Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей, определить его полноту, эффективность, а также обозначить проблемы, возникающие при осуществлении своих прав потребителями.

Содержание

Введение
1. Общие права потребителей

1. Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)
2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг):
3. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
4. Права потребителя при продаже ему товара с недостатками
5. Право потребителя на получение информации

2. Обязанности продавца.
1. Ответственность продавца
2. Органы, занимающиеся защитой прав потребителя.

Глоссарий
Практическая часть
3. Претензионный порядок рассмотрения ситуации в торговле.
Заявление потребителя
1. Заявление на экспертизу
2. Заключение эксперта
3. Иск в суд
4. Решение суда
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Защита прав потребителя.docx

— 61.78 Кб (Скачать)

Однако  никакая, даже самая совершенная  система сертификации не способна предотвратить  поступление в реализацию товаров, которые причиняют, либо могут причинить  вред жизни и здоровью потребителей. Поэтому Законом установлена  обязанность изготовителя (исполнителя) приостановить производство товаров (работ, услуг), если установлено, что  при соблюдении потребителями правил эксплуатации и хранения эти товары причиняют или могут причинить  вред потребителям. Если установить причины  причинения вреда не представляется возможным, либо в случаях, когда  устранить эти причины невозможно, изготовитель обязан снять товары с  производства. Одновременно изготовитель и продавец товара обязаны принять  меры к отзыву опасного товара. Если изготовитель в добровольном порядке  отказывается исполнять требования Закона по снятию товара с производства, то изъятие товара из оборота и  отзыв его от потребителей производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложен государственный  контроль за соблюдением прав потребителей (в настоящее время это ГКАП РФ и Госстандарт РФ).

Отзыв товаров от потребителей осуществляется за счет изготовителей. Это означает, что убытки, причиненные отзывом  товара, изготовитель должен возместить как потребителям, так и продавцам  в полном объеме.

 С  правом потребителей на безопасность  товаров (работ, услуг) связано  право потребителей на возмещение  вреда. Это право также закреплено в Законе. Как уже упоминалось, ответственность изготовителя (исполнителя) за произведенный товар (работу, услугу) ограничивается сроком службы или сроком годности товара (работы, услуги), а если эти сроки не установлены, то изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товаров (услуг) в течение десяти лет с момента передачи потребителю. Если же в нарушение требований законодательства изготовитель (исполнитель) не установил срок службы на товар, на который установление такого срока обязательно, он будет нести ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей независимо от времени его причинения. 

В нашей  жизни нередко возникают ситуации, когда товар (работа или услуга) причиняют вред лицам, никак не связанным с производителем этого товара. Например, при возгорании телевизора зачастую ущерб причиняется не только имуществу владельца телевизора, но и имуществу других лиц. Данная ситуация предусмотрена Законом, в силу которого требовать возмещения вреда может любой потерпевший, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с причинителем вреда.

В соответствии с требованиями рассматриваемого Закона вред, причиненный жизни, здоровью или  имуществу потребителей, возмещается  в полном объеме. Правила возмещения вреда жизни и здоровью гражданина установлены действующим гражданским законодательством.

При причинении вреда здоровью потребителя возмещению подлежит утраченный заработок или  его часть, размер которого рассчитывается по правилам, установленным ГК РФ; расходы  на лечение, дополнительное питание, санаторно-курортное  лечение, протезирование, а также  другие расходы, вызванные повреждением здоровья.

Если  повреждено либо уничтожено имущество  потребителя, то ему должна быть предоставлена  вещь того же рода и качества или  восстановлено поврежденное имущество. В случае, когда этого сделать  нельзя, потребителю должны быть возмещены  убытки. Под убытками понимается стоимость  утраченного имущества, расходы, которые  произвел или должен будет произвести потребитель в связи с утратой  имущества (реальный ущерб), а также  неполученные доходы, которые получил  бы пострадавший потребитель, если бы его право на безопасность товара (работы) не было нарушено (упущенная  выгода). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ОБМЕН  ТОВАРА НАДЛЕЖАЩЕГО  КАЧЕСТВА
 

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в случае, если он не подошел по форме, габаритам, размеру, расцветке, фасону, либо по иным причинам не может быть использован  потребителем по назначению. Перечень товаров, на которые такое требование не распространяется, утверждается Правительством РФ.

Обратиться  с требованием о замене товара потребитель может не позднее 14-дневного срока с момента покупки. При  этом потребитель обязан указать  причины, по которым он желает заменить товар, а также то, какими качествами должен обладать товар, требуемый взамен. Продавец должен обменять товар, если он не был в употреблении, сохранены  его оригинальная упаковка, товарный (кассовый) чек, фабричные ярлыки и т.д.  Если в день обращения товара, необходимого для замены, в магазине нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор либо ждать поступления в магазин аналогичного товара, о чем продавец обязан его известить.

Надо  отметить, что, возлагая на продавца обязанность  заменить товар надлежащего качества, Закон не решает вопрос о распределении  убытков, возникающих при обмене.  Необходимость в замене качественного товара, как правило, связана с невнимательностью потребителя при покупке. Вина продавца в данной ситуации отсутствует. Поэтому продавец вправе потребовать оплаты издержек, возникших у магазина в связи с обменом качественного товара. Если же потребитель отказывается оплатить эти издержки, то продавец может отказать в обмене товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ  ПРОДАЖЕ ЕМУ ТОВАРА С НЕДОСТАТКАМИ
 

Недостаток— это «несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым  требованиям к качеству товара». Несоответствие товара стандарту может  быть установлено независимой товарной экспертизой. Несоответствие товара условиям договора также можно установить с помощью экспертов, а если несоответствие очевидно, в проведении экспертизы нет необходимости. Трудности могут  возникнуть только в части установления условий заключенного договора. Ситуация, когда условия договора купли-продажи  оговариваются устно, очень распространена. В этом случае потребитель не лишен  возможности доказывать с помощью  свидетельских показаний, какие  именно условия договора были установлены  при его заключении, на это прямо  указывает ст. 493 ГК РФ.

Под существенным недостатком товара (работы, услуги) Закон понимает такой недостаток, который:

  • делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением;
  • не может быть устранен;
  • проявляется вновь после устранения;
  • требует больших затрат для устранения;
  • в значительной степени лишает потребителя того, на что он вправе был рассчитывать при заключении договора.

Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, качество товара следует считать  ненадлежащим, а товар— имеющим существенный недостаток. Невозможность или недопустимость использования товара, в соответствии с его целевым назначением устанавливается товарной экспертизой, хотя в отдельных ситуациях проведение экспертизы не требуется.

Факт  невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием.  

Для подтверждения  факта проявления недостатка вновь  после его устранения достаточно справки или квитанции об устранении этого недостатка ранее, а также  подтверждения возникновения недостатка вновь.  Если приобретенный потребителем товар в значительной степени не соответствует стандарту, либо условиям договора, либо предоставленной о нем информации, то этот товар имеет существенный недостаток.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего  качества, если это не было оговорено  продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков товара;

Это требование потребитель вправе предъявить продавцу, изготовителю либо организациям, выполняющим  их функции на основании договора.

  • возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

Данное  требование может быть оправдано  в случаях, когда потребитель  вынужден либо сам в срочном порядке  устранить недостатки, либо обратиться к третьему лицу.

  • соразмерного уменьшения покупной цены;

Это требование потребитель вправе предъявить продавцу или организации, выполняющей его  функции на основании договора. Изготовителю предъявить такое требование потребитель  не может.

  • замены на товар аналогичной модели (марки, артикула);

Потребитель вправе предъявить требование о замене товара на аналогичный. Это не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара на точно такой  же. Товар, предоставляемый для замены, может быть другого цвета и  даже другой марки или модели. Самое  главное, товар должен иметь те же потребительские свойства, что и  товар, требующий замены. Если это— бытовая техника, то она должна быть того же класса, поколения; если это  пальто, то оно должно быть такого же размера, что и пальто, приобретенное  потребителем; пальто должно быть изготовлено  из подобного материала.

Законодатель  подразумевает, что цены заменяемого  товара, и товара, на который производится замена, одинаковы, и никакого перерасчета  не производится.

  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

Это требование предполагает замену товара на аналогичный, но другой модели, марки, артикула. Потребительские  свойства этих товаров могут быть различны, также могут различаться  и их цены. Поэтому при такой  замене производится соответствующий перерасчет стоимости товаров.

  • расторжения договора купли-продажи.

При расторжении  договора купли-продажи потребитель  обязан возвратить товар с недостатками и вправе требовать возмещения убытков. Требование о возврате товара потребитель  вправе предъявить как продавцу (организации, выполняющей его функции на основании  договора), так и изготовителю (организации, выполняющей его функции на основании договора). Но если потребитель обращается к продавцу (организации, выполняющей его функции), то он вправе при расторжении договора требовать возмещения всех возникших в связи с покупкой товара убытков, а если требование предъявляется изготовителю (организации, выполняющей его функции), потребитель вправе настаивать только на возврате стоимости товара. Так, в случае расторжения договора купли-продажи крупногабаритного товара, потребитель вправе, наряду с другими убытками, требовать от продавца возмещения транспортных расходов. При возврате товара изготовителю последний не обязан возмещать расходы за доставку товара.

В отношении  технически сложных товаров потребитель  вправе предъявить не все перечисленные  требования, а лишь требования о  безвозмездном устранении недостатков  или возмещения расходов на устранение недостатков, а также о соразмерном  уменьшении покупной цены. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации. Поскольку на сегодняшний день этого перечня не существует, потребитель вправе считать, что к купленному им технически сложному товару это исключение не относится и он вправе предъявлять любое из требований при обнаружении в товаре любого недостатка. В отношении товаров, закупленных продавцом по договору комиссии для последующей реализации потребителям, требования потребителя об устранении недостатков товара или возмещении расходов на исправление недостатков и о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) удовлетворяются только с согласия продавца.  

Настаивать  на удовлетворении этих требований потребитель  не вправе; он может предъявить продавцу иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой  же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли-продажи.

По товарам, на которые установлены сроки  годности, потребитель вправе предъявлять  по своему выбору два требования: о  замене товара или о возврате уплаченной за него суммы. Эти требования потребитель вправе предъявить только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности. Например, купленные консервы, срок хранения которых шесть месяцев, хранились в течение трех месяцев. Открыв их, потребитель обнаружил, что консервы испортились. Так как срок годности еще не прошел, потребитель может предъявить претензии.                В соответствии со ст. 23, Закона за каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара с недостатками, о возмещении убытков в связи с расторжением договора купли-продажи (возвратом товара изготовителю), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), на основании договора с ним обязаны уплатить потребителю неустойку в размере 1% цены товара.

Цена  товара определяется, исходя из его  цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя  должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей  функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения  судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Защита прав потребителей