Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:16, курсовая работа
Актуальность темы. В последнее время, в пору относительной макроэкономической стабильности у власти появилось, наконец, время и средства, для того, чтобы обратить свой взор на проблему реформирования института государственной службы. Данный институт долгое время находился в состоянии стагнации, вынужденного застоя, связанного с тем правовым вакуумом, который сложился в конце прошлого века в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально – экономические потрясения. В начале 90-х годов XX века сложилась такая ситуация, при которой старый административн
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие государственного служащего и классификация госслужащих………………………………………………………………..……..5
§ 1. Понятие государственного служащего………………………………….....5
§ 2. Классификация государственных служащих………………………….......9
§ 3. Законодательство о государственной службе…………………………......12
Глава 2. Правовой статус государственного служащего……………………...18
§ 1. Права государственного служащего………………………………………18
§ 2. Обязанности государственного служащего………………………………21
§ 3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……….23
§ 4. Государственные гарантии при прохождении госслужбы………………27
§ 5. Ответственность государственных служащих…………...........................38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы ……………
В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.
Совокупность
упомянутых признаков позволяет
сформулировать следующее определение.
«Государственным служащим является гражданин
РФ, занимающий в установленном федеральным
законодательством и законодательством
субъектов Федерации порядке включенную
в штат должность в структуре государственной
администрации (исполнительной, законодательной
и судебной власти), имеющий классный чин,
дипломатический ранг, воинское или специальное
звание, заключивший с государственным
органом служебный контракт (принявший
присягу на верность Российской Федерации),
осуществляющий от имени государства
предоставленные ему функции и полномочия
(в том числе и государственно-властные),
получающий денежное содержание (заработную
плату) и имеющий гарантированный государством
социально-правовой статус»[4].
§
2. Классификация
государственных
служащих
В настоящее время при множестве действующих нормативных правовых актов о государственной службе целесообразно классифицировать государственных служащих по тем же критериям, по которым классифицируется сама государственная служба. В зависимости от органа государственной власти государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Правовой статус федеральных государственных служащих регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в будущем предполагается принятие закона «О федеральной государственной гражданской службе»), Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также иными федеральными нормативными правовыми актами. Правовое положение государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации.
В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.
Если в качестве критерия классификации государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.
Все государственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).
Если положить в основу деления государственных служащих такой критерий, как специальные профессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (военнослужащие, сотрудники милиции, должностные лица таможенных органов и пр.).
В соответствии с принципом разделения государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры, таможенных органах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и т. д.
По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычных служащих). Среди государственных служащих, являющихся должностными лицами, следует выделить руководителей и представителей власти. Руководящие служащие (начальники) являются носителями линейной власти по отношению к подчиненным им лицам. Представители власти, как известно, реализуют свои властные полномочия вне зависимости от подчиненности субъектов и применяют меры принуждения к не подчиненным по службе субъектам права (физическим и юридическим лицам). Руководящие служащие часто выполняют функции представителей власти (начальники и заместители начальников органов внутренних дел, государственных инспекций, других контрольно-надзорных органов).
В
федеральном государственном
Реестры
федеральных государственных
Содержание
и порядок ведения Реестра
федеральных государственных
государственных
служащих Российской Федерации,
Президентом РФ[5].
Статья 43 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6] определяет порядок ведения представителем нанимателя реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации. Реестры федеральных государственных гражданских служащих в федеральных государственных органах и реестры государственных гражданских служащих субъектов РФ образуют Сводный реестр государственных гражданских служащих Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ.
Таким
образом, существует ряд оснований, который
позволяет нам классифицировать государственных
служащих. Возможность классификации
государственных служащих позволяет более
точно определить место конкретного госслужащего
в системе государственной службы Российской
Федерации. Процесс законодательного
оформления госслужбы ещё не завершен.
Наряду с существующим законодательством
намечается принятие законов, регулирующих
правовой статус госслужащих правоохранительной
и военной службы.
§
3. Законодательство
о государственной
службе
Конституция
РФ содержит некоторые исходные параметры
организации государственной
31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"[7], который впервые на законодательном уровне дал определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также установивший категории государственных должностей, принципы государственной службы, перечень квалификационных требований к государственным служащим, основы их правового положения, основные обязанности государственных служащих и ограничения, связанные с государственной службой.
При его создании был использован опыт, накопленный в дореволюционной России, опыт советского периода и зарубежный опыт государственного управления. Так, например, рамочный закон о государственной службе был принят в ФРГ в 1947 г. Подобные законы, принятые в ряде стран, были конкретизированы законами о доходах и пенсиях государственных служащих, о порядке прохождения службы.
Таким
образом, с принятием Федерального
закона "Об основах государственной
службы Российской Федерации" были
заложены основы правового регулирования
государственной службы как механизма
государственного управления и служебных
отношений государственных
Законодательство о государственной службе получило своё дальнее развитие с принятием 27 мая 2003 г. Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»[8]. В данном законе получила свое развитие концепция организации государственной службы по трем разновидностям: гражданской, полицейской (правоохранительной) и армейской.
Помимо федеральных законов правоотношения, возникающие в сфере государственной службы, в частности, касающиеся утверждения Реестра государственных должностей государственной службы РФ, порядка присвоения и сохранения квалификационных разрядов, порядка ведения личных дел, исчисления стажа государственной службы государственных служащих, установления им доплаты к государственной пенсии, денежного содержания и пр. регулируют также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Кроме
того, практически во всех субъектах
РФ, которые самостоятельно организуют
свою государственную службу, есть
законодательные и иные нормативные
правовые акты о государственной
службе, которые регламентируют содержание
государственной службы и государственные
должности субъектов Федерации;
принципы государственной службы субъектов;
категории государственных
Таким образом, государственная служба в Российской Федерации регулируется федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ. Например, каждая область принимает собственный закон о государственной службе. Правовыми источниками государственной службы являются также правовые нормы различных отраслей права, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах[9].
Нормативными
правовыми актами, регулирующими
государственно-служебные
Информация о работе Государственный служащий, как субъект административного права