Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:55, курсовая работа
Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем, поскольку через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных потребностей. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая - информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
Введение 3-4
Глава I История возникновения и развития движения в защиту прав потребителей 5-7
Глава II Защита прав потребителей в Российской Федерации 8
Раздел 1 Понятие, развитие законодательства о защите прав
потребителей 8-9
Раздел 2 Основные понятия закона РФ " О защите прав потребителей" 9-12
Глава III Государственная и общественная защита прав потребителей 13
Раздел 1 Полномочия органов государственной власти и местного
управления в области защиты прав потребителей 13-15
Раздел 2 Судебная защита прав потребителей.
Компенсация морального вреда 15-17
Раздел 3 Права общественных объединений потребителей 17-19
Глава IV Ответственность за нарушение прав потребителей 20
Раздел 1 Гражданско-правовая ответственность 20-21
Раздел 2 Ответственность по административному законодательству 21-22
Раздел 3 Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей 22-23
Заключение 24-25
Список используемой литературы
НОУ СПО Высший юридический колледж «ЭФСБ»
КУРСОВА РАБОТА
По дисциплине «Предпринимательское право»
Тема: Защита прав потребителей.
Выполнил студент курса:
Научный руководитель:
Е.В. Шарафутдинова
город Воткинск, 2011
Содержание:
Введение 3-4
Глава I История возникновения и развития движения в защиту прав потребителей 5-7
Глава II Защита прав потребителей в Российской Федерации 8
Раздел 1 Понятие, развитие законодательства о защите прав
потребителей 8-9
Раздел 2 Основные понятия закона РФ " О защите прав потребителей" 9-12
Глава III Государственная и общественная защита прав потребителей 13
Раздел 1 Полномочия органов государственной власти и местного
управления в области защиты прав потребителей 13-15
Раздел 2 Судебная защита прав потребителей.
Компенсация морального вреда 15-17
Раздел 3 Права общественных объединений потребителей 17-19
Глава IV Ответственность за нарушение прав потребителей 20
Раздел 1 Гражданско-правовая ответственность 20-21
Раздел 2 Ответственность по административному законодательству 21-22
Раздел 3 Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей 22-23
Заключение 24-25
Список используемой литературы 26-27
Введение.
Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем, поскольку через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных потребностей. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая - информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
Выполнение этих задач позволяет обеспечить, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой стороны эффективную экономику в целом.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона "О защите прав потребителей" у граждан появилась возможность реализовать свои права.[1]
На данный момент уже создан свободный рынок, конкуренция, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.
Нормативно - правовую базу курсовой работы составили законодательные и подзаконные акты, регулирующие защиту прав потребителей в Российской Федерации на разных этапах развития российской правовой системы. Центральное место в исследовании занимают Конституции Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О защите прав потребителей". Использованы такие законодательные и подзаконные акты, как Федеральный закон "Об общественных объединениях", Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", " Федеральный закон "О техническом регулировании" , "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Предметом курсовой работы является защита прав потребителей.
Объектом являются правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав потребителя.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации.
2. Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей.
3. Проанализировать гражданскую, административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
Методической основой курсовой работы является диалектический метод познания социальных процессов, теоретические выводы и положения таких отраслей права, как гражданское право, уголовное, административное право и некоторых других отраслей правовой науки.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. История возникновения и развития движения в защиту прав потребителей
Впервые движение в защиту прав потребителей появилось в США. В начале ХХ века идет борьба вокруг законодательства о надзоре за качеством пищевых продуктов и медикаментов, активисты этой компании получили название "разгребатели грязи". В 1899 году появляется Национальная лига потребителей, которая принимала активное участие в компании по "разгребанию грязи". 1935 году создается Союз потребителей, который насчитывает в своих рядах в наши дни свыше 5 миллионов человек. Именно деятели этого Союза первыми призвали к байкоту товаров из фашистской Германии в 30-е годы.
В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели - координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.
Постепенно консьюмеристское движение стало все активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 года президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США "Специальное послание о защите интересов потребителей", в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя в экономике: без способности граждан потреблять, покупать нет экономического развития, невозможен сбалансированный экономический рост. Организация Объединенных Наций 15 марта объявила Всемирным днем потребителей.
Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди был учрежден Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту и др.) функционируют подкомитеты по проблемам потребителей, которые проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний публикуются отдельными изданиями стенографические отчеты.
В США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира.
В США Комиссия по безопасности товаров имеет право потребовать от промышленников или продавцов исправления, замены, изъятия товара, если он не соответствует утвержденным правилам и стандартам.
После второй мировой войны 1939 - 1945 гг. консьюмеризм набирает силу во многих западноевропейских государствах.
С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль как в бизнесе, так и в политике.
В 80-х годах ХХ века в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, президентом которой был Анатолий Собчак.
К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР - России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается один раз в полгода. В начале 1992 года прошел первый конгресс Конфедерации; теперь он собирается через каждые три года. Базой КонфОПа являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы гражданскими инициативами.
Общественные организации по защите прав потребителей подчас тесно сотрудничают с другими объединениями, например, с советами ветеранов Великой Отечественной войны, с организациями инвалидов, клубами автолюбителей, региональными центрами стандартизации, метрологии и сертификации, независимыми экспертизами, государственными органами по защите прав потребителей.
Одной из основных целей КонфОП является предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке; формирование потребительской культуры у всех слоев населения; непрерывное потребительское образование, охватывающее все уровни системы образования учащихся и др.
Сейчас потребительским организациям принадлежит одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских знаний среди всех слоев российского общества, решения проблемы безопасного производства, в пропаганде идей рационального потребления, в поиске гармоничного решения проблемы взаимодействия и взаимовлияния человека и окружающей среды.
Глава II. Защита прав потребителей в Российской Федерации
Раздел 1. Понятие и развитие законодательства о защите прав потребителей
Защита прав потребителей (потребительское право) – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.
Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей. Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.
В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 90-х годов.
До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей с организациями сферы обслуживания. Некоторые виды фактически существовавших договоров вообще не укладывались в рамки действовавшей классификации гражданско-правовых соглашений. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей. Еще одной особенностью правового регулирования данной области отношений являлась множественность подзаконных актов, регламентировавших отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречившие законодательству.[2]
Первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР "О защите прав потребителей", который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области.