Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:55, курсовая работа
Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем, поскольку через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных потребностей. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая - информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
Введение 3-4
Глава I История возникновения и развития движения в защиту прав потребителей 5-7
Глава II Защита прав потребителей в Российской Федерации 8
Раздел 1 Понятие, развитие законодательства о защите прав
потребителей 8-9
Раздел 2 Основные понятия закона РФ " О защите прав потребителей" 9-12
Глава III Государственная и общественная защита прав потребителей 13
Раздел 1 Полномочия органов государственной власти и местного
управления в области защиты прав потребителей 13-15
Раздел 2 Судебная защита прав потребителей.
Компенсация морального вреда 15-17
Раздел 3 Права общественных объединений потребителей 17-19
Глава IV Ответственность за нарушение прав потребителей 20
Раздел 1 Гражданско-правовая ответственность 20-21
Раздел 2 Ответственность по административному законодательству 21-22
Раздел 3 Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей 22-23
Заключение 24-25
Список используемой литературы
Раздел 3. Права общественных объединений потребителей
Граждане могут объединяться в общественные организации на добровольной основе. В соответствии со ст. 27 Закона РФ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г., общественные объединения имеют право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения.
Кроме того, Закон РФ "Об общественных объединениях" наделил общественные объединения потребителей широким кругом прав. Объединения вправе:
1) участвовать в разработке требований к безопасности товаров, стандартов, проектов законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей,
2) проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров,
3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей,
4) вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о мерах по повышению качества товаров, снятию с производства, изъятию из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды,
5) участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен,
6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, не соответствующих требованиям к безопасности и качеству товаров, а также в нарушении прав потребителей,
7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей,
8) обращаться в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Закон предоставляет потребительским организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров. Для реализации этого права общественные объединения потребителей могут учреждать собственные испытательные лаборатории, заключать договора с действующими лабораториями. Одно из достоинств потребительских испытаний – их независимость. В информации о своем продукте продавец старается предоставлять лишь те сведения, которые будут способствовать росту спроса. Задача же потребительских организаций – сравнить рекламируемый товар с аналогичным по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора. Результаты испытаний обычно публикуются в средствах массовой информации.
Таким образом, защиту прав потребителей осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, суды и общественные объединения. Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Однако федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации. Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями.
Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 ГПК РФ. Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК РФ.
Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом и зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом отдельном случае.
В сфере защиты прав потребителей Закон предоставляет потребительским организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соблюдение прав потребителей и правил бытового и иных видов обслуживания, участвовать по поручению потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения их прав. Организации потребителей вправе предъявлять в интересах потребителей иски в суд.
Глава IV. Ответственность за нарушение прав потребителей
Раздел 1. Гражданско-правовая ответственность
Гражданская ответственность наступает:
1) за предоставление ненадлежащей информации о товаре, работе, услуге, об изготовителе, исполнителе, продавце;
2) за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг;
3) за просрочку требований потребителей;
4) за нарушение исполнителем сроков;
5) за другие нарушения, вытекающие из договорных отношений.
Важность для потребителя достоверной и полной информации о товаре, работе, услуге или об изготовителе, исполнителе, продавце подчеркивается установлением в Законе специальной ответственности за нарушения в этой области. Для наступления ответственности необходимо установление причинной связи между предоставлением неверной или неполной информации и последствиями, предусмотренными ст. 12 Закона.
В результате предоставления недостоверной или неполной информации о товаре может наступить причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также природным объектам. Закон предусматривает различные последствия причинения вреда вышеперечисленным объектам. В первом случае вред возмещается по правилам ст. 14 Закона (в полном объеме, в течение установленного срока службы или годности товара, а если срок не установлен – в течение 10-ти лет со дня передачи товара потребителю или с даты изготовления товара), а во втором - возмещаются убытки.
Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг, предусмотрена ст. 14 Закона. В Законе предусмотрено право потерпевшего обратиться с требованием о возмещении вреда к продавцу или изготовителю товара. Закон устанавливает исключительную ответственность изготовителя в случае, когда вред причинен в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов, применяемых при изготовлении товара, если такое использование придало товару качества, послужившие причиной вреда.
Для наступления такой ответственности не требуется наличия вины. Вред возмещается в полном объеме. Способами возмещения вреда, в соответствии со ст. 1082 ГК РФ, являются: возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков.
В новой редакции Закона, как и в старой, присутствует ответственность всех обязанных лиц за нарушение сроков устранения недостатков, замены товаров, а также вновь установлена ответственность за нарушение сроков выполнения денежных требований. Денежные требования, в основном, выражаются в виде неустойки.[6]
Общие положения об ответственности за нарушение любых прав потребителей установлены ст. 13 Закона. Она подлежит применению в тех случаях, когда законодательством не предусмотрены иные правила ответственности.
Раздел 2. Ответственность по административному законодательству
В новой редакции Закона изъята норма об административной ответственности работников продавца, изготовителя, исполнителя, поскольку она регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ). КОАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил торговли. Правила торговли по смыслу данной статьи являются нормативно-правовыми и должны иметь публично-правовой характер. Ответственность за нарушение правил торговли наступает только в том случае, если они содержатся в нормативных правовых актах, надлежащим образом зарегистрированных, либо отвечающих иным требованиям, обязательным для вступления этих актов в силу.
Ст.6.3, 6.6 КОАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.
Ст. 14.5 КОАП РФ предусматривает административную ответственность за продажу товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.
Ст. 14.7, 14.8 КОАП РФ в области защиты прав потребителей устанавливает ответственность за обман потребителя относительно потребительских свойств и качества товара при реализации их в предприятиях розничной торговли, общественного питания или оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями.
Раздел 3. Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью. Среди статей, касающихся преступлений в сфере нарушения права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг, в гл. 25 УК РФ можно выделить следующие основные статьи: ст.236 УК РФ (Нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст.237 УК РФ (Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей) и ст.238 УК РФ (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
Отграничение административной ответственности от уголовной проходит по последствиям, а именно – по размеру ущерба, причиненного потребителю.
Местом совершения преступления признаются предприятия торговли, общественного питания, бытового, коммунального и иного обслуживания независимо от форм собственности, любое иное место торговли или оказания услуг. Оконченным преступление считается с момента совершения любого из предусмотренного диспозицией деяния.
Таким образом, за нарушение прав потребителей наступает ответственность по гражданскому, административному и уголовному законодательству.
В соответствии с ГК РФ гражданская ответственность наступает за предоставление ненадлежащей информации о товаре, работе, услуге, об изготовителе, исполнителе, продавце; за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг; за просрочку требований потребителей; за нарушение исполнителем сроков; за другие нарушения, вытекающие из договорных отношений.
В соответствии с КОАП РФ административная ответственность наступает за нарушение правил торговли, за не соответствие продукции установленным требованиям, за продажу товаров без необходимых документов, за обман потребителя относительно потребительских свойств и качества товара.
В соответствии с УК РФ уголовная ответственность наступает за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью, Основным непосредственным объектом преступления, является здоровье населения.
Заключение.
С момента принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» создана правовая база защиты прав потребителей, которая включает не только указанный Закон, но и Гражданский кодекс Российской Федерации, специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности, правила продажи отдельных видов товаров, осуществления работ и оказания услуг, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
Применение законодательства о защите прав потребителей показало его действенность, что оно во многом основано на международных принципах защиты прав потребителей, устанавливает те же права потребителей, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
Вместе с тем становление российского потребительского права происходило в сложных экономических условиях перехода от плановой экономики к рыночной, отягощенного кризисными явлениями, негативными последствиями монополизации, правовым нигилизмом.
Этим обусловлен ряд особенностей правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации. В отдельных случаях устанавливаются более жесткие меры (гражданско-правовые, административные), направленные на защиту прав потребителей, чем в зарубежном законодательстве. Однако такое регулирование позволило в сложных экономических условиях Российской Федерации обеспечить действенную защиту прав потребителей.
Принятие законодательства о защите прав потребителей и создание системы органов, призванных обеспечить реализацию и защиту прав потребителей, являются одним из примеров необходимого государственного вмешательства в частноправовые отношения, что в совокупности обуславливает специфику деятельности юрисдикционных органов по защите прав потребителей.