Ответственность в конституционном праве: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование понятия, содержания и проблемных аспектов института конституционно-правовой ответственности.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Рассмотрение конституционно-правовой ответственности как вида юридической ответственности;
2. изучение теоретических подходов к понятию «конституционно-правовая ответственность»;

Содержание

Введение ......................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и содержание конституционно-правовой ответственности.
§ 1. Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности ..................5
§ 2. Теоретические подходы к конституционно-правовой ответственности .......10
§ 3. Понятие и основания конституционно-правовой ответственности ...............11
Глава 2. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности
§ 1. Проблемы развития института конституционно-правовой
ответственности .........................................................................................................15
§ 2. Политический аспект в конституционно-правовой ответственности ...........17
Заключение ..................................................................................................................20
Список использованной литературы .......................................................................21

Работа содержит 1 файл

курсовая по конс праву.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

 Справедливо отмечается, что различные виды юридической ответственности, будучи направлены на охрану Конституции, не обретают (пусть даже только в этих пределах) свойств и признаков конституционно-правовой ответственности .

 Конституционное право  характеризуется наличием собственного  потенциала обеспечения действенности своих норм, т. е. собственного института юридической ответственности. Именно он может и должен стать, по сути, ведущим институтом и тем самым предопределять конкретные параметры других институтов конституционного права. Более того, только при наличии самостоятельной ответственности — как решающем условии и первоначальном основании самостоятельности отрасли — конституционное право приобретает достаточно убедительное свидетельство собственной полноты и внутренней завершенности.

 Особенности конституционно-правовой ответственности и соответственно ее обособление как самостоятельного вида юридической ответственности объясняются предметом и методом конституционно-правового регулирования общественных отношений; функциями, которые выполняет конституционное право в общей системе права; спецификой статуса субъектов конституционно-правовых отношений; особенностями юридической природы неправомерного поведения в конституционно-правовой сфере; характером конституционных предписаний, на базе которых возникает ответственность; особой процедурой ее реализации.

 Рассматриваемый вид  ответственности предстает в  единстве общесистемных признаков,  присущих юридической ответственности  в целом, а также тех свойств  и качеств, которые указывают  на ее своеобразие как относительно самостоятельного правового явления. Общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к конституционно-правовой ответственности. Вместе с тем, конституционно-правовая ответственность не может быть полным аналогом других видов юридической ответственности, поскольку содержание ответственности должно быть адекватно содержанию соответствующих общественных отношений, по крайней мере, между ними не должно быть несоответствий.

 С учетом общесистемных  признаков юридической ответственности конституционно-правовую ответственность, наступающую в большинстве случаев, можно определить следующим образом. Это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного (или приравненного к нему общественного) воздействия.

 Одной из основных функций конституционно-правовой ответственности является восстановительная. Наряду с этим она, как и всякая юридическая ответственность, осуществляет карательную (штрафную) функцию в отношении субъектов, допустивших недолжное поведение в сфере конституционно-правовых отношений. Разумеется, конституционно-правовая ответственность выполняет также стимулирующую (организационную) функцию, поскольку побуждает участников конституционно-правовых отношений к должному поведению. Способствуя предотвращению возможных в будущем конституционных деликтов, конституционно-правовая ответственность выполняет и предупредительно-воспитательную (превентивную) функцию.

 Отдельно следует  рассмотреть соотношение конституционно-правовой  ответственности с другими видами  юридической ответственности, от которых она отличается по многим позициям.

 Наиболее сложно  отграничить конституционно-правовую  ответственность от иных видов  юридической ответственности в  публично-правовой сфере — административной  и уголовной. Вместе с тем,  представляет интерес ее соотношение с гражданско-правовой ответственностью, чему даже посвящаются специальные исследования .

 Конституционно-правовая  ответственность в нашей стране  наступает на основе норм Конституции  РФ и федеральных конституционных  законов, также в качестве комплексного института конституционного права она устанавливается и другими его источниками, в том числе федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами. Заметим, что сейчас уголовная ответственность устанавливается только федеральным законом. Имеются и особенности в самом закреплении конституционно-правовой ответственности: например, в отличие от других видов юридической ответственности, возможны случаи, когда описана санкция, но не определено основание ответственности, и наоборот.

 Субъектами конституционно-правовой  ответственности выступают как  физические лица, так и коллективные  образования; уголовной — только  физические; административной —  физические и юридические лица. Физические лица как субъекты  конституционно-правовой ответственности представлены гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, должностными лицами и др. В качестве коллективных образований выступают государственные органы, негосударственные органы и объединения и др.

 Основание конституционно-правовой ответственности (конституционный деликт) существенно отличается не только от основания уголовной ответственности (преступления), но и от других правонарушений (деликтов) — административных, дисциплинарных, гражданско-правовых. Вместе с тем, основанием конституционно-правовой ответственности может являться не только не соответствующее нормам конституционного права поведение, но и наступление иных обстоятельств, прямо предусмотренных конституционно-правовыми нормами.

 Предусмотренные за конституционные деликты меры конституционно-правовой ответственности (конституционно-правовые санкции) далеко не совпадают с наказаниями за преступления и административными наказаниями, установленными за административные правонарушения. Так, лишение прав допускают как уголовное и административное, так и конституционное право (правда, только основных). Однако в ряде случаев применение уголовных или административных санкций невозможно в силу различных конституционно-правовых иммунитетов (которыми обладают, например, глава государства и парламентарии).

 Как известно, денежные  взыскания (штрафы) являются довольно  распространенной мерой ответственности:  они используются в гражданском,  административном, уголовном и международном  праве. Высказана идея об установлении и конституционных штрафов . Безусловно, штраф, предусмотренный санкциями конституционно-правовых норм, будет оказывать негативное воздействие на лицо, совершившее конституционный деликт, подтверждая упрек государства, и влечь существенные материальные последствия, которые могут сделать крайне невыгодным совершение некоторых деликтов. Однако такая мера не может быть отнесена к числу основных конституционно-правовых санкций, более того, ее отсутствие свидетельствует о том, что законодатель не считает штраф эффективным видом конституционно-правовых санкций.

 Конституционно-правовые  санкции применяются широким  кругом уполномоченных субъектов  (инстанциями ответственности) —  органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и др. в отношении неподчиненных и неподотчетных им субъектов, тем самым отличаясь от дисциплинарных взысканий.

 Принудительный характер  юридической ответственности применительно  к конституционно-правовой ответственности  проявляется не только в государственном принуждении, но и в ином приравненном к нему публичном (общественном). Конечно, такое публичное (общественное) принуждение так же, как и государственное, осуществляется на основе конституционно-правовых норм (или при их санкционировании), и, как правило, под государственным контролем. Цель принудительной деятельности достигается путем воздействия на политическую, моральную, организационную и имущественную сферу конкретного субъекта конституционно-правовых отношений.

 Проблема реализации конституционно-правовой ответственности решается непросто, и к важнейшим относится вопрос об инстанции (субъекте юрисдикции). Кто-то должен констатировать наступление конституционно-правовой ответственности в отношении соответствующего субъекта. В ином случае невозможно привлечь к конституционно-правовой ответственности. Если инстанция ответственности (субъект юрисдикции) не установлена — нет и самой ответственности. В связи с этим при закреплении конституционно-правовой ответственности должны быть четко указаны не только субъект ответственности, основание, меры воздействия, но и обязательно — инстанция.

 Судебный порядок  реализации конституционно-правовой  ответственности представляется  наиболее целесообразным, поскольку  востребование суда как независимого и беспристрастного по своей природе и в качестве такового участвующего в решении вопросов о применении мер конституционно-правовой ответственности предполагает соблюдение конституционных гарантий правосудия. Более того, внесудебный порядок применения ряда мер конституционно-правовой ответственности послужил основанием для признания Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции законодательных положений, закрепляющих такой порядок.

 

§ 2. Теоретические подходы к конституционно-правовой ответственности.

 Высказываемые сегодня точки  зрения о сущности конституционно-правовой  ответственности весьма разноречивы,  однако в юридической литературе, как правило, признается наличие  двух аспектов (видов) конституционно-правовой  ответственности — позитивного и негативного (ретроспективного). Ответственность первого вида несут все субъекты конституционно-правовых отношений, ответственность второго вида связана с применением специальных мер воздействия, вытекающих из недолжного поведения субъектов конституционно-правовых отношений .

 Сторонники первого считают,  что конституционно-правовая ответственность  проявляется главным образом  в ее позитивной направленности  — как ответственное отношение  субъектов к своим конституционным  обязанностям, добросовестное и эффективное их исполнение . Позитивную направленность конституционно-правовой ответственности ассоциируют с подотчетностью, юридической компетентностью. Однако эти понятия не тождественны, последние непосредственно вытекают из конституционно-правового статуса субъектов и их участия в общественных отношениях.

 Представляется, что попытки  рассмотрения конституционно-правовой  ответственности одновременно с  двух позиций могут привести, в том числе, к неприменению  мер государственного воздействия  к виновным в неправомерном поведении под предлогом несения ими позитивной ответственности.

 Ряд авторов отдает предпочтение  ретроспективному (негативному) аспекту  конституционно-правовой ответственности  . При этом конституционно-правовая  ответственность понимается как отрицательная оценка деятельности субъекта, в результате чего он испытывает неблагоприятные последствия — ограничение либо лишение политических, юридических или других интересов.

 В свою очередь, негативную  конституционно-правовую ответственность  .некоторые исследователи рассматривают в широком и узком смысле. В первом случае — это отдельный вид ответственности, а во втором — любая негативная ответственность за совершение всякого правонарушения . Такой подход, на наш взгляд, является излишне вольным и необоснованным.

 Подчеркнем, что, конечно, позитивный  и ретроспективный аспекты (виды) ответственности тесно связаны  и иногда первый является необходимым  условием наступления второго  и как бы продолжается в  нем. Однако, по нашему мнению, именно в ретроспективном аспекте конституционно-правовая ответственность проявляется наиболее ярко, и именно ретроспективная ответственность не вызывает сомнений как юридическая ответственность. Ретроспективная направленность усиливает воспитательное и правоохранительное значение конституционно-правовой ответственности, ее стимулирующую роль в формировании правомерного поведения и социальной активности субъекта конституционно-правовых отношений. Вряд ли та положительная ответственность, которая сохраняется и в случае ответственного поведения субъекта, может столь же эффективно выполнять указанные функции. При этом не следует вовсе отвергать позитивный аспект как таковой или умалять его значение. Он может и должен быть исследован, но отдельно — как особый вид неюридической ответственности.

 В связи с этим, как представляется, следует подходить к конституционно-правовой  ответственности прежде всего  как к ответственности за поведение,  которое отклоняется от модели, предусмотренной диспозицией конституционно-правовой  нормы. А учитывая особенности предмета конституционно-правового регулирования, необходимо, на наш взгляд, рассматривать конституционно-правовую ответственность с широких позиций. Причем не столько в смысле предлагаемой двухаспектности, а, главным образом, с точки зрения критериев юридической ответственности. Во-первых, в сфере конституционно-правовой ответственности, возможно не только государственное принуждение. Во-вторых, конституционно-правовые санкции, субъекты и основания конституционно-правовой ответственности по форме и содержанию разнообразнее, чем при любом другом виде юридической ответственности.

 Исходя из сказанного, некоторые  авторы делают предположение  о том, что конституционно-правовая  ответственность номинально включает  другие самостоятельные виды  ответственности (парламентскую, президентскую, правительственную или федеральную и др.) и рассматривают эти виды в качестве самостоятельного явления . Действительно, конституционно-правовая ответственность разнообразна, ибо многовариантны конституционно-правовые отношения.

Информация о работе Ответственность в конституционном праве: понятие и виды