Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:50, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что купля-продажа – один из важнейших институтов гражданского права. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре тысячи лет. В процессе многовекового развития правовых систем происходил своеобразный естественный отбор норм о купле-продаже. Случайные, неудачные положения со временем отсеиваются, уступая место более обоснованным и качественным, повышая уровень юридической техники. Правовые нормы, первоначально регулировавшие только куплю-продажу, постепенно приобрели характер общих, исходных положений для других гражданско-правовых сделок.
ВВЕДЕНИЕ - 3
ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи - 5
1.1. Понятие договора розничной купли продажи - 5
1.2. Сфера применения договора розничной купли-продажи - 5
1.3. Порядок заключения договора. Форма договора - 9
1.4. Права и обязанности сторон. Исполнение договора - 17
ГЛАВА 2. Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей - 23
2.1. Последствия нарушения договора со стороны продавца - 23
2.2. Защита прав покупателя-гражданина - 27
Заключение - 30
Библиографический список Нормативные акты - 32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный
Институт Социологии и права
Курсовая работа
по дисциплине: Гражданское право
Тема: Защита прав потребителей в договоре розничной
купли – продажи.
Выполнил: |
студент группа Вт -412 Ю Поливода В.В. |
Проверил: |
преподаватель Южакова О.В. |
Екатеринбург, 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ - 3
ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи - 5
1.1. Понятие договора розничной купли продажи - 5
1.2. Сфера применения договора розничной купли-продажи - 5
1.3. Порядок заключения договора. Форма договора - 9
1.4. Права и обязанности сторон. Исполнение договора - 17
ГЛАВА 2. Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей - 23
2.1. Последствия нарушения
2.2. Защита прав покупателя-граждан
Заключение - 30
Библиографический список Нормативные акты - 32
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы – договор
розничной купли-продажи и
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что купля-продажа – один из важнейших институтов гражданского права. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре тысячи лет. В процессе многовекового развития правовых систем происходил своеобразный естественный отбор норм о купле-продаже. Случайные, неудачные положения со временем отсеиваются, уступая место более обоснованным и качественным, повышая уровень юридической техники. Правовые нормы, первоначально регулировавшие только куплю-продажу, постепенно приобрели характер общих, исходных положений для других гражданско-правовых сделок. Благодаря этому институт купли-продажи оказал огромное влияние на формирование договорного права всех правовых систем: в историческом аспекте из него выросла практически вся общая часть обязательственного права. В свою очередь, общие положения договорного права почти целиком распространили свое действие на отношения по купле-продаже.
На сегодня, договор розничной купли-продажи – это один из основных видов гражданско-правовых обязательств, применяемых в имущественном обороте. Перемещение материальных благ в товарной форме, составляющее основу любого обязательства, в договоре купли-продажи выступает в наиболее чистом виде, является его непосредственным содержанием.
Особое значение этого института в современном праве обусловлено большой гибкостью, широтой сферы его применения, ведь по существу купля-продажа – наиболее универсальная форма товарно-денежного обмена.
Гражданский кодекс Российской Федерации учитывает тенденцию расширения сферы действия института купли-продажи, который уже в настоящее время охватывает отношения, связанные с поставками товаров, контрактацией сельскохозяйственной продукции, со снабжением энергетическими и иными ресурсами.
Наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации значительную роль в регулировании отношений купли-продажи играют специальные законы, а также подзаконные нормативные акты: указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты отдельных федеральных органов исполнительной власти. Некоторые из них имеют общее значение для всех или многих разновидностей купли-продажи, другие распространяются лишь на ее отдельные виды.
Объектом исследования будет являться договорное право РФ, Предметом моей курсовой работы будут являться договор купли-продажи и правоотношения, возникающие при осуществления розничной купли-продажи.
При написании работы ставились следующие цели и задачи: изучение правового аспекта договора купли-продажи, ее актуальность – в тенденции расширения сферы действия института купли-продажи в теперешнем состоянии общества; выявить недостатки действующего законодательства и правоприменительной практики и разработать меры по усовершенствованию текущей нормативной базы.
Сформированные задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Первая глава – "Общие положения о договоре розничной купли-продажи" дает понятие договора розничной купли-продажи, сферы применения договора розничной купли-продажи, рассматривается порядок заключения договора, форма договора, рассматриваются права и обязанности сторон договора розничной купли-продажи, а также обстоятельства исполнения договора. Вторая глава курсовой работы – "Последствия нарушения договора розничной купли-продажи. Защита прав потребителей" посвящена непосредственно способам защиты прав потребителей при розничной купли-продажи, также в ней рассматриваются последствия нарушений договора со стороны продавца. Настоящее исследование имеет научную и практическую значимость т. к. проливает свет на проблемы и пробелы, которые существуют в законодательстве при осуществлении розничной купли-продажи.
Структурно-функциональный метод с помощью которого определялась структура работы, а также излагались результаты исследования в рамках используемых методов Использование таких логических приёмов как анализ, синтез, дедукция и индукция.
ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи
1.1. Понятие договора розничной купли продажи
На первое место среди отдельных видов договора купли-продажи в ГК поставлена розничная купля-продажа (§ 2 гл.30, ст.492-505). Предусмотренные здесь правила носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. И это естественно, поскольку каждый из нас ежедневно совершает обычные покупки, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя. Розничная купля-продажа определена в ГК как публичный договор, что означает обязанность розничных предприятий продавать товары любому, кто к ним обратится, не делая между покупателями различий в цене на продаваемые товары и в других условиях продажи.
Многое в ГК обобщенно отражает то, что уже закреплено российским законодательством о защите прав потребителей. Есть в ГК нормы, восполняющие пробелы в регулировании столь важных правоотношений.
Договор розничной купли-продажи представляет собой договор купли-продажи товара, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п.1 ст.492 ГК).
1.2. Сфера применения договора розничной купли-продажи
"Можно отметить две
Во-первых, необходимо указать на специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве продавца здесь может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие)".3
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (ст.8) установил обязанность торговых предприятий предоставлять потребителям необходимую информацию о продавце товара. В связи с этим торговые предприятия обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования и режима работы. Непосредственно на вывеске должен быть указан также юридический адрес торгового предприятия либо местонахождения его собственника. Названные правила о предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля производится вне постоянного места нахождения торгового предприятия.
Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства. Закон устанавливает, что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но во всяком случае она должна быть доведена в наглядной и доступной форме. Специфика доведения информации обычно определяется в правилах торговли отдельными видами товаров (видах договоров купли-продажи) и правилах оказания различных услуг. "В новой редакции Закона в целях улучшения информации для потребителя предусмотрено, что она должна доводиться до сведения потребителя на русском языке, а дополнительно на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Необходимость предоставления информации на других (кроме русского) языках определяется изготовителем (исполнителем, продавцом), исходя из местных условий в соответствии с законодательством субъектов РФ".
Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Необходимо обратить внимание на то, что вторая особенность (целевое назначение покупки) касается именно товара, а не покупателя. Покупателем по договору розничной купли-продажи признается всякое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар у розничной торговой организации или индивидуального предприятия для личного семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
На самом деле установить, для каких именно целей покупается таким образом товар, подчас крайне затруднительно. Многие вещи могут использоваться и для личных, домашних целей, и для предпринимательской деятельности одновременно. Например, гражданин, занимающийся перевозкой грузов и пассажиров и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, покупает автомобиль. Этот автомобиль он предназначает как для личного, семейного использования, так и для своей предпринимательской деятельности. Профессор Б.И. Пугинский категорически утверждает, что "розничная торговля характеризуется тем, что предназначена продавать товары гражданам... В каких бы количествах и как часто гражданин ни делал свои покупки, для каких бы целей он ни приобретал товары в торговой сети, его отношения будут определяться договорами розничной купли-продажи".
А значит, можно сделать вывод, что сфера применения норм ГК о розничной купле-продаже (по субъектам) шире, нежели действие норм, содержащихся в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Согласно указанному Закону применительно к розничной купле-продаже, под потребителем понимается только гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Исключая из числа субъектов, признаваемых потребителями, юридических лиц, законодатель, видимо, полагал, что организации, в отличие от граждан, имеют свои финансовые, бухгалтерские, юридические службы и поэтому не нуждаются в специальных средствах защиты, предоставляемых Законом "слабой" стороне в отношениях, связанных с розничной куплей-продажей, т.е. гражданину. Во всяком случае, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не распространяется на отношения с участием организаций (юридических лиц), выступающих в качестве покупателей по договору розничной купли-продажи.
Тем не менее, ГК учитывает различия в правовом положении и фактических возможностях по защите нарушенных прав и законных интересов, которые имеют соответственно граждане и организации (юридические лица), но путем предоставления дополнительных прав не всем покупателям товаров, а исключительно тем из них, в качестве которых выступают граждане. В соответствии с п.3 ст.492 ГК к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Кроме того, при введении в действие части второй ГК, в том числе норм о розничной купле-продаже, было предусмотрено, что в тех случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Договор розничной купли-продажи, признается публичным договором (п.2 ст.492 ГК). Это означает, что торговое предприятие не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответствующего товара. Цена товара, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей.
Договор розничной купли-продажи имеет особенность, вызванную институтом права частной собственности. Собственник товара волен делать с ним все, что угодно, если это не запрещено законом, не вредит окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому никто не может запретить собственнику, например, продавать свой товар некоторым лицам, которые ему понравились, по льготной цене, хотя законом и иными правовыми актами какое-либо предпочтение этим лицам не предусмотрено. В настоящее время в розничной купле-продаже широко практикуется использование дисконтных карт, приобретатели которых пользуются отдельными льготами при последующих покупках у данного продавца. Но такой порядок тоже не предусмотрен ни законом, ни иными правовыми актами. "Характерно, что почти все остальные разновидности договора купли-продажи, за исключением энергоснабжения, не содержат признака публичности. Поэтому представляется, что указание закона о публичном характере договора розничной купли-продажи требует соответствующей корректировки".
Информация о работе Защита прав потребителей в договоре розничной купли – продажи