Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа
В связи с этим, цель данной работы заключается в более подробном рассмотрении и изучении места и роли финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
Из вышепоставленной цели перед нами встают следующие задачи:
определить значение, функции и принципы финансового контроля;
рассмотреть основные положений системы финансовой безопасности России;
изучить систему государственного финансового контроля в России;
определить место финансового контроля в системе обеспечения финансовой безопасности;
выявить направления развития финансового контроля в России;
оценить развитие механизмов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. ЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.2. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 16
2.1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 16
2.2. МЕСТО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 20
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 25
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 25
3.2. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СТАТИСТИКИ
И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ИНСТИТУТ
МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Государственные и муниципальные
финансы»
на
тему: Место и роль финансового контроля
в обеспечении финансовой безопасности
России
Выполнила: студентка
группы ДМГ-201
Ганган Анастасия
Васильевна
Научный руководитель:
Мамедова Наталья
Александровна
Москва,
2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
В современном мире одной из основных задач любого государства является обеспечение национальной безопасности. В свою очередь, основную роль в данной области играет система финансовой безопасности, существование которой невозможно без эффективной деятельности финансового контроля.
Финансовая
безопасность является важной составляющей
в способности государства
Но для того, чтобы система финансовой безопасности страны была на достойном уровне, необходимо наличие эффективного, систематизированного и качественного финансового контроля.
Однако, не смотря на всю важность и значимость как финансовой безопасности, так и финансового контроля, в современной литературе данным категориям уделяется недостаточное внимание. Теоретическая база в сфере финансовой безопасности и контроля небогата терминологией, она почти не освещает сущность финансового контроля как важнейшего механизма в системе обеспечения финансовой безопасности.
В России, к сожалению, в данной области, весьма скуден не только теоретический, но и нормативно-правовой аспект, который представлен лишь некоторыми законами, указами, положениями и постановлениями. Т.е. единая структурированная законодательная база в сфере финансовой безопасности как токовая отсутствует, что в свою очередь приводит к возникновению пробелов и недочетов в работе системы финансового контроля.
Тем не менее, актуальность темы данной курсовой работы очевидна, так как в настоящее время обеспечение финансовой безопасности России является весьма серьезной проблемой и требует скорейшего её решения.
В связи с этим, цель данной работы заключается в более подробном рассмотрении и изучении места и роли финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
Из вышепоставленной цели перед нами встают следующие задачи:
Предметом данной работы является национальная и финансовая безопасность Российской Федерации.
Объектом исследования выступает финансовый контроль, а именно его место и роль в обеспечении финансовой безопасности России.
Роль финансового контроля был обозначен рядом исследователей, а именно М.Г. Делягиным, Н.Д. Погосяном, Л.Я. Хориной, С.О. Шохиным.
Также более подробно проблемы финансовой безопасности и финансового контроля рассматривают В.В. Коробов, О.Ш. Петросян, В.В. Бурцев, Е.Ю. Грачева, Н.Д. Бровкина, В.К. Сенчагов, С.И. Лушина и другие.
Основными методами решения поставленных задач являются тщательное изучение и подробный анализ всевозможной научной и экономической литературы, нормативно-правовых актов, публикаций и различного рода документаций, непосредственно связанных с темой и спецификой данной работы.
Основные
результаты и выводы данной работы
могут быть использованы в качестве
теоретического материала в области финансовой
безопасности и финансового контроля
Российской Федерации, а также в качестве
научного пособия для реализации представленных
в работе направлений развития механизмов
финансового контроля в обеспечении
финансовой безопасности России.
«Современные экономические условия требуют пересмотра некоторых теоретических и практических основ контрольной деятельности, в частности, касающихся финансового контроля»1.
В.В. Коробов
Движение финансовых потоков, будь то финансы государственные либо финансы экономических субъектов, имеет определенные общественные последствия. Наличие последствий предполагает ответственность собственников доходов – государства, корпораций, частных граждан – перед обществом и друг перед другом. Здесь и возникают экономические причины и правовые основы финансового контроля. Он помогает формировать полную и объективную картину финансовых потоков и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Результаты контроля позволяют более реально оценивать экономическую ситуацию в стране, способствуют обеспечению экономического роста и решению социальных проблем.
Существует
множество определений и
Е. Ю. Грачева определяет финансовый контроль как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования2.
Также существует мнение, что финансовый контроль – это функция управления, представляющая собой деятельность контролирующих субъектов по оценке соответствия совершенных управляемым субъектом операций финансовым интересам управляющего субъекта3.
Однако большинство экспертов, не смотря на расхождение во взглядах относительно понятия финансового контроля, выделяют следующие основные функции финансового контроля:
Рассмотрим более подробно значение каждой функции.
Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета, отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета, отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.
Анализ причин отклонений – функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.
Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Функция превенции направлена на укрепление эффективности контрольной деятельности, является профилактической работой для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.
Функция правоохраны представлена контрольной деятельностью органов государства, которая является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.
Тем
не менее, эффективность и
Принципы финансового контроля являются выражением объективности происхождения и действия финансового контроля, а в более широком смысле контроля как обязательной функции управления. Принципы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Каждый из них значим сам по себе, но наибольший эффект возможен только при соблюдении всех принципов. В тоже время важна их иерархия. Несоблюдение, искусственное ограничение действия одного из принципов ограничивает и даже исключает влияние последующих.
К общим принципам финансового контроля принято относить:
законность;
Рассмотрим более подробно значение каждого принципа.
Законность – фундаментальная правовая основа существования общества и функционирования государства. Как принцип финансового контроля законность означает, прежде всего, что содержание контроля определяется конституцией страны, законодательными и другими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отношений, банковской деятельности. Полномочия контрольных органов также устанавливаются законом и конкретизируются нормативными правовыми актами, принимаемыми в развитие законов. Органы контроля не могут самостоятельно превышать или ограничивать свои полномочия.
Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценивает их всесторонне и беспристрастно. Основа объективности контроля – полнота охвата ревизиями или проверками всего массива средств, подлежащего контролю, за определенный период.
Важным условием обеспечения объективности контроля являются подробная детализация и заведомая жесткость его правил и инструкций, направленные на то, чтобы максимально снизить риск возможной дорогостоящей ошибки. Проверяющим запрещается вмешиваться в оперативную деятельность проверяемого объекта. Их задача оценить эту деятельность с точки зрения соблюдения закона и финансовых норм.
Независимость финансового контроля гарантируется конституцией и соответствующими законами. Она начинается с того, что органы контроля, их руководители и работники должны быть максимально ограждены от возможного влияния на результаты их деятельности со стороны проверяемых. Органам финансового контроля в пределах их компетенции должны быть подконтрольны все органы власти, начиная с парламента и правительства. С другой стороны, сами органы контроля, в первую очередь их высшие инстанции, подчиняются только закону и отвечают за свои действия в установленном законом порядке.
Информация о работе Место и роль финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России