Защита прав потребителей в договоре розничной купли – продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что купля-продажа – один из важнейших институтов гражданского права. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре тысячи лет. В процессе многовекового развития правовых систем происходил своеобразный естественный отбор норм о купле-продаже. Случайные, неудачные положения со временем отсеиваются, уступая место более обоснованным и качественным, повышая уровень юридической техники. Правовые нормы, первоначально регулировавшие только куплю-продажу, постепенно приобрели характер общих, исходных положений для других гражданско-правовых сделок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3
ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи - 5
1.1. Понятие договора розничной купли продажи - 5
1.2. Сфера применения договора розничной купли-продажи - 5
1.3. Порядок заключения договора. Форма договора - 9
1.4. Права и обязанности сторон. Исполнение договора - 17
ГЛАВА 2. Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей - 23
2.1. Последствия нарушения договора со стороны продавца - 23
2.2. Защита прав покупателя-гражданина - 27
Заключение - 30
Библиографический список Нормативные акты - 32

Работа содержит 1 файл

Гражданское право .doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Продажа товаров, изготовленных  из объектов животного мира (меховые  и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, а из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, - на основании разрешения компетентного органа страны-экспортера.

При продаже таких товаров  продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего решения.

Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов.

Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится  до сведения покупателей на русском  языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и  достоверная информация об оказываемых  услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых при продаже товаров формах обслуживания (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и др.).

При продаже товаров  покупателю предоставляется возможность  самостоятельно или с помощью  продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.

Продавец обязан также  обеспечить наличие единообразных  и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием  наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи  материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Таким образом, выставление  товара в витрине магазина, предоставление покупателю полной информации о товаре, подтвержденной письменными документами, а также наличие ценников на товары, свидетельствуют о том, что общим правилом о договоре розничной купли-продажи, совершаемом с розничным торговым предприятием, является оферта в письменной форме, что само по себе исключает возможность устной формы такого договора.

Другое дело - форма акцепта  письменной оферты продавца со стороны покупателя. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (в том числе уплаты соответствующей суммы за товар) считается акцептом в форме конклюдентных действий (п.3 ст.438 ГК), что и имеет место при заключении договора розничной купли-продажи.

Как уже отмечалось выше, договор считается заключенным  в надлежащей форме с момента  выдачи продавцом покупателю кассового  или товарного чека либо иного  документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.

Ситуация принципиально  не изменяется и в случае продажи  товаров с использованием автоматов, хотя в юридической литературе высказано мнение, что в данном случае речь идет о некоей исключительной форме договора розничной купли-продажи, который заключается путем совершения конклюдентных действий обеими сторонами договора.["Представляется, однако, что и в этом случае имеют место письменная оферта - товар выставляется на продажу, условия о наименовании товара и его цене определяются владельцем автомата в письменной форме, условие о количестве товара определяется исходя из уплаченной суммы - и акцепт покупателем письменной оферты продавца путем уплаты денег за товар (конклюдентные действия)".

1.4. Права и обязанности  сторон. Исполнение договора

Основная обязанность продавца по договору розничной купли-продажи, как и по всякому договору купли-продажи, состоит в передаче покупателю приобретаемых  им товаров. Передаваемые покупателю товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, комплектности и в необходимых случаях - быть в определенном наборе (комплект товаров), в надлежащей таре и упаковке, со всеми относящимися к товару документами и принадлежностями. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для определенных категорий покупателей.

Правилами продажи отдельных видов  товаров применительно к некоторым  категориям товаров предусмотрены  дополнительные требования, которые обязан соблюдать продавец при передаче указанных товаров покупателям.

Так, продовольственные товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены  от тары, оберточных и увязочных  материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

В случае предпродажных фасовки и упаковки развесных товаров продавцом объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли. На расфасованном товаре указываются его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасовки, срок годности, номер или фамилия весовщика. При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.

Развесные продовольственные  товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов. Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.

По просьбе покупателя лицо, осуществляющее продажу, обязано передать ему гастрономические товары в нарезанном виде. Хлеб и  хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в  упаковке изготовителя) могут разрезаться  на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания. Хлеб и хлебобулочные изделия продаются в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде (пп.33-37 Правил).

Текстильные товары (ткани, нетканые материалы и изделия из них), трикотажные  изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт.

Предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам и выставлены в  торговом зале. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара. Трикотажные, швейные изделия и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.

Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары - по видам меха. Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха - информацией о виде меха. Товары должны иметь ярлыки с указанием наименования изделия, 6 ^ артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья).

Продавец обязан предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви условия примерки. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками.

Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей при продаже покупателю производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном натяжения приложении ткани к метру. Отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, может производится также способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента. Запрещаются добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани фабричным ярлыком и клеймом (хазовых концов), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.

Лицо, осуществляющее продажу, при  отпуске тканей, одежды, меховых  товаров и обуви в присутствии  покупателя проверяет качество товара (путем внешнего осмотра), точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки.

Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу (пп.39-46 Правил).

Бытовая радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная техника, фото - и киноаппаратура, часы, музыкальные  товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачу должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку. Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

Покупателя по его требованию обязаны  ознакомить с устройством и действием  товаров, которые должны демонстрироваться  в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не нуждающиеся в специальном оборудовании для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.

Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии  качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.

При передаче технически сложных бытовых  товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы (технический  паспорт или иной заменяющий его  документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и др.). Вместе с товаром покупателю передается также товарный чек.

Продавец или организация, выполняющая  функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и/или  установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и/или подключение которого покупателем в соответствии с требованиями стандартов или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускается. Информацию об организациях, выполняющих указанные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товаров. Если стоимость сборки и/или установки товара включена в его стоимость, то указанные работы должны выполняться продавцом или соответствующей организацией бесплатно (пп.47-52 Правил).

При передаче товаров не допускается "навязывание" покупателю со стороны  продавца каких-либо дополнительных платных  услуг. В соответствии с п.22 Правил продажи отдельных видов товаров предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя, Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.

Продавец не вправе обусловливать  продажу одних товаров обязательным приобретением других или обязательным оказанием услуг в связи с  продажей товаров, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям  не могут быть собраны или установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.

В случае доставки крупногабаритного  товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя. В дополнение к правам покупателя, предоставляемым ему в соответствии с общими положениями о купле-продаже, при розничной купле-продаже покупатель наделяется также правом произвести обмен приобретенного им товара (ст.502 ГК).

Информация о работе Защита прав потребителей в договоре розничной купли – продажи