределах)
свойств и признаков конституционно-правовой
ответственности .
Конституционное право
характеризуется наличием собственного
потенциала обеспечения действенности своих норм,
т. е. собственного института юридической
ответственности. Именно он может и должен
стать, по сути, ведущим институтом и тем
самым предопределять конкретные параметры
других институтов конституционного права.
Более того, только при наличии самостоятельной
ответственности — как решающем условии
и первоначальном основании самостоятельности
отрасли — конституционное право приобретает
достаточно убедительное свидетельство
собственной полноты и внутренней завершенности.
Особенности конституционно-правовой ответственности
и соответственно ее обособление как самостоятельного
вида юридической ответственности объясняются
предметом и методом конституционно-правового
регулирования общественных отношений;
функциями, которые выполняет конституционное
право в общей системе права; спецификой
статуса субъектов конституционно-правовых
отношений; особенностями юридической
природы неправомерного поведения в конституционно-правовой
сфере; характером конституционных предписаний,
на базе которых возникает ответственность;
особой процедурой ее реализации.
Рассматриваемый вид
ответственности предстает в
единстве общесистемных признаков,
присущих юридической ответственности
в целом, а также тех свойств
и качеств, которые указывают
на ее своеобразие как относительно самостоятельного
правового явления. Общие признаки юридической
ответственности специфически преломляются
применительно к конституционно-правовой
ответственности. Вместе с тем, конституционно-правовая
ответственность не может быть полным
аналогом других видов юридической ответственности,
поскольку содержание ответственности
должно быть адекватно содержанию соответствующих
общественных отношений, по крайней мере,
между ними не должно быть несоответствий.
С учетом общесистемных
признаков юридической ответственности конституционно-правовую
ответственность, наступающую в большинстве
случаев, можно определить следующим образом.
Это закрепленная конституционно-правовыми
нормами обязанность субъекта конституционно-правовых
отношений отвечать за несоответствие
своего юридически значимого поведения
тому, которое предписано ему этими нормами,
обеспечиваемая возможностью применения
уполномоченной инстанцией мер государственного
(или приравненного к нему общественного)
воздействия.
Одной из основных функций конституционно-правовой ответственности
является восстановительная. Наряду с
этим она, как и всякая юридическая ответственность,
осуществляет карательную (штрафную) функцию
в отношении субъектов, допустивших недолжное
поведение в сфере конституционно-правовых
отношений. Разумеется, конституционно-правовая
ответственность выполняет также стимулирующую
(организационную) функцию, поскольку
побуждает участников конституционно-правовых
отношений к должному поведению. Способствуя
предотвращению возможных в будущем конституционных
деликтов, конституционно-правовая ответственность
выполняет и предупредительно-воспитательную
(превентивную) функцию.
Отдельно следует
рассмотреть соотношение конституционно-правовой
ответственности с другими видами
юридической ответственности, от которых она отличается
по многим позициям.
Наиболее сложно
отграничить конституционно-правовую
ответственность от иных видов
юридической ответственности в
публично-правовой сфере — административной
и уголовной. Вместе с тем,
представляет интерес ее соотношение с гражданско-правовой
ответственностью, чему даже посвящаются
специальные исследования .
Конституционно-правовая
ответственность в нашей стране
наступает на основе норм Конституции
РФ и федеральных конституционных
законов, также в качестве комплексного института конституционного
права она устанавливается и другими его
источниками, в том числе федеральными
законами, законами субъектов Российской
Федерации и подзаконными актами. Заметим,
что сейчас уголовная ответственность
устанавливается только федеральным законом.
Имеются и особенности в самом закреплении
конституционно-правовой ответственности:
например, в отличие от других видов юридической
ответственности, возможны случаи, когда
описана санкция, но не определено основание
ответственности, и наоборот.
Субъектами конституционно-правовой
ответственности выступают как
физические лица, так и коллективные
образования; уголовной — только
физические; административной —
физические и юридические лица.
Физические лица как субъекты
конституционно-правовой ответственности представлены
гражданами, иностранными гражданами,
лицами без гражданства, должностными
лицами и др. В качестве коллективных образований
выступают государственные органы, негосударственные
органы и объединения и др.
Основание конституционно-правовой ответственности
(конституционный деликт) существенно
отличается не только от основания уголовной
ответственности (преступления), но и от
других правонарушений (деликтов) — административных,
дисциплинарных, гражданско-правовых.
Вместе с тем, основанием конституционно-правовой
ответственности может являться не только
не соответствующее нормам конституционного
права поведение, но и наступление иных
обстоятельств, прямо предусмотренных
конституционно-правовыми нормами.
Предусмотренные за конституционные деликты меры конституционно-правовой
ответственности (конституционно-правовые
санкции) далеко не совпадают с наказаниями
за преступления и административными
наказаниями, установленными за административные
правонарушения. Так, лишение прав допускают
как уголовное и административное, так
и конституционное право (правда, только
основных). Однако в ряде случаев применение
уголовных или административных санкций
невозможно в силу различных конституционно-правовых
иммунитетов (которыми обладают, например,
глава государства и парламентарии).
Как известно, денежные
взыскания (штрафы) являются довольно
распространенной мерой ответственности:
они используются в гражданском,
административном, уголовном и международном
праве. Высказана идея об установлении и конституционных штрафов . Безусловно,
штраф, предусмотренный санкциями конституционно-правовых
норм, будет оказывать негативное воздействие
на лицо, совершившее конституционный
деликт, подтверждая упрек государства,
и влечь существенные материальные последствия,
которые могут сделать крайне невыгодным
совершение некоторых деликтов. Однако
такая мера не может быть отнесена к числу
основных конституционно-правовых санкций,
более того, ее отсутствие свидетельствует
о том, что законодатель не считает штраф
эффективным видом конституционно-правовых
санкций.
Конституционно-правовые
санкции применяются широким
кругом уполномоченных субъектов
(инстанциями ответственности) —
органами законодательной, исполнительной,
судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и др.
в отношении неподчиненных и неподотчетных
им субъектов, тем самым отличаясь от дисциплинарных
взысканий.
Принудительный характер
юридической ответственности применительно
к конституционно-правовой ответственности
проявляется не только в государственном
принуждении, но и в ином приравненном
к нему публичном (общественном). Конечно,
такое публичное (общественное) принуждение
так же, как и государственное, осуществляется
на основе конституционно-правовых норм
(или при их санкционировании), и, как правило,
под государственным контролем. Цель принудительной
деятельности достигается путем воздействия
на политическую, моральную, организационную
и имущественную сферу конкретного субъекта
конституционно-правовых отношений.
Проблема реализации конституционно-правовой
ответственности решается непросто, и
к важнейшим относится вопрос об инстанции
(субъекте юрисдикции). Кто-то должен констатировать
наступление конституционно-правовой
ответственности в отношении соответствующего
субъекта. В ином случае невозможно привлечь
к конституционно-правовой ответственности.
Если инстанция ответственности (субъект
юрисдикции) не установлена — нет и самой
ответственности. В связи с этим при закреплении
конституционно-правовой ответственности
должны быть четко указаны не только субъект
ответственности, основание, меры воздействия,
но и обязательно — инстанция.
Судебный порядок
реализации конституционно-правовой
ответственности представляется
наиболее целесообразным, поскольку
востребование суда как независимого и беспристрастного
по своей природе и в качестве такового
участвующего в решении вопросов о применении
мер конституционно-правовой ответственности
предполагает соблюдение конституционных
гарантий правосудия. Более того, внесудебный
порядок применения ряда мер конституционно-правовой
ответственности послужил основанием
для признания Конституционным Судом
РФ не соответствующими Конституции законодательных
положений, закрепляющих такой порядок.
§ 2. Теоретические подходы к конституционно-правовой
ответственности.
Высказываемые сегодня точки
зрения о сущности конституционно-правовой
ответственности весьма разноречивы,
однако в юридической литературе,
как правило, признается наличие
двух аспектов (видов) конституционно-правовой
ответственности — позитивного и негативного
(ретроспективного). Ответственность первого
вида несут все субъекты конституционно-правовых
отношений, ответственность второго вида
связана с применением специальных мер
воздействия, вытекающих из недолжного
поведения субъектов конституционно-правовых
отношений .
Сторонники первого считают,
что конституционно-правовая ответственность
проявляется главным образом
в ее позитивной направленности
— как ответственное отношение
субъектов к своим конституционным
обязанностям, добросовестное и эффективное
их исполнение . Позитивную направленность
конституционно-правовой ответственности
ассоциируют с подотчетностью, юридической
компетентностью. Однако эти понятия не
тождественны, последние непосредственно
вытекают из конституционно-правового
статуса субъектов и их участия в общественных
отношениях.
Представляется, что попытки
рассмотрения конституционно-правовой
ответственности одновременно с
двух позиций могут привести,
в том числе, к неприменению
мер государственного воздействия
к виновным в неправомерном поведении
под предлогом несения ими позитивной
ответственности.
Ряд авторов отдает предпочтение
ретроспективному (негативному) аспекту
конституционно-правовой ответственности
. При этом конституционно-правовая
ответственность понимается как
отрицательная оценка деятельности субъекта,
в результате чего он испытывает неблагоприятные
последствия — ограничение либо лишение
политических, юридических или других
интересов.
В свою очередь, негативную
конституционно-правовую ответственность
.некоторые исследователи рассматривают
в широком и узком смысле. В первом случае
— это отдельный вид ответственности,
а во втором — любая негативная ответственность
за совершение всякого правонарушения
. Такой подход, на наш взгляд, является
излишне вольным и необоснованным.
Подчеркнем, что, конечно, позитивный
и ретроспективный аспекты (виды)
ответственности тесно связаны
и иногда первый является необходимым
условием наступления второго
и как бы продолжается в
нем. Однако, по нашему мнению,
именно в ретроспективном аспекте
конституционно-правовая ответственность
проявляется наиболее ярко, и именно ретроспективная
ответственность не вызывает сомнений
как юридическая ответственность. Ретроспективная
направленность усиливает воспитательное
и правоохранительное значение конституционно-правовой
ответственности, ее стимулирующую роль
в формировании правомерного поведения
и социальной активности субъекта конституционно-правовых
отношений. Вряд ли та положительная ответственность,
которая сохраняется и в случае ответственного
поведения субъекта, может столь же эффективно
выполнять указанные функции. При этом
не следует вовсе отвергать позитивный
аспект как таковой или умалять его значение.
Он может и должен быть исследован, но
отдельно — как особый вид неюридической
ответственности.
В связи с этим, как представляется,
следует подходить к конституционно-правовой
ответственности прежде всего
как к ответственности за поведение,
которое отклоняется от модели,
предусмотренной диспозицией конституционно-правовой
нормы. А учитывая особенности предмета
конституционно-правового регулирования,
необходимо, на наш взгляд, рассматривать
конституционно-правовую ответственность
с широких позиций. Причем не столько в
смысле предлагаемой двухаспектности,
а, главным образом, с точки зрения критериев
юридической ответственности. Во-первых,
в сфере конституционно-правовой ответственности,
возможно не только государственное принуждение.
Во-вторых, конституционно-правовые санкции,
субъекты и основания конституционно-правовой
ответственности по форме и содержанию
разнообразнее, чем при любом другом виде
юридической ответственности.
Исходя из сказанного, некоторые
авторы делают предположение
о том, что конституционно-правовая
ответственность номинально включает
другие самостоятельные виды
ответственности (парламентскую, президентскую,
правительственную или федеральную и
др.) и рассматривают эти виды в качестве
самостоятельного явления . Действительно,
конституционно-правовая ответственность
разнообразна, ибо многовариантны конституционно-правовые
отношения.