Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что гарантированные статьей 48 Конституции РФ права каждого на судебную защиту находят свое отражение в гражданском процессе.
Актуальность работы необходимо влечет за собой определение целей исследования:
· исследование правового статуса лиц, участвующих в деле;
· исследование теоретико-правовой основы регламентации рассмотрения дел в особом порядке в гражданском процессе.
Введение……………………………………………………………………..……4
Глава 1. Особое производство в системе гражданского судопроизводства….6
1.1 Понятие особого производства, его место в системе гражданского судопроизводства…………………………………………………………...………….6
1.2 Дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства…….….8
1.3 Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства……………………………………………………….10
Глава 2. Особенности осуществления особого производства по отдельным категориям дел………………………………………………………………………...15
2.1 Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение……...15
2.2 Дела об усыновлении (удочерении) ребенка…………………………….22
2.3 Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим…………………………………………………...25
2.4 Дела об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами………………………………….28
2.5 Дела об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации)…………………………………………………………………………33
2.6 Дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь……………...36
2.7 Дела о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)……….39
2.8 Дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании…………..42
2.9 Дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния……………………………………………………………...45
2.10 Дела по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении………………………………………………………………49
2.11 Дела по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства…………………………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………...54
Библиографический список……
Вследствие этого несовершеннолетний, достигший 16 лет, вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным при условии, что отсутствует согласие хотя бы одного из родителей, усыновителей или попечителя объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 287 ГПК).
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) является новой категорией дел особого производства. Впервые в российском законодательстве институт эмансипации появился с принятием Гражданского кодекса РФ.
По
общему правилу эмансипация
Судья может вызвать законных представителей ребенка на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и предварительно выяснить их позицию по поводу эмансипации ребенка. Кроме того, судья должен вызвать законных представителей ребенка в судебное заседание.
Заявление о признании гражданина полностью дееспособным может быть подано не только самим несовершеннолетним, но и по его просьбе его законными представителями, например, одним из родителей, в то время как другой родитель возражает против эмансипации или органом опеки и попечительства.
Рассмотрение заявления несовершеннолетнего происходит в судебном заседании с обязательным участием самого заявителя, одного или обоих родителей, усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора.
В
результате рассмотрения дела суд выносит
решение, которым либо удовлетворяет
заявление несовершеннолетнего, либо
отказывает в его удовлетворении.
В первом случае несовершеннолетний
объявляется полностью
Суд должен принять заявление также при согласии на эмансипацию ребенка одним из родителей и отсутствии согласия со стороны другого, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 27 ГК РФ орган опеки и попечительства может принять решение об эмансипации только при согласии обоих родителей.
В
том случае, если орган опеки и
попечительства рассматривал заявление
об эмансипации при наличии
Суд
может в своем решении
При удовлетворении заявления несовершеннолетний становится полностью дееспособным с момента вступления решения суда в законную силу. Выполнение каких-либо формальностей со стороны органов опеки и попечительства в этом случае не требуется. Последствия эмансипации предусмотрены гражданско-правовым, семейным, процессуальным законодательством. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности со времени объявления его полностью дееспособным. В случае эмансипации несовершеннолетний может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве (п. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Согласно
п. 2 ст. 27 ГК РФ родители, усыновители
и попечитель не несут ответственности
по обязательствам эмансипированного
несовершеннолетнего, в частности
по обязательствам, возникшим вследствие
причинения им вреда. Все сделки эмансипированный
гражданин может совершать самостоятельно
без согласия законных представителей.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых
вопросах, связанных с применением части
первой Гражданского кодекса Российской
Федерации"[2] при рассмотрении гражданского
дела, одной из сторон в котором является
несовершеннолетний, объявленный эмансипированным,
необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний
обладает в полном объеме гражданскими
правами и несет обязанности, в т.ч. самостоятельно
отвечает по обязательствам, возникшим
вследствие причинения им вреда, за исключением
тех прав и обязанностей, для приобретения
которых федеральным законом установлен
возрастной ценз.
2.6 Дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
Понятие бесхозяйных вещей содержится в ст. 225 ГК РФ. В соответствии с данной статьей бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
К
бесхозяйным, в силу указания закона,
относятся бесхозяйные
В
настоящее время в суде в порядке
особого производства могут рассматриваться
дела о признании движимой вещи бесхозяйной
и о признании права
Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи.
Заявление
о признании права
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Прежде чем муниципальный орган, а именно: комитет по управлению муниципальным имуществом, обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, она должна быть принята на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится. Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, то только тогда соответствующий комитет по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь. Принимая заявление, судья должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учет, как того требует ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Если доказательств постановки бесхозяйной недвижимости на учет не имеется или со дня ее постановки на учет не истек годичный срок, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК отказывает в принятии заявления.
В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны ее основные отличительные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на нее - отказ собственника от права собственности), и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
В ходе подготовки дела о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь судья принимает меры по установлению собственника предполагаемой бесхозяйной вещи. С этой целью в суд вызываются лица, которые могут дать сведения о принадлежности данной недвижимости (собственник, фактический владелец и др.).
В целях получения сведений о принадлежности бесхозяйной вещи судьей могут быть направлены запросы в различные в зависимости от обстоятельств организации, соответствующим должностным лицам[2].
Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.
Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
В соответствии с ч. 3 п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Если
суд пришел к выводу, что данная
недвижимая вещь не имеет собственника
или что собственник ее неизвестен
и она принята на учет в установленном
порядке, то суд принимает решение о признании
права муниципальной собственности на
эту вещь.
2.7 Дела о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)
Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство) регулируется главой 34 ГПК РФ.
Признание ценной бумаги недействительной или уничтоженной и восстановление прав по ней носит название амортизации, или мортификации. Оба термина образованы от латинского слова "mors" и означают "умерщвление"[1]. Таким образом, ГПК РФ, говоря о вызывном производстве, понимает под ним производство амортизационное.
Следует отметить, что амортизация ценных бумаг на предъявителя и ордерных ценных бумаг может осуществляться не только в порядке вызывного производства. Существуют еще две системы на случай утраты таких ценных бумаг: последавностное удовлетворение и воспрещение платежа[2]. В то же время вызывное производство может применяться не только при амортизации ценных бумаг, но и в ряде других случаев, а производство амортизационное - это лишь одна из категорий дел, рассматриваемых в порядке вызывного производства.
Традиционно в советской и российской юридической науке под вызывным производством также понимается восстановление прав по утраченным ценным бумагам. Впервые правила об амортизации бумаг на предъявителя в порядке вызывного производства вошли в российское право 29 августа 1917 г. с принятием постановления Временного правительства об охране прав на предъявительские ценные бумаги. С этого момента в советской и российской науке гражданского процессуального права произошло отождествление понятий амортизационного и вызывного производства.
После Великой Октябрьской революции 1917 г. в гражданском процессе присутствовали два вида судопроизводства - исковое и особое, однако среди перечня дел, рассматриваемых в особом производстве, производства вызывного не имелось[3]. Гражданский процесс как полноценная самостоятельная система правовых норм, регулирующих деятельность суда, появился лишь с принятием и введением в действие с 1 сентября 1923 г. ГПК РСФСР.
Однако в первом советском ГПК в первоначальной его редакции не имелось правил о вызывном производстве. Что касается ценных бумаг на предъявителя, то, как писал профессор В.М. Гордон, "нет у нас законов о таком виде ценных бумаг, как бумаги на предъявителя, лишь есть указания на допустимость их... Объявление утраченной ценной бумаги на предъявителя уничтоженною (амортизация, или, иначе, мортификация - т.е. умерщвление) с заменой ее новою или с платежом по ней без предъявления ее - как нарушение последовательного соблюдения сущности ценных бумаг на предъявителя - может быть производимо не иначе, как в порядке вызывного производства, требующего специальной регламентации со стороны законодателя"[4].
При реформировании российского гражданского процесса Федеральными законами от 27 октября 1995 г. и от 7 июля 2000 г., а также при разработке нового Гражданского процессуального кодекса вызывное производство не претерпело каких-либо принципиальных изменений. Ввиду того, что обновленное гражданское законодательство (ст. 148 ГК РФ) предусматривало возможность признания недействительными и восстановления прав в отношении не только ценных бумаг на предъявителя, но и ордерных ценных бумаг, действие правил о вызывном производстве, содержащихся в главе 33 ГПК РСФСР 1964 г., было расширено, в связи с чем судебная практика признала возможным восстановление прав по ордерным ценным бумагам[6].
Информация о работе Особое производство в гражданском процессе