Место и роль финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, цель данной работы заключается в более подробном рассмотрении и изучении места и роли финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
Из вышепоставленной цели перед нами встают следующие задачи:
определить значение, функции и принципы финансового контроля;
рассмотреть основные положений системы финансовой безопасности России;
изучить систему государственного финансового контроля в России;
определить место финансового контроля в системе обеспечения финансовой безопасности;
выявить направления развития финансового контроля в России;
оценить развитие механизмов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. ЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.2. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 16
2.1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 16
2.2. МЕСТО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 20
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 25
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 25
3.2. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Работа содержит 1 файл

Место и роль финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

       Вследствие выполнения данных функций и задач системы государственного финансового контроля принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступлению доходов от их использования в соответствующие бюджеты.

       Проанализировав деятельность государственного финансового контроля, можно отметить, что его объектами выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. В число таких объектов входят органы государственной власти и другие государственные органы, внебюджетные фонды, предприятия, учреждения и организации, а также предприятия, учреждения и организации с государственным участием.

       Что же касается реализации государственного финансового контроля, то в России она представлена тремя формами:

  • предварительный контроль – это проверка на стадии составления и рассмотрения проектов формирования и использования средств учреждениями и организациями, содержащимися за счет соответствующих средств или претендующими на получение финансовой помощи;
  • текущий контроль осуществляется непосредственно в процессе формирования и использования государственных и муниципальных средств с целью предупреждения и оперативного устранения допускаемых нарушений;
  • последующий контроль представляет собой контроль по итогам формирования и использования государственных и муниципальных средств с установленной периодичностью или в разовом порядке.

       Однако, несмотря на то, что важным условием успешности деятельности системы государственного контроля является умелое использование и сочетание всех форм контроля, в России, в основном, используется  последующий контроль. Безусловно, путем ревизий и проверок фактически и документально с высокой степенью достоверности выясняют законность, целевой характер и эффективность использования выделенных и израсходованных средств, но стоит отметить, что последующий контроль не может предупреждать нарушения и злоупотребления, он лишь выявляет и фиксирует их, способствует привлечению виновных к ответственности.

       Как было уже замечено выше, существуют определенные органы, специально созываемые для осуществления контрольных полномочий, либо подразделения органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции финансового контроля в соответствующей отрасли или ведомстве, такие органы именуются органами государственного финансового контроля.

       В настоящее время, в нашей стране государственный финансовый контроль осуществляют:

    • Счетная палата Российской Федерации;
  • контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации;
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
  • Федеральное казначейство;
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Федеральная служба страхового надзора;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам;
  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральная служба по тарифам;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • органы финансового контроля органов исполнительной власти всех уровней.

       Не смотря на столь высокое количество органов государственного финансового контроля их работа, на мой взгляд, недостаточно систематизирована, а как следствие этого, весьма неэффективна. И хотя конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативным документом, на практике в России отсутствует четкое разграничение и выполнение этих самых задач и функций.

       Итак, очевидно, что успешному решению  проблем финансовой безопасности России во многом должна способствовать эффективная деятельность системы государственного контроля. Однако весьма затруднительно говорить об эффективности в данной сфере, когда для этого отсутствует соответствующая нормативно-правовая база, в которой кроме всего прочего должны быть определены критерии, позволяющие судить о соблюдении теми или иными государственными органами.

       По  мнению автора работы, в настоящее время просто необходимо в полной мере активизировать всю систему государственного финансового контроля, включающую как специальные органы контроля, так и органы, наделенные определенными функциями финансового контроля, что в свою очередь соответствует стратегической задаче повышения эффективности российской государственности до 2020 года, указанной в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №5379.

2.2.  Место финансового  контроля в системе  обеспечения финансовой  безопасности

«Причиной совершение преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности является отсутствие эффективной системы финансового контроля»10.

О.Ш. Петросян

       Современное состояние системы финансового  контроля, когда отсутствует единое понимание самого понятия «финансовый контроль» и существует система контролирующих органов, объединенных одной целью, но имеющих разную правовую основу и дублирующих направления деятельности,  не может удовлетворить потребности общества в эффективной реализации функций и задач в области обеспечения финансовой безопасности.

       Выше были представлены всевозможные определения и значения финансовой безопасности, однако, автор считает, что наиболее точным и всеобъемлющим определением является следующее: финансовая безопасность – это основная часть экономической безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной системы, отвечающая определенной системе критериев и показателей её состояния, характеризующая сбалансированность финансов государства и экономических субъектов, наличие необходимых финансовых ресурсов для противостояния внутренним и внешним угрозам.

       Рассмотрим  более подробно значение финансового  контроля в системе обеспечения  финансовой безопасности. Как уже  было замечено выше, эффективный и действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственной

       стабильности. Экономика страны несет значительные потери из-за низкого уровня финансового контроля.

       Практическое осуществление форм финансового контроля в системе финансовой безопасности, исходя из особенностей их содержания, контролирующего субъекта, а также характера объекта и предмета контроля, проводится с использованием нескольких основных методов. При этом под методами контроля понимаются конкретные  способы, применяемые при осуществлении контрольных функций11.

       Необходимо  акцентировать внимание на некоторых методах, общепризнанных и в теории, и на практике и используемых в оперативно-розыскной деятельности органами МВД России и обеспечивающих финансовую безопасность страны.

       Приведенные в различных источниках методы финансового контроля в системе обеспечения финансовой безопасности можно прокомментировать исходя из Федерального закона, в котором эти самые методы называются оперативно-розыскными мероприятиями, и бывают следующих видов:

  • опрос;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

       Другие  же исследователи считают, что методы проведения финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности подразделяется на: проверки;

  • обследования;
  • надзор;
  • экономический анализ;
  • ревизии;
  • методы реагирования:
  • предупреждение о возможности или неизбежности нарушений правовых норм;
  • указание на обязательность устранения нарушенных правил, оказание практической помощи по устранению обнаруженных нарушений, недостатков;
  • государственное принуждение в отношении субъектов, нарушивших правовые требования, либо в отношении субъектов, не выполнивших требования об устранении ранее обнаруженных нарушений;
  • передача материалов в компетентный орган для привлечения виновных к предусмотренной законом ответственности.

       Важность  и значимость всех вышеприведенных  методов весьма высока, но, к сожалению, в российской системе обеспечения финансовой безопасности, в основном используются методы реагирования, а развитие и использование методов выявления нарушений находится на, достаточно, низком уровне, что в последствии негативно сказывается на всю деятельность финансового контроля и финансовой безопасности.

       Также автор отмечает, что значение финансового контроля для обеспечения финансовой безопасности выражается, во-первых, в обоснованности соответствия осуществляемых действий как специальных контрольных, так и отдельных контролирующих органов финансовым интересам страны. Во-вторых, в обеспечении координации деятельности всех субъектов, осуществляющих финансовый контроль с целью предупреждения возникновения угроз для финансовой безопасности страны.

       Поэтому в действующую систему государственного финансового контроля необходимо включать все органы, наделенные какими-либо контрольными полномочиями финансового контроля которые с научной точки зрения, можно свести к понятию элемента.

       По  мнению автора, в контексте финансовой безопасности следует рассматривать финансовый контроль как установленную законодательством деятельность органов государственной власти по выявлению, предупреждению и пресечению дериваций в управлении национальным богатством и направленную на своевременное и полное формирование, эффективное сохранение и рациональное использование этих ресурсов. Важное место в системе финансового контроля принадлежит подразделениям по налоговым преступлениям МВД России.

       Существует  разграничение органов финансового контроля в системе обеспечения финансовой безопасности на два вида:

    • внутренний контроль;
  • внешний контроль.

       Автор предполагает, что критерием отнесения к внутреннему или внешнему контролю должен быть принят не орган власти, при котором создана контролирующая организация, как утверждает большинство экспертов, а зависимость проверяемой организации от проверяющего субъекта.                  

       Как уже было много раз отмечено выше, одной из главных причин столь  уязвимого состояния и неэффективной  работы финансового контроля в системе обеспечения финансовой безопасности является отсутствие полноценной нормативно-правовой базы в данной области законодательства.

       Проведя анализ действующего законодательства, регламентирующего компетенцию как налоговых, так и правоохранительных органов в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями, можно сделать вывод, что, во-первых, отсутствует согласованность правовых норм, во-вторых, не решены вопросы о руководителях комплексных групп, а также их ответственности, что отрицательно сказывается на совместной контрольной деятельности правоохранительных и налоговых органов.

       Итак, в связи со всем вышеизложенным, можно сделать вывод, что важнейшим элементом механизма обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации является эффективная деятельность системы финансового контроля. Существует большое количество методов финансового контроля направленных на обеспечение финансовой безопасности государства, однако, в нашей стране, используется лишь малая часть данных методов, что, безусловно, весьма негативно сказывается на эффективности системы финансового контроля.

       Также усугубляет положение финансового  контроля в системе обеспечения  финансовой безопасности, отсутствие основательной нормативно-правовой базы в законодательстве нашего государства, что, является весьма парадоксальным, ведь финансовая безопасность является одним из важнейших аспектов деятельности любого государство, так как именно от неё, в большей мере, зависит национальная безопасность страны.

Информация о работе Место и роль финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России