Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа
В связи с этим, цель данной работы заключается в более подробном рассмотрении и изучении места и роли финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
Из вышепоставленной цели перед нами встают следующие задачи:
определить значение, функции и принципы финансового контроля;
рассмотреть основные положений системы финансовой безопасности России;
изучить систему государственного финансового контроля в России;
определить место финансового контроля в системе обеспечения финансовой безопасности;
выявить направления развития финансового контроля в России;
оценить развитие механизмов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. ЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.2. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 16
2.1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 16
2.2. МЕСТО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 20
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 25
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 25
3.2. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35
Принцип разграничения функций и полномочий различных органов контроля связан с тем, что в развитых странах решение задач финансового контроля возлагается обычно на несколько органов. Этим наряду с объективностью и независимостью контроля обеспечивается его полнота, всесторонность, своевременность.
Принцип подотчетности органов контроля создающим их органам власти, надо иметь в виду, что государственная власть делится, как правило, на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть созданы свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчетность. Обычно такие органы создаются по линии законодательной и исполнительной власти, поскольку судебная власть действует своими специальными методами. По линии исполнительной власти, кроме общегосударственных, могут существовать ведомственные органы финансового контроля. Тем самым обеспечивается полнота, всесторонность и своевременность контроля.
Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Гласность способствует результативности контроля, делает его действенным орудием повышения эффективности власти.
Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации.
Также, по мнению автора, в целом функции финансового контроля направлены на защиту законных финансовых интересов не только государства, но и каждого гражданина в частности, а принципы финансового контроля обеспечивают решение его задач и достижение целей.
«Общеизвестно, что в системе обеспечения экономической безопасности существенную, если не главную, роль
в настоящее время играет финансовая безопасность»4.
В.В. Коробов
Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны.
Однако, несмотря на всю важность и значимость данной системы, определение понятия финансовой безопасности, также как и понятия финансового контроля, в экономической литературе отсутствует. В связи с этим, сложно определить ее специфику и состав угроз, которые могут нанести существенный ущерб финансовой, а следственно и национальной безопасности.
Эта
проблема требует углубленной
Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что финансовая безопасность – это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере5.
Исходя из данного определения, сущность финансовой безопасности России, в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций.
Финансовая безопасность определяется, в частности, способностью государственных органов:
Все вышеперечисленное также можно представить как некоторые задачи, которые должны решать органы государственной власти в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления6.
Что же касается непосредственно задач по обеспечению финансовой безопасности Российской Федерации, то они разграничиваются на два вида:
Также следует обратить внимание на сегменты в системе финансовой безопасности России. Большинство экономистов утверждает, что стабильность и безопасность экономики, прежде всего, зависят от развития ситуации в сегментах экономики, которые переплетены между собой многочисленными связями. Они выделяют следующие сегменты в системе финансовой безопасности России7:
Однако
другие исследователи считают, что
согласиться с такой
В связи с вышесказанным, дискуссионность понятия «система финансовой безопасности» очевидна.
Тем не менее, понимание финансовой безопасности существует, оно конкретизируется на основе системы количественных и качественных показателей-индикаторов, определяющих состояние и уровень развития финансовой сферы экономики, и предполагает осуществление комплексных мер, поддерживающих требуемую безопасность, связанную, прежде всего, с интенсивной реализацией реформ по скорректированной программе и охватывающую основные направления бюджетно-финансовой, денежной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности.
В связи с вышеизложенным, можно подвести следующие итоги: во-первых, финансовая безопасность государства – это основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии со своими национальными интересами. В связи с этим, система национальной безопасности занимает одно из ведущих мест в обеспечении национальной безопасности.
Во-вторых, система финансовой безопасности России весьма уязвима и слабо согласована, так как отсутствует теоретический фундамент и прочная систематизированная правовая база в данной области, которые позволили бы выявить, а впоследствии и устранить все имеющиеся прорехи и изъяны в этой сфере.
В-третьих, учитывая сложность системы обеспечения финансовой безопасности, устранение угроз в отдельных сегментах должно решаться в комплексе взаимосвязанных мер и в других сферах.
Итак,
в целом, можно сделать вывод, что,
на сегодняшний день, от системы финансовой
безопасности зависят все элементы экономической
безопасности страны, так как отсутствие
финансовых средств приводит к недофинансированию
самых неотложных нужд в различных сферах
экономики. Но, не смотря на это, теоретические
аспекты финансового контроля и системы
финансовой безопасности не сформированы
в единую целостную структуру, которая
могла бы отображать всю сущность и содержание
данных категорий. Однако, учитывая столь
высокую значимость и актуальность данных
сфер, существует вероятность того, что
в ближайшем будущем, и финансовый контроль,
и система финансовой безопасности России
будут более подробно изучены и усовершенствованны.
«В последнее время достаточно активно обсуждается вопрос о повышении эффективности государственного финансового контроля. В широком социально- экономическом плане ответ на данный вопрос достаточно прост – он должен быть эффективным и действенным»8.
Н.Н. Асташова
В современной России финансовый контроль как функция власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственного и муниципального финансового контроля.
В соответствии с особенностями федеративного устройства страны государственный финансовый контроль организуется в масштабе и на уровне всей Федерации и в каждом её субъекте. Для этого создаются органы государственного финансового контроля или отдельные органы власти, наделенные функциями финансового контроля. Финансовый контроль организуют и органы местного самоуправления, которые в Российской Федерации не входят в систему государственной власти и осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Система государственного финансового контроля помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан, в конечном итоге – всего общества.
Изучив сущность системы государственного финансового контроля, можно выделить его следующие основные задачи:
Для более эффективного выполнение представленных задач, по мнению автора курсовой работы, необходимо проверять своевременность и полноту образования государственных средств, их сохранность, эффективность и целевое использование, ревизовать финансовые результаты использования государственного имущества, а также правильность и эффективность использования кредитных ресурсов, представленных государством или под гарантией государства.
Также автору представляется, что основными функциями системы государственного контроля являются:
Информация о работе Место и роль финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России