Место и роль финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, цель данной работы заключается в более подробном рассмотрении и изучении места и роли финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
Из вышепоставленной цели перед нами встают следующие задачи:
определить значение, функции и принципы финансового контроля;
рассмотреть основные положений системы финансовой безопасности России;
изучить систему государственного финансового контроля в России;
определить место финансового контроля в системе обеспечения финансовой безопасности;
выявить направления развития финансового контроля в России;
оценить развитие механизмов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. ЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.2. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 16
2.1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 16
2.2. МЕСТО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 20
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 25
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 25
3.2. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Работа содержит 1 файл

Место и роль финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

       Принцип разграничения функций и полномочий различных органов контроля связан с тем, что в развитых странах решение задач финансового контроля возлагается обычно на несколько органов. Этим наряду с объективностью и независимостью контроля обеспечивается его полнота, всесторонность, своевременность.

       Принцип подотчетности органов контроля создающим их органам власти, надо иметь в виду, что государственная власть делится, как правило, на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть созданы свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчетность. Обычно такие органы создаются по линии законодательной и исполнительной власти, поскольку судебная власть действует своими специальными методами. По линии исполнительной власти, кроме общегосударственных, могут существовать ведомственные органы финансового контроля. Тем самым обеспечивается полнота, всесторонность и своевременность контроля.

       Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Гласность способствует результативности контроля, делает его действенным орудием повышения эффективности власти.

       Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации. 

       Также, по мнению автора, в целом функции финансового контроля направлены на защиту законных финансовых интересов не только государства, но и каждого гражданина в частности, а принципы финансового контроля обеспечивают решение его задач и достижение целей.

1.2.  Система финансовой безопасности России: понятие и механизм обеспечения

       «Общеизвестно, что в системе обеспечения экономической безопасности существенную, если не главную, роль

         в настоящее время  играет финансовая  безопасность»4.

       В.В. Коробов

       Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны.

       Однако, несмотря на всю важность и значимость данной системы, определение понятия финансовой безопасности, также как и понятия финансового контроля, в экономической литературе отсутствует. В связи с этим, сложно определить ее специфику и состав угроз, которые могут нанести существенный ущерб финансовой, а следственно и национальной безопасности.

       Эта проблема требует углубленной разработки, поскольку финансовая безопасность – сложная категория, составляющие которой могут являться предметом специального исследования. В связи с недостаточной разработкой теории финансовой безопасности многие термины и понятия трактуются по-разному, в них вкладывается разное содержание, что не позволяет выработать действенные меры по защите финансовой системы страны от дестабилизирующих факторов.

       Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что финансовая безопасность – это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере5.

       Исходя  из данного определения, сущность финансовой безопасности России, в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций.

       Финансовая  безопасность определяется, в частности, способностью государственных органов:

  • обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства;
  • обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;
  • нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий, теневых (кланово-корпоративных и мафиозных) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;
  • предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики;
  • предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;
  • наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;
  • предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию – отмывание – доходов, полученных преступным путем).

       Все вышеперечисленное также можно представить как некоторые задачи, которые должны решать органы государственной власти в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления6.

       Что же касается непосредственно задач по обеспечению финансовой безопасности Российской Федерации, то они разграничиваются на два вида:

  • задачи, которые должны решаться системой специальных контролирующих органов исполнительной власти государства в сфере экономики;
  • задачи, решение которых возлагается на отдельные федеральные органы, в том числе и на правоохранительные.

       Также следует обратить внимание на сегменты в системе финансовой безопасности России. Большинство экономистов утверждает, что стабильность и безопасность экономики, прежде всего, зависят от развития ситуации в сегментах экономики, которые переплетены между собой многочисленными связями. Они выделяют следующие сегменты в системе финансовой безопасности России7:

    • бюджетно-налоговый;
  • валютно-денежный;
  • кредитно-банковский;
  • внебюджетный фонд.

       Однако  другие исследователи считают, что  согласиться с такой формулировкой  элементов финансовой безопасности нельзя. Не совсем корректно и такое название сегмента, как «кредитно-банковский», ведь основной деятельностью банков является кредитование, а значит и угрозой может являться только неправильная кредитная политика банков. Более правильным было бы название сегмента как «кредитный». Более того, общепризнанной является такая формулировка, как «кредитно-денежный» сегмент, поэтому и сегменту «валютно-денежный» не следовало придавать двойного значения. Это мнение можно аргументировать еще и тем, что данные самостоятельные элементы финансовой безопасности (сегменты) имеют различные и порой не связанные между собой механизмы обеспечения безопасности. Так, например, бюджетная безопасность напрямую зависит от налоговой безопасности, но у них разные механизмы обеспечения финансовой безопасности.

       В связи с вышесказанным, дискуссионность  понятия «система финансовой безопасности»  очевидна.

       Тем не менее, понимание финансовой безопасности существует, оно конкретизируется на основе системы количественных и качественных показателей-индикаторов, определяющих состояние и уровень развития финансовой сферы экономики, и предполагает осуществление комплексных мер, поддерживающих требуемую безопасность, связанную, прежде всего, с интенсивной реализацией реформ по скорректированной программе и охватывающую основные направления бюджетно-финансовой, денежной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности.

       В связи с вышеизложенным, можно подвести следующие итоги:            во-первых, финансовая безопасность государства – это основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии со своими национальными интересами. В связи с этим, система национальной безопасности занимает одно из ведущих мест в обеспечении национальной безопасности.

       Во-вторых, система финансовой безопасности России весьма уязвима и слабо согласована, так как отсутствует теоретический фундамент и прочная систематизированная правовая база в данной области, которые позволили бы выявить, а впоследствии и устранить все имеющиеся прорехи и изъяны в этой сфере.

       В-третьих, учитывая сложность системы обеспечения финансовой безопасности, устранение угроз в отдельных сегментах должно решаться в комплексе взаимосвязанных мер и в других сферах.

       Итак, в целом, можно сделать вывод, что, на сегодняшний день, от системы финансовой безопасности зависят все элементы экономической безопасности страны, так как отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию самых неотложных нужд в различных сферах экономики. Но, не смотря на это, теоретические аспекты финансового контроля и системы финансовой безопасности не сформированы в единую целостную структуру, которая могла бы отображать всю сущность и содержание данных категорий. Однако, учитывая столь высокую значимость и актуальность данных сфер, существует вероятность того, что в ближайшем будущем, и финансовый контроль, и система финансовой безопасности России будут более подробно изучены и усовершенствованны.  
 
 

Глава 2.  Анализ функционирования системы финансового  контроля в обеспечении финансовой безопасности России

2.1.  Система государственного  финансового контроля  в России

«В  последнее время  достаточно активно  обсуждается вопрос о повышении эффективности  государственного финансового контроля. В широком социально- экономическом плане ответ на данный вопрос достаточно прост – он должен быть эффективным и действенным»8.

Н.Н. Асташова

       В современной России финансовый контроль как функция власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственного и муниципального финансового контроля.

       В соответствии с особенностями федеративного  устройства страны государственный  финансовый контроль организуется в  масштабе и на уровне всей Федерации  и в каждом её субъекте. Для этого создаются органы государственного финансового контроля или отдельные органы власти, наделенные функциями финансового контроля. Финансовый контроль организуют и органы местного самоуправления, которые в Российской Федерации не входят в систему государственной власти и осуществляют свои полномочия самостоятельно.

       Система государственного финансового контроля помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан, в конечном итоге – всего общества.

       Изучив  сущность системы государственного финансового контроля, можно выделить его следующие основные задачи:

  • контроль над образованием и использованием всех государственных средств независимо от того, в какой форме они существуют — бюджетной или иной;
  • контроль  над деятельностью органов власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
  • контроль над законностью привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями и иными организациями, которым государством предоставлено такое право.

       Для более эффективного выполнение представленных задач, по мнению автора курсовой работы, необходимо проверять своевременность и полноту образования государственных средств, их сохранность, эффективность и целевое использование, ревизовать финансовые результаты использования государственного имущества, а также правильность и эффективность использования кредитных ресурсов, представленных государством или под гарантией государства.

       Также автору представляется, что основными функциями системы государственного контроля являются:

  • проверка исполнения международных финансовых обязательств;
  • проверка состояния государственного внутреннего и внешнего долга;
  • проведение финансовых экспертиз проектов законодательных и нормативных правовых актов, влияющих на формирование и использование государственных средств, или предусматривающих расходы, покрываемые за счет таких средств.

Информация о работе Место и роль финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России