Государственный служащий, как субъект административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В последнее время, в пору относительной макроэкономической стабильности у власти появилось, наконец, время и средства, для того, чтобы обратить свой взор на проблему реформирования института государственной службы. Данный институт долгое время находился в состоянии стагнации, вынужденного застоя, связанного с тем правовым вакуумом, который сложился в конце прошлого века в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально – экономические потрясения. В начале 90-х годов XX века сложилась такая ситуация, при которой старый административн

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие государственного служащего и классификация госслужащих………………………………………………………………..……..5
§ 1. Понятие государственного служащего………………………………….....5
§ 2. Классификация государственных служащих………………………….......9
§ 3. Законодательство о государственной службе…………………………......12
Глава 2. Правовой статус государственного служащего……………………...18
§ 1. Права государственного служащего………………………………………18
§ 2. Обязанности государственного служащего………………………………21
§ 3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……….23
§ 4. Государственные гарантии при прохождении госслужбы………………27
§ 5. Ответственность государственных служащих…………...........................38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Иманжанова Гульнара Жазкеевна 25580250 Государственная служба в Российской Федерации.docx

— 102.46 Кб (Скачать)

     По  государственно-служебным вопросам стала появляться также судебная практика судов общей юрисдикции, например по проблемам рассмотрения дел о восстановлении в должности  государственных служащих, уволенных  при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо численности.

     Важнейшим вопросом является реализация компетенции  Российской Федерации и компетенции  ее субъектов в сфере установления и правового регулирования государственно-служебных  отношений. Статья 71 Конституции РФ[11] однозначно, устанавливает, что федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации. Относительную сложность представляет толкование ст. 72 Конституции РФ, где указывается, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся административное и трудовое законодательство, которые главным образом и регулируют государственно-служебные отношения. Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на их основе — законы субъектов Федерации. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ определяет, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

     Таким образом, вопросы государственной  службы субъектов РФ регулируются в  настоящее время федеральным  законодательством о государственной  службе, а также законами и иными  нормативными актами, принимаемыми соответствующими субъектами РФ.

     Законодательство  о государственной службе претерпевает значительные изменения к меняющимся условиям окружающей действительности. Принят важнейший закон – о  государственной гражданской службе, на очереди принятие законов о  правоохранительной и военной службе. Но со стороны некоторых правоведов раздаются критические замечания  по поводу целесообразности той реформы  госслужбы, которая наличествует в  данный момент. Претензии предъявляются  не к самой реформе как таковой, а тому вектору, которую избрали  российские законодатели. По сути, проведена  успешная попытка реанимирования  дореволюционной системы чиновничества России конца XIX – начала XX века. В пользу этой версии говорит факт введения классных чинов, вместо убранных квалификационных разрядов, а также некоторые иные замечания.[12]

 

      Глава II. Правовой статус государственного служащего 

     § 1. Права государственного служащего 

     В качестве основного элемента правового  статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной  службы и обусловливающего ее эффективное  функционирование, выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

  1. права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;
  2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
  3. права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

     К первой группе прав государственного служащего относятся:

     а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

     б) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замеща емой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

     в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

     г) право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;

     д) защита сведений о государственном служащем;

     е) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

     Ко  второй группе прав государственного служащего относятся:

     а) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

     б) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

     в) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

     г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

     д) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

     е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих  государственных органах).

     Третью  группу прав государственного служащего  составляют:

     а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурсной основе;

     б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

     в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

     г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

     д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

     е) право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);

     ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

     з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

     и) обязательное государственное страхование  на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

     к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

     Государственному  служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом  на государственную службу, переводом  на государственную должность в  другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются  связанные с этим транспортные расходы  и расходы на оплату жилья.

     Государственному  служащему в зависимости от условий  прохождения им государственной  службы предоставляется в установленном  законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.[13]

     Таким образом, государственный служащий обладает набором прав, которые в совокупности с обязанностями являют собой один из важнейших элементов административно – правового статуса государственного служащего. 

     § 2. Обязанности государственного служащего 

     Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

     Круг  общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему.

  1. Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
  2. Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.[14]
  3. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.
  4. Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.
  5. Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.
  6. Соблюдение норм служебной этики.
  7. Хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.
  8. Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

     Существуют  также должностные обязанности, которые присущи конкретному  виду государственной службы и конкретной занимаемой должности. Они регламентированы в должностных инструкциях, а  также локальных нормативных  актов того учреждения, в котором  проходит службу государственный служащий.

     Таким образом, мы видим, что обязанности госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупности с оными делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной. 

     § 3. Ограничения и  запреты, связанные  с государственной  службой 

     Для государственного гражданского служащего  установлены специальные ограничения  и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»). Гражданский  служащий не может быть принят на государственную  гражданскую службу, а гражданский  служащий не может находиться на гражданской  службе в случае:

     1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

  1. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  2. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  3. наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  4. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  5. выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  6. наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  7. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  8. непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Информация о работе Государственный служащий, как субъект административного права