Защита права собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта исследования выступает право собственности, которое означает юридически обеспеченную возможность для лица, присвоившего имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель ст. 209 ГК.
Предмет исследования — гражданско-правовая характеристика данного понятия. Теоретическую основу работы составляют действующее законодательство, труды высших учебных заведений, работы ученых в области гражданского права.

Содержание

Глава1
Право собственности. Общие положения.
Понятие права собственности
Содержание права собственности
Основания приобретения и прекращения права собственности
Глава2
Формы и виды права собственности ( по Российскому законодательству)
2.1 Право собственности граждан
2.2 Право собственности юридических лиц
2.3 Право государственной и муниципальной собственности
2.4 Право общей собственности
Глава3
Защита права собственности
3.1 Система гражданско-правовых способов защиты права собственности
3.2 Вещно-правовые способы защиты права собственности
3.3 Иные гражданско-правовые способы защиты права собственности
3.4 Защита прав владельца, не являющегося собственником

Работа содержит 1 файл

новая курсовая гражданка.docx

— 162.00 Кб (Скачать)
tify">Поскольку общественные объединения  относятся к юридическим лицам, на имущество которых их участники  не имеют имущественных прав, то в случае ликвидации такой организации  ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на цели, в интересах которых она  была создана и (или) на благотворительные  цели. В случае, если использование имущества в соответствии с учредительными документами организации не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 4 ст. 213 ГК, ст. 20 Закона РФ «О некоммерческих организациях»)31.

Правовой режим имущества  благотворительных организаций  определен Законом РФ •«О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях. Благотворительные организации, являясь:

неправительственными (негосударственными и немуниципальными), создаются в  формах общественных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных федеральным  законом.

Среди источников формирования имущества благотворительных организаций  следует отметить взносы учредителей, благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой  характер (благотворительные гранты), поступления из государственного и  местного бюджетов, доходы от разрешенной  законом предпринимательской деятельности. Имущественную базу такой организации  составляет имущество, необходимое  для материального обеспечения  благотворительной деятельности, которое  может находиться у благотворительной  организации как в собственности, так и на ином вещном праве. На каком именно праве находится имущество у благотворительной организации зависит оттого, в какой организационно-правовой форме она создана. Так, если она образована в форме учреждения, то имущество может находиться у нее и в оперативном управлении, и в самостоятельном распоряжении. Благотворительные организации вправе использовать имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, а также для благотворительной деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Законом «О благотворительной деятельности»32. При осуществлении благотворительными организациями предпринимательской деятельности не допускается их участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Кроме того, благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний (п. 4. 5 ст. 12 Закона РФ «О благотворительной деятельности»).

Имущественное положение  религиозной организации (религиозного общества, монастыря, братства, миссионерского общества) принципиальна не отличается от соответствующего статуса общественных организаций (объединений).

Согласно п. 4 ст. 213 ГК религиозные организации (объединения), признаваемые юридическими лицами, являются собственниками приобретенного ими имущества. Учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации. В качестве объектов права собственности таких организаций выступает имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в учредительных документах религиозной организации. Это могут быть: здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения и иное имущество.

Важным фактором формирования собственности религиозных организаций  в настоящее время является активное содействие государства путем передачи относящихся к государственной  и муниципальной собственности  культовых зданий, строений и иного  движимого и недвижимого имущества  религиозного назначения, в том числе  памятников истории и культуры. Религиозные  организации (объединения) могут использовать приобретенное ими имущество  лишь для достижения целей, предусмотренных  их уставом (п. 4 ст. 213 ГК). Они вправе создавать издательские, полиграфические, реставрационно-строительные и другие производственные организации; производить и распространять предметы культа, религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания33.

5. Право собственности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов). В соответствии с п. 1 и 2 ст. 121 ГК ассоциации и союзы являются некоммерческими организациями и могут создаваться как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Вопросы о субъектах, объектах, особенностях приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им решаются на основании положений п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 212, ст. 213 ГК, а также правовых норм Закона РФ «О некоммерческих организациях». Согласно названному законодательству ассоциации, союзы являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям. Участники таких объединений утрачивают право собственности на имущество, переданное ими в собственность объединению, и не приобретают в отношении имущества этого юридического лица иного имущественного права.

Имущество ассоциаций и союзов используется ими лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители объединения, однако, не вправе предусмотреть в  учредительных документах возможность  ведения предпринимательской деятельности. Если же по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской  деятельности, то она преобразуется  в хозяйственное общество или  товарищество, либо может учредить хозяйственное общество или войти  в состав участников такого общества (п. 1 ст. 121 ГК).

В случае ликвидации объединения  имущество используется на цели, в  интересах которых была создана  организация, и (или) на благотворительные  цели, либо обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона РФ «О некоммерческих организациях»).

2.3 Право государственной  и муниципальной собственности

Как экономическая категория  государственная собственность  является основной формой общенародного  присвоения. С учетом многоуровневого  характера государственной собственности  экономические отношения общенародной собственности могут выражать принадлежность материальных благ народу, объединенному  в рамках Российской Федерации либо в рамках субъектов Российской Федерации.

В сложной системе экономических  отношений общественной собственности  государственная собственность  представляет собой экономическую  категорию, тождественную общенародному  присвоению имущества, обособленного  от имущества других организаций  и граждан. Совпадение общенародного и государственного присвоения как экономических категорий должно иметь место в демократическом государстве и возможно, если государство выражает интересы всего народа и использует государственное имущество по целевому назначению, не допуская его трансформации в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных законом.

С этой точки зрения право  государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу соответствующих  территорий в лице Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным (общенародным) имуществом.

В субъективном смысле право  государственной собственности  состоит из принадлежащих государству, субъектам РФ правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и юридических лиц они должны использовать государственную собственность  по целевому назначению.

Находящееся в государственной  собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на ограниченных, но вполне самостоятельных  вещных правах хозяйственного ведения  или оперативного управления. Это  «распределенное» государственное  имущество составляет базу для участия  этих организаций в обороте в  качестве самостоятельных юридических  лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства — этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства) (ст. 56, п. 5 ст. 113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК).

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну  того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной именно «нераспределенное» государственное имущество, а не орган государства (казначейство). Это  имущество может быть объектом взыскания  кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте и названы бюджетные  средства, которые реально составляют объект такого взыскания. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства (публично-правового  образования) по долгам его казенных предприятий и учреждений при  недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами.

В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную (публичную) собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством.

Следует подчеркнуть, что  субъектами права государственной  собственности выступают именно соответствующие государственные  публично правовые образования в  целом, то есть Российская Федерация  и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти и управления п.3 ст. 214 ГК. Последние выступают в  имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника ст. 125 ГК.

Подобно праву собственности  юридических и физических лиц  право государственной собственности  в субъективном смысле включает в  себя три правомочия: владение, пользование  и распоряжение.

Право владения государства, субъектов РФ означает, что в их охраняемом законом обладании находятся  принадлежащие им материальные ценности независимо от того, ведают ли имуществом государственные органы или части  его переданы государственным предприятиям или учреждениям в хозяйственное  ведение или оперативное управление. Право владения связано с возможностью осуществлять учет общенародного имущества и его охрану. Предоставив право владения имуществом своим организациям (учреждениям и предприятиям), государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению. Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само государственное предприятие, а также казенное унитарное предприятие, государственное учреждение как определенный имущественный комплекс (ст. 132 ГК), являются объектом государственной собственности, а следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ.

Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом  РФ возможность целенаправленно  извлекать из общенародных имущественных  ценностей максимальную выгоду в  интересах всего народа, народа субъекта РФ в целях удовлетворения его  материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

В науке гражданского права  существовала точка зрения, в соответствии с которой право распоряжения государства состояло «в установлении им порядка владения и пользования  народным достоянием, распределении  имущества, определении наилучших  правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной  собственностью»34, т. е. по существу сводилось к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника н пределы их осуществления.

Нельзя не учитывать, что  государство, субъекты РФ как политические суверены не могут не оказывать воздействия  на установление границ содержания права  собственности. Однако с установлением  равенства всех форм собственности  и утратой государевом преимуществ перед другими участниками гражданских правоотношений положение изменилось. Признавая, что хотя государство, субъекты РФ распоряжаются своим имуществом в пределах, установленных ими же самими, однако их правомочия по распоряжению все же не беспредельны, а имеют свои, очерченные в законодательном порядке границы. Следует признать, что гражданско-правовое регулирование отношений по распоряжению государственной собственностью находится не на должном уровне: не учитывается принцип целевого использования государственного имущества, отсутствуют гарантии т превышения пределов предоставленных государству, субъектам РФ властных полномочий при осуществлении ими правомочий по распоряжению имуществом. Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу общенародного имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

Объекты права государственной  собственности

Круг объектов права государственной  собственности неограничен. В собственности  государства может находиться любое  имущество, в том числе н то, которое не входит в круг объектов права частной собственности. Таковым является имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном обладании общества и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд. Объекты исключительной государственной собственности функционирует в особом правовом режиме, установленном законодательством. Режим имущества, составляющего исключительную государственную собственность, связан с монополией государства на это имущество, ограничением его оборотоспособности и, как правило, с наложением законодательных запретов на обращение его в частную собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся в памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность (ст. 233 ГК).

Информация о работе Защита права собственности