Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:35, дипломная работа
Цель работы состоит в анализе моральных и правовых основ государственной службы России, поиске путей совершенствования управления в названной сфере.
Для реализации цели исследования ставятся задачи:
изучить понятия «мораль» и «нравственность»;
охарактеризовать состояние нравственного и правового регулирования государственной службы в период зарождения и становления Российской государственности, в дореволюционной России, советский и современный период;
проанализировать современное состояние права и морали как основы государственной службы в современном российском обществе;
обосновать необходимость принятия специальных законодательных актов, нацеленных на повышение морали особого слоя общества -- людей, профессиональная деятельность которых лежит в сфере государственного управления, т. е. государственных служащих;
Введение 3
Раздел I. Соотношение морали и права как теоретическая проблема 6
Раздел II. Взаимодействие правовых и моральных норм государственной службы в России (исторический аспект) 21
Раздел III. Право и мораль как основы государственной службы в современном российском обществе 42
Заключение 54
Список использованной литературы 57
ему прокормить семью, он не будет смотреть на соседа глазами непримиримого врага, завидовать чужому благополучию, -- там существенно возрастает положительный нравственный компонент в человеческих взаимоотношениях.
Способствуют созданию нравственной атмосферы в обществе также и общая либерализация социально-духовной жизни, расширение социально-демократических и идеологических свобод граждан, подъем культуры и т. д. В таком случае массовое моральное сознание вполне приемлет усилия власти по правовому закреплению данного социального состояния. Образ жизни преступного мира, правонарушения получают всеобщее осуждение, а моральное и правовое сознание общества в принципе совпадают. Если же общественный организм разбалансирован, то в нем, наоборот, активны деструктивные процессы. Это особенно проявляется в период обострения противоречий в социальной жизни. В обществе, где экономические отношения развиваются нестабильно, люди, как правило, не обеспечиваются необходимыми материальными благами, в идеологии громче всего говорят о культе денег, а образ жизни и мораль преступного мира привлекают внимание многих. Обесцениваются общесоциальные нравственные установки. При этом мораль неизбежно вступает в конфликт с действительностью, негативно относится к институтам властвования, организации и управления экономикой, культурой, образованием и всем другим. Массовая мораль начинает стихийно противопоставлять себя политико-правовой системе общества.
В настоящее время российское общество в своем развитии подошло к опасной черте. Экономика, промышленность и сельское хозяйство переживают глубокий кризис. Лицемерие и ханжество, ложь и хамство, преступность и коррупция захлестнули страну, всю нашу жизнь. Одним из последствий разрушения союзного государства стали многочисленные национальные конфликты. Десятки тысяч мирных граждан превратились в беженцев на своей земле. Наука, искусство и культура утрачивают прежнюю ценность, отходят на задний план. Значительная часть населения живет за чертой бедности.
Таким образом, единство морали и права может развиваться или разрушаться, приобретать искусственно-принудительные черты или быть вполне ограниченным. Связь права и морали -- процесс, характеризующийся многообразием проявлений: во-первых, единством и общностью, во-вторых, различием, в- третьих, взаимодействием и взаимообогащением.
Общность норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы общественного сознания и общественных отношений мораль и право имеют между собой много сходного, так как выполняют общую социальную функцию: они являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер, и граждане соблюдают эти нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно.
Нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то, что нормы права, за редким исключением (так называемое обычное право) официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном.
И право, и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества. Нам представляется, что право в целом полностью подлежит моральным оценкам (позитивным либо негативным, одобряющим либо осуждающим).
Исследуя вопрос о взаимоотношении права и морали, большинство исследователей отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе, регулируется моралью, т. е. подлежит моральной оценке. Единство и взаимосвязь между моралью и правом проявляется в следующем.
Во-первых, они выражают интересы, стремления и волю всех граждан, поскольку нацелены на достижение общего блага. Во-вторых, мораль и право закрепляют правильное соотношение интересов личности и общества, исходя из главенства первых. Это отражено в законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» при формулировании одного из принципов организации государственной службы -- принципа «приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина» (ст. 5). Однако в истории известны периоды, когда официальная идеология усматривала главенство общественного над личным как непременный залог достижения благоденствия общества в целом, и вследствие этого приоритет общественного над личным отражался в официально принятых актах, примером чего может служить Моральный кодекс строителя коммунизма.
В-третьих, правовые и нравственные требования равны по отношению к каждому гражданину, независимо от национального и имущественного положения. Стоит сделать специальную оговорку о том, что издавна к людям, занимающим руководящие должности, предъявляли повышенные нравственные требования, поскольку они должны служить примером добропорядочности для подчиненных. Кстати, эта идея нашла свое отражение и в законодательных актах, к примеру ст.715 «Устава о службе по определению от Правительства». Принцип равенства в морали соответствует равноправию людей перед законом. В-четвертых, мораль и право выдвигают одинаковые критерии для оценки поведения: справедливость, уважение естественных прав человека, гражданские и политические свободы. В-пятых, нравственность опирается на метод убеждения, который является одним из ведущих методов и в праве.
Таким образом, мораль и право не антиподы, не взаимоисключающие противоположности, а тесно взаимосвязанные явления, которые влияют друг на друга. К. Маркс подчеркивал, что «сохранение жизни нравственных отношений есть не только право законодателя, но и его обязанность»17. Отдельные нормы нравственности, требующие государственного обеспечения, получают санкцию государства. Например, в Конституции Российской Федерации (1993 г.) закрепляются такие важные нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека, собственности, природы, нетерпимость к правонарушителям, защита человеческого достоинства и т. д. В федеральном законе, регулирующем государственную службу сегодня, говорится об ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, о равном доступе граждан к государственной службе в соответствии со способностями и образованием, о внепартийности государственной службы, и эти принципы также являются закреплением норм морали в государственном законодательном акте (ст. 5).
Нормы и принципы нравственности, как правило, положительно воздействуют на право, укрепляют его и постоянно совершенствуют. Они оказывают большое влияние на формирование новых законов, на их основе формируются кодексы, различные подзаконные акты и т. д. Они также пронизывают все институты права. Доказательство силы морального воздействия на право является правотворчество народа: общественное мнение может при определенных условиях оказывать свое воздействие на формирование новых юридических норм. Большинство норм содержит нравственные оценки поведения, способствующие укреплению законности, дисциплины, правопорядка и соблюдения всеми гражданами их обязанностей, без которых демократическое, правовое государство невозможно. В нормах права закрепляются и средства нравственного воздействия на лиц, нарушающих нормы права. Например, статьи Конституции Российской Федерации закрепляют право граждан критиковать недостатки в работе государственных и общественных организаций.
В условиях развития и совершенствования демократии все больше возрастает роль нравственного сознания, его влияния на правовую жизнь всего общества; оно служит важным условием осуществления законности в обществе, способствует принятию наиболее целесообразных, справедливых решений по конкретным юридическим делам. Так, в некоторых отраслях права (например, в семейном праве) юридические нормы прямо выражают известные нравственные нормы, конкретизируют их в виде нормативных формально определенных юридических предписаний.
Своеобразием, спецификой взаимодействия нравственности и права является и то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями; нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения. Вместе с тем, когда мы сталкиваемся с фактом возникновения новых юридических установок, это не говорит о каком-то вытеснении морали правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют о силе нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.
Многие юридические нормы, прямо не воплощая в своем содержании нравственные обязанности, направлены на их юридическое обеспечение, охрану, проведение в жизнь. Таковы, в частности, юридические нормы, которые ставят под особую правовую защиту поведение людей, активно и самоотверженно осуществляющих принципы общечеловеческой морали (например, нормы, устанавливающие обязанности по возмещению вреда, нанесенного гражданином при спасении имущества от грозящей опасности). Сюда же относятся нормы административного и трудового права, регулирующие меры поощрения за труд, честное выполнение общественного и государственного долга и т. д., а также многие правовые нормы, связанные с регулированием отношений по трудовому обеспечению и воспитанию, организации труда женщин и подростков и другие.
Таким образом, право -- категория социально-этическая: оно всегда органично включает мораль той или иной социальной группы общества, волю которой оно выражает, а также взаимодействует в той или иной форме с моралью других социальных групп общества. Диалектическое единство и взаимосвязь морали и права проявляются активно воздействуя на мораль, право способствует более глубокому ее укреплению в обществе. В то же время право само под влиянием морального фактора постоянно обогащается, расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль государственного регулятора общественных отношений.
Мораль и право тесно взаимосвязаны, но они не тождественны друг другу. Во-первых, право имеет дело не с единичным человеком, не с его целостностью и не с теми духовными качествами, которые трансформируют определенные общие социальные свойства в индивидуальность, в личность. В отдельном случае или типе социальных отношений право обращено лишь к односторонности человека, выступающей в виде конкретной социальной роли, функции. Устанавливая социальное равенство между людьми с точки зрения их взаимных обязанностей, притязаний и прав, иными словами, учитывая равенство всех граждан перед законом, задавая возможность действий в пределах заранее установленных границ, право исходит из упрощающих понятий о человеке и отношениях между людьми. Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами. С позиций морали люди сравниваются в своих конкретных свойствах. С юридической позиции люди сравниваются формальным путем, через аналогии с характером ранее свершившихся действий и их последующих результатов.
Во-вторых, мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. В противоположность ей право формирует социально целесообразные координаты жизни, исходит из соображений достижимости средствами нормативной регуляции необходимого общественного порядка. Эта оптимальность определена, с одной стороны, пониманием социальной необходимости конкретной системы правоотношений, а с другой стороны, реальными возможностями обеспечить полнокровную жизнь этим правоотношениям.
В-третьих, для морали смысл конкретной ситуации, выбора, решения -- в их неповторимости, уникальности. В противоположность этому право исходит из соображений о типичном, стандартном в действительной социальной жизни. Этот тип ситуаций порожден не внутренней жизнью людей, а их внешними отношениями между собой, что требует определения границ деятельности каждого субъекта. Юридическая ответственность, в отличие от моральной, всегда определена, и нарушение правовой обязанности влечет за собой применение санкций, четко зафиксированных в законодательстве. Оценка характера противоправных действий осуществляется в соответствии с правовыми санкциями. Моральные санкции не зафиксированы формально, они выражены в моральном языке, моральных принципах и поэтому менее определенны, чем правовые. Моральные санкции апеллируют к таким категориям, как стыд, поношение (ст. 707 «Устава службы по определению от Правительства»).
Различны и субъекты, реагирующие на правонарушения и аморальные поступки и применяющие санкции. Применение санкций в случае правонарушений осуществляется государством в лице его органов; субъекты, применяющие санкции в случае нарушения моральных предписаний и запретов, могут быть самыми разными: социальная группа, отдельные индивиды, выражающие осуждение морального поступка, организации (например, религиозная община, профессиональный служебный коллектив, соседи по дому и т. д.). Различен и характер моральных санкций, применяемых к лицу, совершившему аморальный проступок: словесное осуждение, исключение из той или иной организации, бойкотирование и т. д. Следовательно, моральная и юридическая ответственность имеют и общие и специфические характеристики.
В-четвертых, мораль носит в принципе ненасильственный характер и в отличие от права исключает прямое принуждение, исходит из добровольности, внутренней убежденности людей, предоставляет им широкую возможность выбора. Поэтому моральные нормы неинституциированы. Когда же мнение лишено свойства быть действенным регулятором социальной жизни, оно быстро теряет свою конструктивную силу и перестает быть гарантом нравственности. Моральные санкции гарантируются в основном мерами духовного, общественного воздействия, например, через формирование чувства долга, обращение к совести человека, чувству стыда за свои действия и т. д.
В-пятых, мораль и право отличаются друг от друга не только по объему, но и по способу их образования. Специфика права определяется его связью с государством. Так, правовые нормы возникают непосредственно в общественных отношениях, но институциализированный характер, «цивилизованное» выражение они получают в законодательстве государства. Институциализированный характер права является важнейшим признаком, отличающим его от норм морали. Если нормы права устанавливаются властной силой государства и потом официально закрепляются в виде четких нормативных актов, которые приобретают общеобязательное значение с момента их создания, то нравственные нормы исходят непосредственно из общества, их формирование осуществляется стихийно, путем коллективного социального опыта.
Информация о работе Нравственные и правовые основы государственной службы в России