Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:50, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что купля-продажа – один из важнейших институтов гражданского права. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре тысячи лет. В процессе многовекового развития правовых систем происходил своеобразный естественный отбор норм о купле-продаже. Случайные, неудачные положения со временем отсеиваются, уступая место более обоснованным и качественным, повышая уровень юридической техники. Правовые нормы, первоначально регулировавшие только куплю-продажу, постепенно приобрели характер общих, исходных положений для других гражданско-правовых сделок.
ВВЕДЕНИЕ - 3
ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи - 5
1.1. Понятие договора розничной купли продажи - 5
1.2. Сфера применения договора розничной купли-продажи - 5
1.3. Порядок заключения договора. Форма договора - 9
1.4. Права и обязанности сторон. Исполнение договора - 17
ГЛАВА 2. Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей - 23
2.1. Последствия нарушения договора со стороны продавца - 23
2.2. Защита прав покупателя-гражданина - 27
Заключение - 30
Библиографический список Нормативные акты - 32
В соответствии со ст.25 "Закона о защите прав потребителей" покупатель может в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.
Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.
Право покупателя на обмен или возврат
приобретенных товаров не может
быть реализовано лишь в отношении
некоторых видов товаров, перечень
которых утвержден
Основной обязанностью покупателя по договору розничной купли-продажи является оплата приобретенного товара. Особенностью этого договора по сравнению с общими положениями о купле-продаже выступает особый подход к формулированию последствий неисполнения покупателем своей обязанности по оплате товара по договорам розничной купли-продажи товаров с условием о предварительной оплате товаров, а также с условием о продаже товаров в кредит.
В первом случае неоплата покупателем товара расценивается как его отказ от исполнения договора без применения последствий в виде возмещения убытков в связи с неисполнением договора.
Во втором случае неоплата покупателем товаров, проданных ему в кредит, не влечет его обязанность уплатить продавцу проценты, предусмотренные ст.395 ГК.
ГЛАВА 2. Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей
2.1. Последствия нарушения договора со стороны продавца
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом своих обязательств по договору розничной купли-продажи он несет все неблагоприятные последствия, предусмотренные общими положениями о договоре купле-продаже. Применительно к розничной купле-продаже специальные правила о последствиях нарушения договора предусмотрены лишь на случай передачи покупателю товара ненадлежащего качества, а также касательно соотношения ответственности продавца и исполнения им своих обязательств в натуре.
С помощью специальных правил, исключающих применение ст.475 ГК, регулируются права покупателя по договору розничной купли-продажи в случае продажи ему товара ненадлежащего качества (ст.503).
Под товаром ненадлежащего качества понимается вещь, которая имеет недостатки. Недостаток - это несоответствие проданного товара требованиям к его качеству, предусмотренным договором, или иным требованиям, установленным ст.469 ГК.
Недостатки в зависимости от
их характера подразделяются на явные
и скрытые. Явные недостатки могут
быть обнаружены при осмотре товара
или же специальными методами, например
путем подключения к
Скрытые недостатки проявляются лишь в процессе использования или хранения товара.
Продавец обязан предупредить покупателя как о явных недостатках, так и о скрытых, если они ему известны. В некоторых случаях такая оговорка может вытекать из характера продажи (продажа товаров, бывших в употреблении, в специальных магазинах или отделах, продажа уцененных товаров, лоскутов ткани и т.д.).
Правовые последствия, предусмотренные ст.503 ГК, наступают, если покупатель обнаружил в приобретенном товаре недостатки, о которых не был предупрежден продавцом. В случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель вправе по своему выбору предъявить одно из предусмотренных п.1 ст.503 требований, а именно - соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатка товара; возмещения расходов на устранения недостатка товара.
Покупатель вправе требовать замены товара с недостатками на такой же товар надлежащего качества либо на аналогичный, но иной марки, модели, формы, расцветки и т.п. При разнице в ценах на подлежащий замене товар и аналогичный производится перерасчет в соответствии со ст.504.
Из общего правила о замене недоброкачественного
товара ГК предусматривает два
В соответствии с п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей перечень технически сложных товаров, подлежащих замене при наличии существенных недостатков, определяется Правительством РФ.[18] В перечень, включены автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, автоматические стиральные машины, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, сельскохозяйственные тракторы, мотоблоки и мотокультиваторы. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширению продавцом. Вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается судом с учетом обстоятельств каждого конкретного дела.
Второе исключение относится к товарам, которые по своему характеру или существу обязательства не подлежат замене.
ГК не определяет сроков замены товара продавцом. Поэтому организации или индивидуальные предприниматели должны руководствоваться правилами ст.314 ГК, а гражданин-потребитель - сроками, установленными ст.2 Закона о защите прав потребителей. По общему правилу ст.2 замена товара производится в семидневный срок со дня предъявления требования. Закон устанавливает несколько исключений из этого правила.
Во-первых, когда для установления причин выхода товара из строя требуется дополнительная проверка, он должен быть заменен в течение 20 дней с момента предъявления требования.
Во-вторых, когда у продавца отсутствует товар, необходимый для замены, она производится в месячный срок со дня предъявления требования. В этом случае продавец обязан безвозмездно предоставить покупателю - на период замены - аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет.
В-третьих, когда покупатель или продавец находится в районах Крайнего Севера и других районах досрочного завоза товаров и у продавца отсутствует товар, необходимый для замены, она производится в срок очередной доставки соответствующего товара в эти районы.
В соответствии со ст.504 ГК - требование о соразмерном уменьшении покупной цены предъявляется, если товар, несмотря на недостатки, пригоден к использованию, но в цене, объявленной продавцом при заключении договора, не было учтено снижение качества. Если предъявлено требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара, их устранение производится путем ремонта, замены вышедших из строя частей, деталей агрегатов и т.д. В таких случаях покупатель не должен оплачивать ремонт, замену частей, деталей, агрегатов и т.д., а также их стоимость. При этом необходимо иметь в виду, что данное требование может быть заявлено лишь в том случае, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
Требование возместить расходы на устранение недостатков предъявляется, когда покупатель устраняет их сам (например, покупает новую деталь и заменяет ею неисправную) либо поручает устранение третьему лицу. Размер возмещаемых расходов должен соизмеряться с необходимой для устранения недостатков работой и ценой товара. Расходы, превышающие цену товара, возмещаться не должны.
Покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При возврате денег продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств, т.е. покупателю должна быть возвращена стоимость такого же (нового) товара с перерасчетом в соответствии со ст.504 ГК.
По требованию продавца покупатель должен возвратить ему недоброкачественный товар. Его доставка производится за счет продавца. Для товаров, свойства которых не позволяют устранить недостатки (продукты питания, лекарства, изделия бытовой химии и т.п.), п.2 ст.503 ГК предусматривает специальные правила. Покупатель по своему выбору может потребовать их замены на доброкачественный товар либо соразмерного уменьшения цены, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы.
Ст.22 Закона о защите прав потребителей
устанавливает десятидневный
Ст.23 Закона о защите прав потребителей
предусматривает взыскание с
продавца, нарушившего сроки
Если в результате удовлетворения требований покупателя покрыты не все причиненные ему убытки, то он вправе на основании ст.393 ГК требовать их возмещения продавцом в полном объеме. В исключение из общего правила о зачетном характере неустойки (ст.394 ГК) ст.13 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что убытки, причиненные гражданину-потребителю вследствие продажи товара с недостатками, возмещаются в полной сумме сверх неустойки.
Неудовлетворение продавцом
Организации и индивидуальные предприниматели вправе предъявить требования по поводу недостатков товаров, если они обнаружены в сроки, установленные пп.2,4,5 ст.477 (гарантийный срок и срок годности). В связи с тем, что согласно п.1 ст.477 иные сроки, чем те, которые предусмотрены ст.477, могут устанавливаться законом, к отношениям с участием гражданина-потребителя должны применяться сроки, указанные в Законе о защите прав потребителей.[18] Ст. 19 Закона предусматривает, что потребитель может предъявить требования по поводу недостатков в товаре, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, а если они не установлены, - в течение шести месяцев со дня передачи товара покупателю, а в отношении недвижимости - в течение двух лет.
В соответствии со ст.483 ГК РФ покупатель должен уведомить продавца о ненадлежащем качестве проданного товара в срок, установленным законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, то в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно быть обнаружено исходя из характера и назначения товара. В противном случае ему может быть отказано в удовлетворении требования о замене товара или устранении его недостатков.
2.2. Защита прав покупателя-
Информация о работе Защита прав потребителей в договоре розничной купли – продажи