Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей, определить его полноту, эффективность, а также обозначить проблемы, возникающие при осуществлении своих прав потребителями.

Содержание

Введение
1. Общие права потребителей

1. Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)
2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг):
3. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
4. Права потребителя при продаже ему товара с недостатками
5. Право потребителя на получение информации

2. Обязанности продавца.
1. Ответственность продавца
2. Органы, занимающиеся защитой прав потребителя.

Глоссарий
Практическая часть
3. Претензионный порядок рассмотрения ситуации в торговле.
Заявление потребителя
1. Заявление на экспертизу
2. Заключение эксперта
3. Иск в суд
4. Решение суда
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Защита прав потребителя.docx

— 61.78 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГОУ  СПО «Костромской торгово-экономический колледж» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине:

«Организация  коммерческой деятельности»

  на тему: «Защита прав потребителя» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы 3-5

Кочина  Елена 

Проверил  преподаватель:

Нестерова Т. В. 
 
 

Кострома 2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ: 

    Введение

  1. Общие права потребителей
 
    1. Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)
    2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг):
    3. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
    4. Права потребителя при продаже ему товара с недостатками
    5. Право потребителя на получение информации
 
  1.  Обязанности  продавца.
    1. Ответственность продавца
    2. Органы, занимающиеся защитой прав потребителя.
 

Глоссарий 

Практическая  часть

  1. Претензионный порядок  рассмотрения ситуации в торговле.

    Заявление потребителя

      1. Заявление на экспертизу
      2. Заключение эксперта
      3. Иск в суд
      4. Решение суда

Заключение 

Литература 
 
 
 
 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ

Одним из первых рыночных законов, принятых в Российской Федерации, стал Закон  «О защите прав потребителей», вступивший в силу в 1992 году. Закон РФ «О защите прав потребителей» стал основополагающим законодательным актом в области  защиты прав потребителей. 

Практически каждый гражданин в течение своей  жизни выступает в роли потребителя, участника отношений, складывающихся на потребительском рынке. При этом права потребителей зачастую нарушаются. В результате им причиняется существенный материальный и моральный вред. Правовое регулирование потребительских  отношений осуществляется при помощи законодательства о защите права  потребителей. Его необходимо знать  каждому гражданину, так как он дает возможность:

  1. приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров;
  2. грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем;
  3. защитить свои нарушенные права.

Цель  данной работы состоит в том, чтобы  изучить законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой  прав потребителей, определить его  полноту, эффективность, а также  обозначить проблемы, возникающие при  осуществлении своих прав потребителями.

АКТУАЛЬНОСТЬ

 Во-первых, на сегодня Закон РФ “О защите  прав потребителей” остается, по  мнению юристов наиболее нарушаемым  из всех действующих законов.  Во-вторых, наибольшее количество  жалоб, поступающих в органы  местного самоуправления, приходится  на торговлю – 67%. Основными  нарушениями в сфере торговли  является:

  • продажа товаров ненадлежащего качества,
  • отсутствие необходимой информации о товаре;
  • продажа биологически активных добавок и непродовольственных товаров по телевизионной рекламе;

С каждым годом число обращений в органы защиты прав потребителей возрастает.  
 
 
 
 
 

  1. ОБЩИЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ  НА КАЧЕСТВО ТОВАРОВ  (РАБОТ, УСЛУГ)

Получение товаров (работ, услуг) надлежащего  качества является одним из важнейших  прав потребителя, предусмотренных  действующим законодательством. В соответствии с текстом Закона «О защите прав потребителей», который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Это означает, что если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора. Если стороны специально не оговаривали условия о качестве, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению. Если же потребитель при заключении договора поставил продавца (исполнителя) в известность о конкретных целях приобретения товара (услуги), то невозможность использования товара (услуги, работы) для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком товара. Однако требования к качеству товара не исчерпываются теми, которые установлены в договоре по соглашению сторон. Обязательные требования к качеству некоторых товаров могут устанавливаться в стандартах. Если предметом договора является товар (работа, услуга), качество которого должно соответствовать обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар (услуга, работа) должен соответствовать этим требованиям.

Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю  качественного товара, но и устанавливает  гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а  также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства  перед потребителем в этой сфере. Закон вводит понятие «срок службы», определяя его как период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за возникшие в товаре существенные недостатки, возникшие по его вине. Этот срок может определяться как временным периодом, так и другими единицами измерения (километрами, метрами и т.д.), применяемыми в зависимости от специфики данного вида товара. Продолжительность срока службы определяется изготовителем, исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки, поэтому могут встречаться товары одного вида с разными сроками годности, произведенные разными изготовителями. Однако установление срока службы является правом, а не обязанностью изготовителя. Однако если изготовитель не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то в соответствии с установленными Законом требованиями он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю. Исходя из интересов безопасности граждан, Закон устанавливает правило: если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ) становится обязательным требованием для изготовителя.

Законом введено понятие «срок годности». Так, на товары (результаты работ), использование  которых по истечении определенного  срока представляет опасность для  жизни и здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить  вред имуществу потребителей, устанавливается  срок службы (годности).  Цель установления этих сроков состоит в том, что  использование соответствующих  товаров по прямому назначению за их пределами недопустимо или  даже невозможно ввиду достижения предельного  технического состояния или приобретения каких-либо вредных качеств, в результате их использование становится опасным. Сроки службы устанавливают обычно для машин, приборов и других товаров длительного пользования, а срок годности— для пищевых продуктов, лекарств и т. п. В течение этого срока изготовитель (исполнитель) несет определенные обязанности, направленные на обеспечение возможности использования продукции, и ответственность за их неисполнение или не надлежащее исполнение. Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. Своеобразной разновидностью срока годности является срок реализации, который устанавливается для ряда скоропортящихся товаров (молочные, кондитерские изделия и т. д.). Предельный срок реализации указывается на упаковке, таре, в накладной. Товары с истекшим сроком реализации считаются утратившими свои потребительские свойства и не могут быть реализованы потребителю. Закон не устанавливает, кем определяется срок годности.  

Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя) кроме сроков службы или  сроков годности устанавливать на товар  гарантийный срок. Гарантийный срок—   это период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в отдельных случаях и заменить товар на новый.  Гарантийные сроки исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.   При продаже товаров по образцам, по почте, а также в других случаях, когда момент заключения договора купли-продажи не совпадает с передачей товара потребителю, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товары нуждаются в специальной установке (подключении или сборке)— со дня их производства. Гарантийные сроки на результаты работ, услуг должны исчисляться со дня принятия работы (услуги) потребителем, а в случае несвоевременного ее принятия по вине потребителя—   со  дня установленного договором срока исполнения услуги. Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Эта гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, установленного изготовителем. Продавец имеет право установить дополнительную оплату за право пользоваться гарантией и предоставить потребителю возможность приобрести товар с дополнительной гарантией или без нее. Как правило, товары приобретаются для длительного пользования, и потребителю небезразлично, кто и как будет обслуживать товар после окончания гарантийного срока. Охраняя интересы граждан, Закон возлагает на изготовителя определенные обязанности по обеспечению послегарантийного обслуживания товара.

В соответствии с требованиями Закона изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое  обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные  организации запасных частей в необходимых  для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте в течение  срока производства товара и после  снятия его с производства в течение  установленного изготовителем срока  службы или в течение десяти лет  с момента снятия товара с производства, если срок службы не установлен.

Если  предприятие-изготовитель товара этих обязанностей не выполняет и потребитель  сталкивается с невозможностью отремонтировать  товар, у него возникают дополнительные права, например, право на устранение недостатков за счет изготовителя, а в некоторых ситуациях— и  на замену товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ):

Применение  в повседневной жизни различных  механизмов, которые могут выйти  из-под контроля человека, не позволяет  полностью исключить причинение вреда. Чтобы минимизировать возможность  возникновения вреда при реализации товаров (работ, услуг), Закон придает  большое значение реализации права  потребителей на безопасность. Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя. Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей. Условно эти мероприятия можно подразделить на две группы:

* мероприятия, направленные на недопущение поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред;

* мероприятия по предотвращению нанесения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.

Проводя мероприятия первой группы, государство  устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать  товары (работы, услуги), реализуемые  потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному  соблюдению. Контроль за соблюдением  этих требований возлагается на государственные  органы, прежде всего на федеральные  органы по стандартизации, метрологии, органы санитарно-эпидемиологического  надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров является государственная  система сертификации. Сертификация - это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям  стандартов.

Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата  несет продавец.

Еще одной  гарантией обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества  потребителя, используемых им товаров (работ, услуг) является и предусмотренная  Законом обязанность изготовителя в необходимых случаях разработать  и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой  или иным способом специальные правила  использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Продавец же обязан довести эти правила  до сведения потребителя.

Информация о работе Защита прав потребителей