Защита права собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта исследования выступает право собственности, которое означает юридически обеспеченную возможность для лица, присвоившего имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель ст. 209 ГК.
Предмет исследования — гражданско-правовая характеристика данного понятия. Теоретическую основу работы составляют действующее законодательство, труды высших учебных заведений, работы ученых в области гражданского права.

Содержание

Глава1
Право собственности. Общие положения.
Понятие права собственности
Содержание права собственности
Основания приобретения и прекращения права собственности
Глава2
Формы и виды права собственности ( по Российскому законодательству)
2.1 Право собственности граждан
2.2 Право собственности юридических лиц
2.3 Право государственной и муниципальной собственности
2.4 Право общей собственности
Глава3
Защита права собственности
3.1 Система гражданско-правовых способов защиты права собственности
3.2 Вещно-правовые способы защиты права собственности
3.3 Иные гражданско-правовые способы защиты права собственности
3.4 Защита прав владельца, не являющегося собственником

Работа содержит 1 файл

новая курсовая гражданка.docx

— 162.00 Кб (Скачать)

Переход к государству  по праву наследования вышеперечисленного имущества. Согласно российскому законодательству вымороченное имущество, у которого не оказалось наследников, переходит к государству как к наследнику.

Основания прекращения права  государственной собственности. Государственная  собственность осуществляется и  прекращается как в результате общегражданских  способов например, в результате осуществления сделок об отчуждении государственного имущества, так и в результате специальных способов прекращения права государственной собственности. Таким специальным способом прекращения права государственной собственности является приватизация.

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной  собственности государственной  или муниципальной в частную  собственность граждан и юридических  лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством  о приватизации.

Основными нормативными актами, регламентирующими приватизацию, являются Закон о приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РФ от 3.07.91г.43, Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.93г.44, Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июня 1994г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июня 1994г.45 и др.

«Режим управления муниципальной  собственностью зависит и от характера  самих объектов собственности. Так, средства местного бюджета в виде финансовых ресурсов, хранящихся на счетах муниципального образования в учреждениях  барка, имеют строго целевое назначение и распределяются в порядке, установленном  представительным органом местного самоуправления. Особым режимом управления и использования обладают принадлежащие  муниципальным образованиям акции  и другие ценные бумаги, удостоверяющие право требования на долю в уставных капиталах немуниципальных предприятий. Указанные ценные бумаги позволяют  муниципальным органам управлять  не принадлежащим им на праве собственности  имуществом муниципальных предприятий  и получать за владение ими дивиденды  и другие отчисления от прибыли этих предприятий»46.

Понятие муниципальной собственности  давно известно отечественному гражданскому праву. Оно было введено еще в Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. За последнее время это понятие было развито и закреплено в Законе «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990г47., Законе «О местном самоуправлении в РФ»48, Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.49, в новой Конституции Российской Федерации 1993 г. и в новом Гражданском кодексе 1994 г.

Законодательное определение  места и значения муниципальной  собственности среди других форм собственности менялось. Так, в Гражданском  кодексе 1922 г. муниципальная собственность рассматривалась как разновидность государственной собственности и не имела самостоятельного значения. В Законе о собственности муниципальная собственность представлялась как соединение собственности административно-территориальных образований низшего уровня (городов, районов, поселков и т.д.) и собственности органов территориального общественного самоуправления, например, советов микрорайонов или других общественных образований, признанных юридическими лицами, в результате чего был сделан вывод о том, что муниципальная собственность в Законе представлена как переходная форма от государственной собственности к собственности отдельных юридических лиц50.

В Конституции РФ 1993 г. и Гражданском кодексе РФ 1994 г. муниципальная собственность наряду с государственной отнесена к публичной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями, и выступает как самостоятельная форма собственности. Законодательное закрепление муниципальной собственности наряду с государственной в качестве самостоятельной формы собственности имеет целью приблизить к реальному обладанию материальными благами тех, кому они по праву принадлежат, — народа. Преимущество муниципальной собственности перед государственной заключается в том, что многие вопросы относительно владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью могут решаться не только представительными органами, но и населением непосредственно в соответствии с его волей и в его интересах.

К субъектам муниципальной  собственности согласно п. 1 ст. 215 ГК относятся городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Местное самоуправление заключает в себе право и действительную способность самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.

Управление такой собственностью должно находиться в ведении представительных (выборных) органов. Однако не исключается  участие в управлении муниципальной  собственностью иных органов местного самоуправления, структура которых  определяется населением самостоятельно (п. 1 ст. 131 Конституции РФ). Важным является соблюдение принципа, в силу которого распределение полномочий по управлению муниципальной собственностью между органами местного самоуправления должно способствовать эффективному использованию муниципальной собственности в соответствии с волей и интересами населения, по целевому назначению.

Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования — собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся при этом собственниками вверенного им имущества (ст. 125, 215 ГК). Совершенно очевидно, что действующие в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены ч. 3 п. 2, п. 3 ст. 48 ГК.

Кроме того, осуществлять права  собственника и выступать в имущественном  обороте муниципальные образования  могут также через юридических  лиц — муниципальные предприятия и учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) или оперативного управления (ст. 296 ГК).

В состав объектов муниципальной  собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли  и другие природные ресурсы, которые  находятся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки, другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые  помещения, другие объекты.

Муниципальное имущество, подобно  государственному, делится на две части. Одну его часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую часть составляет муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Общим для объектов государственной  и муниципальной собственности  является также наличие среди  них объектов, составляющих соответственно исключительную государственную и  муниципальную собственность. Закон  определяет виды имущества, находящегося только в муниципальной собственности, т. е. изъятого из оборота (например, муниципальные  учреждения образования, культуры, спорта).

Специфика муниципальной  собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой  характер, т. е. предназначены для  решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и  иных потребностей населения соответствующих  территорий.

Основания возникновения  муниципальной собственности, источники  ее формирования различны. Их можно  условно разделить на две группы: общегражданские способы и способы, на основании которых может возникнуть только муниципальная собственность, т. е. специальные способы возникновения  муниципальной собственности.

Надо заметить, что, являясь  специальными способами возникновения  по отношению к частной собственности, некоторые способы возникновения  муниципальной собственности будут  общими по отношению к государственной  собственности, например: поступления  от приватизации имущества; местные  налоги и штрафы; плата, в том числе  в натуральной форме, от пользователей  природными ресурсами, которые добываются на территории данного образования; передача объектов государственной  собственности в муниципальную  собственность (возможна передача объектов из собственности Российской Федерации  или из собственности субъекта РФ) н другие способы.

Специальными основаниями  возникновения, присущими только муниципальной  собственности, являются: отчисления от федеральных налогов и налогов  субъектов Российской Федерации; финансовые средства, переданные органами государственной  власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных  полномочий.

Специальные способы, носящие  характер частного случая, названы  в Гражданском кодексе РФ. К  ним, в частности, относится. поступление в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК). В муниципальную собственность может перейти недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд (ст. 239 ГК); в том числе в связи с изъятием земельного участка. Изъятию недвижимости у собственника должно предшествовать принятие недвижимых вещей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, па территории которого они находятся, и (или) решение суда.

Общими для всех форм собственности, в том числе и для муниципальной, являются такие основания, как прибыль  муниципальных предприятий, учреждений и организаций, имущество, полученное по сделкам, в том числе поступления  от сдачи муниципального имущества  в аренду, и многие другие способы.

Муниципальное имущество  подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.

Осуществляя права собственника в отношении имущества, входящего  в состав муниципальной собственности, органы местного самоуправления имеют  право передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим н юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом  создавать предприятия, учреждения для осуществления хозяйственной  и иной деятельности. Наделенные властными  полномочиями, органы местного самоуправления определяют цели, условия, порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной  собственности. Что касается предприятий, учреждений, организаций, не находящихся  в муниципальной собственности  действующих на территории муниципалитета в качестве частных юридических  лиц, то их взаимоотношения с органами местного самоуправления строятся на основе договора. Органы местного самоуправления вправе координировать их участие в  комплексном социально-экономическом  развитии территории муниципального образования, но не вправе устанавливать ограничения  их хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных  бюджетов по результатам отчетного  года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, что  подтверждает положение о том, что  Муниципальная собственность наряду с государственной является самостоятельной  формой собственности.

Допускается приватизация муниципального недвижимого имущества. Порядок  и условия приватизации муниципальной  собственности определяются населением непосредственно или представительными  органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной  собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

2.4 Право общей собственности

Общая собственность представляет собой принадлежность одного и того же имущества одновременно нескольким лицам (сособственникам). При этом они  же являются и субъектами права собственности  на данное имущество. Таким образом, участники отношений общей собственности  сообща являются собственниками одного и того же имущества.

Здесь не происходит «объединения имущества собственниками», не возникает  ни «коллективной», ни «смешанной»  собственности, о чем неудачно говорилось в прежнем законодательстве (ст. 3 Закона о собственности). В такой ситуации не создается никакого нового субъекта права («коллектива»), не происходит ни объединения, ни «смешения» имущества, не появляется никакой новой «формы собственности», а возникает лишь множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество.

Информация о работе Защита права собственности