Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа
В связи с этим, цель данной работы заключается в более подробном рассмотрении и изучении места и роли финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
Из вышепоставленной цели перед нами встают следующие задачи:
определить значение, функции и принципы финансового контроля;
рассмотреть основные положений системы финансовой безопасности России;
изучить систему государственного финансового контроля в России;
определить место финансового контроля в системе обеспечения финансовой безопасности;
выявить направления развития финансового контроля в России;
оценить развитие механизмов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. ЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.2. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 16
2.1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 16
2.2. МЕСТО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 20
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 25
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 25
3.2. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35
Остается лишь наедятся, что данный пробел, в ближайшем будущем, будет восполнен государственными органами нашей страны.
«В настоящие время, при существующих условиях в сфере финансовой безопасности России, проблему финансового контроля трудно переоценить»12.
В.В. Бурцев
Как уже было неоднократно замечено выше, ведущую роль в обеспечении финансовой безопасности играет деятельность финансового контроля, и именно от нее зависит уровень финансовой, а следовательно и национальной безопасности в целом.
Стоит отметить, что на сегодняшний день, в Российской Федерации существует множество нерешенный проблем и вопросов относительно эффективности работы финансового контроля. В связи с этим необходимо определить направления развития финансового контроля, что, в свою очередь, будет способствовать усовершенствованию всей его деятельности.
По мнению автора работы, основной задачей финансового контроля должно стать предотвращение подрывов финансово-экономического суверенитета государства, целостности финансово-экономического пространства и единства финансово-экономической политики. В этой связи направления совершенствования финансового контроля должны определяться в зависимости от специфики его объектов.
Рассмотрим направления развития финансового контроля на примере совершенствования контроля за иностранными партнерами в аспекте обеспечения финансовой безопасности России. Во-первых, необходимо обратить внимание на законодательство о соглашениях о разделе продукции с позиции четкости механизмов контроля иностранных партнеров. Во-вторых, важно устранить дискриминационную политику в отношении российских товаропроизводителей, а также начать применять адекватные мер в отношении иностранных организаций, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции. В-третьих, имеет смысл ужесточить контроль за операциями нерезидентов на фондовом рынке, особенно за монопольной скупкой акций стратегически значимых для России предприятий зарубежными организациями. И наконец, нужно развивать действенные системы государственного контроля за привлечением и использованием средств иностранных заимствований.
Автор работы считает, что следование по вышеперечисленным направлениям, весьма положительно отразиться на уровне финансовой безопасности в целом.
На уровень финансовой безопасности также влияет организационное обеспечение формирования системы финансового контроля. Безусловно, анализируя вопрос о наделении каких-либо органов финансового контроля конкретными функциями в данной сфере, необходимо реально оценивать возможности этих органов, в связи с чем возникнет проблема разграничения сфер влияния.
Однако представляется возможным решить задачу формирования действенной системы финансового контроля путем дальнейшего укрепления правового статуса уже существующей Счетной палаты Российской Федерации, статус которой как основного независимого контрольного органа закреплен Конституцией Российской Федерации.
Рассматривая направление развития финансового контроля со стороны наделения Счетной палаты Российской Федерации дополнительными полномочиями по координации деятельности всех субъектов финансового контроля, целесообразно предоставить ей высшие властно-распорядительные полномочия. Также Счетной палате Российской Федерации необходимо предоставить право непосредственной законодательной инициативы по вопросам финансового контроля, право рассматривать дела об административных правонарушениях в области законодательства о финансовом контроле и право обращаться с иском в суды.
В результате выполнение данных условий, произойдет структуризация и систематизация работы органов финансового контроля, чего весьма не хватает в настоящее время.
Ещё одним немаловажным направлением развития финансового контроля в России является грамотное регулирование межбюджетных отношений. По мнению автора, оно должно содержать следующие позиции:
– предотвращающих предоставление необоснованных привилегий в расходных полномочиях органов власти и управления всех уровней и обеспечивающих реальную ответственность за выполнение своих финансовых обязательств;
– исключающих необоснованное предоставление финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности;
–
ликвидирующих несоответствие в
разграничении расходных
– усиливающих контрольные функции федеральных органов власти в сочетании с оказанием финансовой помощи регионам;
– обеспечивающих «прозрачность» межбюджетных расчетов и различного рода компенсаций для общественного контроля.
Определение четких и обоснованных критериев выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, а также критериев бюджетной эффективности.
Оптимизация маршрутов и ритмичности бюджетных потоков в целях минимизации смены направлений бюджетных потоков на пути к конечным потребителям.
Введение
данных принципов в систему
Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что эффективная деятельность финансового контроля является основным критерием финансовой безопасности любого государство, поэтому существует острая необходимость в устранении имеющихся пробелов и недостатков в данной сфере.
К тому же в системе финансового контроля Российской Федерации существует ряд направлений, по которым возможно развитие и усовершенствование деятельности финансового контроля. Однако на сегодняшний день главным направлением развития является систематизирование и структурирование системы органов финансового контроля. По мнению автора, преимущество данного направления заключается в том, что отсутствие четкой системы в данной области, способствует не состыковке и путаницы во всех формах отчетности, пересечению компетенций контрольных органов, дублированию в их работе, необоснованную дополнительную нагрузку на объекты контроля, а иногда даже отсутствию самого финансового контроля как такового.
«Деятельность системы финансовой безопасности России будет идеальна лишь в том случае, если ее основной механизма – финансовый контроль – будет точен и скоординирован в правильном направлении».
М.Г. Делягин13
В сложившихся на сегодняшний день условиях одной из главных причин весьма неблагоприятного состояния финансовой безопасности России является несовершенство деятельности механизмов финансового контроля в законодательной и информационной сферах.
Рассматривая законодательную базу финансового контроля как один из его механизмов в обеспечении финансовой безопасности России, следует отметить, что в настоящее время он требует весьма серьезного реформирования, так как существующие в нём недоработки негативно влияют на деятельность финансового контроля, а следовательно и на общий уровень финансовой безопасности в целом.
Изучив действующее законодательство финансового контроля, можно сделать вывод, что для развития данного механизма финансового контроля необходимо восполнить следующие пробелы.
Во-первых, законодательно закрепить определения понятий:
Во-вторых, законодательно определить принципы, виды и формы финансового контроля, а также систему финансового контроля.
В-третьих, законодательно установить иерархию органов контроля и принципы их взаимодействия и координации.
Также в настоящее время отсутствуют гарантии того, что одни и те же объекты могут подвергнуться контролю со стороны различных органов, в частности, в связи с тем, что ст. 2 ФЗ «О Счетной палате РФ» дублирует п. 5.1. Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в части закрепления полномочий этих органов государственного финансового контроля.14
Также
справедливо отметить, что несоответствие
и недостатки в системе финансового
контроля прослеживаются как по горизонтали
(законодательных и
Кроме того, по мнению автора, представляется весьма целесообразным на законодательном уровне предусмотреть ответственность органов государственного финансового контроля, должностных лиц за нарушение законодательства в данной области.
Итак, в законодательстве должны быть четко определены все категории, относящиеся к финансовому контролю, а также какие органы финансового контроля и кем создаются на федеральном уровне и в регионах, какова их компетенция, как они взаимодействуют между собой.
Тем не менее, является очевидным тот факт, что проблемы эффективности финансового контроля не сводятся только к созданию действенного законодательного механизма, автор считает, что также необходимо развивать информационный механизм.
В основе информационного механизма лежат принципы раскрытия информации в отчетности государственных органов (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и прочие). Данный принцип необходим для обеспечения финансовой безопасности страны.
Основными задачами информационного механизма должны быть выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности России, с последующим созданием комплекса оперативных и долгосрочных мер, способствующих противодействию негативным факторам, а также предупреждению и преодолению возможных последствий угроз.
Исходя из всего вышеупомянутого, для обеспечения финансовой безопасности России необходимо развивать механизмы финансового контроля, такие как законодательный и информационный.
Однако стоит отметить, что какие бы меры для развития и усовершенствования системы финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности не применялись, до тех пор, пока не будут разработаны определенные методы по повышению правосознания и правовой культуры граждан нашего государства, решение проблемы эффективности финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России будет являться сверхзадачей для государственных органов страны.
Любое государство в осуществлении финансового контроля – проверки специально уполномоченными органами соблюдения участникам финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных вышеуполномоченными органами – играет двоякую роль. Прежде всего, оно принимает законодательные и другие акты, регулирующие общие и конкретные параметры контроля. В тоже время, государство само, в лице специально созданных государственных органов, выступает участником и организатором финансового контроля.
Информация о работе Место и роль финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России