Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа
В настоящей работе честь, достоинство и деловая репутация исследуются в качестве правовых категорий, проводится анализ условий и способов гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации, исследуется существующая правоприменительная практика по вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации, выявляются наиболее актуальные проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации и предлагаются практические рекомендации по их решению.
Введение ……………………………………………………………………..1-5
1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории ….. ...6
1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации…………………...6-11
1.2 Право на честь, достоинство и деловую репутацию………………..11-21
2. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой
репутации…………………………………………………………………...21
2.1 Условия гражданско-правовой защиты чести, достоинства и
деловой репутации……………………………………………………..21-29
2.2 Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации………..30-37
2.3 Возмещение морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию……...37-42
Заключение………………………………………………………………...42-48
Список используемой литературы………………………………….……49-51
Некоторые вопросы защиты деловой репутации регулируются Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ “О рекламе”. Так, в статье 6 Закона говорится о том, что “...лицо, которому стало известно о
41
производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке”. Нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.
Большое значение имеют сроки вступления в силу нормативных актов, регламентирующих компенсацию морального вреда. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” разъясняется, что требования истца не подлежат удовлетворению, если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию.
Возмещение морального вреда регулируется пунктом 6 статьи 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик по правоотношениям, возникшим после 3 августа 1992 г. и пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса РФ по правоотношениям, возникшим после 1 января 1995 г.
Согласно действующему российскому законодательству, только физические лица наделены правом предъявлять в суде требование о компенсации морального ущерба при нарушении их личных неимущественных прав. Юридическим лицам это право не предоставлено.
Следует отметить, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной форме.
При распространении порочащих сведений в отношении
42
несовершеннолетних или недееспособных иски о защите их чести и достоинства в соответствии со ст. 48 ГПК РФ могут предъявить законные представители. Заинтересованные лица имеют право на судебную защиту своих чести и достоинства согласно ст. 3 ГПК РФ и в случае, когда порочащие сведения распространены в отношении членов их семей. Гражданский кодекс предусматривает защиту чести и достоинства умершего гражданина заинтересованными лицами, в том числе и юридическими.
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги изложенному в данной работе, можно сделать ряд выводов.
Действующее российское законодательство в самых разных своих отраслях (направлениях) признает и защищает нематериальные блага человека, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан и юридических лиц. Из приведенного примера нормативных актов, регулирующих вопросы возмещения морального вреда, защиты чести, достоинства и деловой репутации видно, что все вопросы рассматриваемой темы урегулированы федеральным законодательством.
Согласно Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ст. ст. 21, 23).
Однако федеральное
Для удовлетворения иска о
защите чести, достоинства и деловой
репутации необходимы следующие
условия: чтобы сведения 1) являлись
порочащими; 2) не соответствовали
44
убытков и компенсации морального вреда. Данные правила законодатель распространил и на защиту деловой репутации юридических лиц, хотя вопрос о возможности компенсации морального вреда юридическим лицам в правовой литературе и практике остается спорным.
Проведенное исследование теоретических
и практических вопросов защиты чести,
достоинства и деловой
1. Если при распространении
негативных сведений имя
Таким образом, если распространяются порочащие сведения без прямого указания лица, к которому они относятся, но при этом приводятся данные, позволяющие установить личность (место работы и должность, место жительства и т. д.), то соответствующему лицу не должно быть отказано в защите чести, достоинства и деловой репутации.
2. Защиту интересов детей
до достижения ими 18 лет осуществляют
их родители, усыновители или
опекуны (попечители). При этом
несовершеннолетние в возрасте
от 14 до 18 лет пользуются частичной
процессуальной
45
Если опорочены честь
и достоинство
3. Наряду с отдельными гражданами правом на защиту репутации обладают и коллективы. Любая организация имеет основание требовать, чтобы общественная оценка её деятельности строилась на фундаменте действительных фактов. Поэтому, если кем-либо распространяются не соответствующие действительности, порочащие сведения о коллективе, последний может выступить в защиту своей репутации. Отсутствие у организации прав юридического лица не должно лишать её возможности добиваться от других лиц адекватной общественной оценки своей деятельности. Ведь речь идёт не о самостоятельном участии в имущественных отношениях, а о защите личного неимущественного интереса, носителем которого может выступать и определённое структурное подразделение юридического лица, а зачастую и коллектив, вообще не входящий в состав какой-либо организации с правами юридического лица.
Единственный признак, которым, очевидно, должен обладать такой коллектив, чтобы выступать в защиту своей репутации, - это организационное единство. Поэтому представляется, что право выступать в защиту репутации коллективов, не являющихся юридическими лицами, должно быть предоставлено не только их вышестоящим организациям, но и самим коллективам, от имени которых могли бы действовать их уполномоченные представители.
4. Гражданский кодекс не предусматривает права гражданина и юридического лица на опубликование ответа в случаях распространения не
46
соответствующих действительности либо ущемляющих их права и законные интересы сведений, при этом такое право предусмотрено ст. 46 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» В то же время ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, статья 152 ГК
РФ должна быть скорректирована на
предмет предоставления физическому
или юридическому лицу права на ответ
и в случаях распространения
сведений, не соответствующих
5. Одной из важнейших
специфических особенностей
47
позицию потерпевшего. В то же время совершивший деяние может опровергнуть эту презумпцию.
Анализ судебных решений показывает, что суды фактически применяют презумпцию морального вреда, и этот подход представляется правильным. Однако следовало бы закрепить данную презумпцию законодательно.
6. Целесообразно скорректировать
редакцию п. 7 ст. 152 ГК РФ, исключив
применение компенсации
7. Наиболее острым и
спорным как в
Итак, можно сделать вывод,
что честь, достоинство и деловая
репутация граждан, а также деловая
репутация юридических лиц
48
фундамент общества, сделан еще один шаг к правовой государственности в России.
В то же время существует
необходимость
49
Список используемой литературы
Информация о работе Защита чести, достоинства и деловой репутации