Защита чести, достоинства и деловой репутации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе честь, достоинство и деловая репутация исследуются в качестве правовых категорий, проводится анализ условий и способов гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации, исследуется существующая правоприменительная практика по вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации, выявляются наиболее актуальные проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации и предлагаются практические рекомендации по их решению.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..1-5
1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории ….. ...6
1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации…………………...6-11
1.2 Право на честь, достоинство и деловую репутацию………………..11-21
2. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой
репутации…………………………………………………………………...21
2.1 Условия гражданско-правовой защиты чести, достоинства и
деловой репутации……………………………………………………..21-29
2.2 Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации………..30-37
2.3 Возмещение морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию……...37-42
Заключение………………………………………………………………...42-48
Список используемой литературы………………………………….……49-51

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.docx

— 92.49 Кб (Скачать)

В соответствии с п.6 ст.152 ГК РФ в том случае, если установить лицо, распространившее сведения, порочащие  честь, достоинство или деловую  репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие  сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании  распространенных сведений не соответствующими действительности.

Следующий важный вопрос –  бремя доказывания тех или  иных обстоятельств по делу.

При защите чести, достоинства  и деловой репутации действует 

33

презумпция, согласно которой  распространяемые порочащие сведения считаются не соответствующими действительности, в связи с чем доказывать правдивость  таких сведений должен их распространитель.

Таким образом, бремя доказывания  соответствия распространенных сведений действительности лежит на ответчике. То есть, гражданину (юридическому лицу) доказывать свою добропорядочность (опровергать  дискредитирующую информацию) не нужно. Однако такие доказательства истцом могут быть подготовлены, как дополнительный аргумент.

В тоже время истец должен доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а  также порочащий характер этих сведений32.

Представление ответчиком доказательств  о соответствии распространенных сведений действительности не требуется, если оспариваемые в них факты установлены вступившим в законную силу решением.

Необходимо учитывать, что  когда гражданином, в отношении  которого средством массовой информации опубликованы соответствующие действительности сведения, ущемляющие его права и  охраняемые законом интересы, оспаривается отказ редакции средства массовой информации опубликовать его ответ на данную публикацию, истец обязан доказать, что распространенные сведения ущемляют его права и охраняемые законом  интересы.

В заключение данного параграфа  следует подчеркнуть, что судебная защита чести, достоинства и деловой  репутации может осуществляться путем опровержения не соответствующих  действительности порочащих сведений, возложения на нарушителя обязанности  выплаты денежной компенсации морального вреда и возмещения убытков. При  этом необходимо учитывать, что компенсация  морального вреда и убытки в 

34

случае удовлетворения иска подлежат взысканию в пользу истца, а не других, указанных им лиц.

Согласно ч.3 ст.29 Конституции  РФ никто не может быть принужден  к выражению своих мнений и  убеждений или отказу от них. Извинение  как способ судебной защиты чести, достоинства  и деловой репутации ст.152 ГК РФ и другими нормами законодательства не предусмотрено, поэтому суд не вправе обязывать ответчиков по данной категории дел принести истцам извинения  в той или иной форме. Не подлежат удовлетворению требования о применении мер по обеспечению иска путем  запрещения ответчику подготавливать и распространять новые сведения, порочащие деловую репутацию  истца, удовлетворению не подлежит33.

На практике многочисленные требования принести извинения так  и остаются неудовлетворенными.

Вместе с тем суд  вправе утвердить мировое соглашение, в соответствии с которым стороны  по обоюдному согласию предусмотрели  принесение ответчиком извинения в  связи с распространением не соответствующих  действительности порочащих сведений в отношении истца, поскольку  это не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит закону, который не содержит такого запрета.

Ознакомившись с опубликованными  в юридических журналах материалами  судебной практики, с постановлениями  президиумов и определениями  судебных коллегий по гражданским делам  Московских городского и областного судов, вынесенными в 1994 г., можно  сделать вывод, что отдельные  суды нередко необоснованно отказывают в удовлетворении заявленных требований либо, наоборот, выносят решения  об удовлетворении исков, всесторонне  не исследовав обстоятельства, имеющие  существенное значение для разрешения дела. В решениях иногда не указываются  конкретный способ и срок опровержения порочащих 

35

сведений. Правовые вопросы, связанные с судебной защитой  чести, достоинства и деловой  репутации, в судебной практике в  ряде случаев решаются по - разному.

В законе РФ от 27 декабря  1991 г. «О средствах массовой информации» достаточно детально регламентируются способы опровержения, которые должны применяться в этих случаях. Так, во-первых, если гражданин (организация) представил текст опровержения, то публикуется этот текст (при условии его соответствия требованиям Закона).

Редакция радио, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину возможность  зачитать собственный текст или  передать его в записи. Если опровержение дается по радио или телевидению, оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в  той же передаче, что и опровергаемые  сведения (ст.43,44 Закона). Во-вторых, если текст опровержения составляется редакцией, то в нем должно быть указано, когда  и как были распространены сведения.

Арбитражный суд не вправе обязать средство массовой информации опубликовать опровержение распространенных им сведений, не соответствующих действительности, если оно не было привлечено к делу в качестве другого ответчика.

Так, в арбитражный суд  обратился коммерческий банк с иском  о признании не соответствующими действительности совместного заявления, опубликованного тремя юридическими фирмами в ряде средств массовой информации, которое, по мнению истца, порочит его деловую репутацию, и опровержении его в установленном  порядке.

Арбитражный суд иск удовлетворил, обязав ответчика в 10-дневный срок представить тексты опровержения признанных не соответствующими действительности сведений соответствующим средствам  массовой информации, в которых они  были распространены, а последних  –

36

опубликовать эти тексты с соблюдением требований, установленных  Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Ответчики в кассационной жалобе указали, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в  связи с тем, что к участию  в деле не привлечены в качестве ответчиков средства массовой информации, опубликовавшие упомянутое заявление.

Кассационная инстанция  решение суда первой инстанции в  части, касающейся средств массовой информации, отменила по следующим  основаниям.

Коммерческий банк предъявил  иск только к юридическим лицам  — авторам совместного заявления.

Средства массовой информации к участию в деле не были привлечены вследствие возражения истца, заявленного  в соответствии с частью 2 статьи 35 АПК РФ.

При таких обстоятельствах  решение суда первой инстанции в  части обязания средств массовой информации опубликовать тексты опровержений, представленных фирмами, противоречит законодательству. Арбитражный суд  не вправе обязывать средства массовой информации опубликовывать опровержение сведений, признанных судом не соответствующими действительности и порочащими деловую  репутацию истца, если они не были привлечены к делу в качестве другого  ответчика.

В подобных случаях обязанность  опровергнуть такие сведения возникает  у средства массовой информации в  силу статьи 43 упомянутого Закона на основании требования заявителя  или его законного представителя34.

 

37

Если такие сведения распространены в печати, то они должны быть опровергнуты также в печати. Судебная практика понимает это так, что опровержение должно быть помещено в той же газете, журнале или другом периодическом  издании, которые напечатали неверные сообщения. Причем, суд может точно  предписать содержание опровержения. Но, в случае если суд считает  нецелесообразным указывать точный текст опровержения, то он может  ограничиться общими фразами.

Согласно статье 44 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991г. «О средствах массовой информации»  в опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют  действительности, когда и как  они были распространены данным средством  массовой информации. Опровержение набирается тем же шрифтом и помещается под  заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и  опровергаемое сообщение или  материал. По радио и телевидению  опровержение должно быть передано в  то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемый  текст35.

 

2.3 Возмещение морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию

Институт возмещения морального вреда является принципиально новым  в российском законодательстве. Советское  гражданское право не признавало возможности денежной компенсации  за причинение гражданину физических и нравственных страданий, поскольку  считалось, что это унижает достоинство  советского человека. Среди юристов  того периода было распространено мнение, что моральный вред не имеет 

38

экономического содержания и поэтому не подлежит материальному  возмещению.

Согласно статьям 17, 23 Конституции  РФ достоинство личности, честь и  доброе имя, деловая репутация являются одними из основных неотчуждаемых и  принадлежащих каждому от рождения прав и свобод человека. Право на защиту чести и достоинства - важнейшее  конституционное право граждан, а деловая репутация организаций - одно из условий их успешной деятельности36.

Впервые возможность компенсации  морального вреда была предоставлена  Основами Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., а затем аналогичной  статьей был дополнен Гражданский  Кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.. Причем, статья 7 Основ по сравнению со статьей 7 ГК более полно регулировала данные отношения: наряду с защитой чести  и достоинства гражданина и юридического лица была предусмотрена защита деловой  репутации, появилась возможность  обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности в случае невозможности установить лицо, распространившее порочащие сведения.

Кроме того, в отличие  от ГК РСФСР 1964 г., Основами Гражданского законодательства гражданам или  юридическим лицам было предоставлено  право наряду с опровержением  порочащих честь, достоинство и  деловую репутацию сведений требовать  возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Однако среди юристов  нет единого мнения по поводу возможности  применения ст. 7 Основ в части  возмещения морального вреда юридическому лицу. Например, доктор юридических  наук А. Боннер в своей статье “Можно ли причинить моральный вред юридическому лицу?”, рассматривая конкретный случай из судебной практики,

39

аргументирует свою позицию  тем, что юридическое лицо не может  испытывать моральных и нравственных страданий, что является необходимым  условием для возмещения морального вреда, вследствие чего юридическое  лицо может рассчитывать только на защиту деловой репутации.

В новом Гражданском Кодексе, принятым в ноябре 1994 г., личным неимущественным  правам отведена самостоятельная глава  “Нематериальные блага и их защита”. Перечень личных неимущественных прав и принадлежащих гражданам материальных благ, среди которых названы достоинство  личности, честь и доброе имя, дан  в статье 150 ГК.

Защита чести, достоинства  и деловой репутации регулируется статьей 152 Гражданского Кодекса, в  соответствии с которой гражданин  имеет право требовать опровержения по суду сведений, порочащих его  честь, достоинство или деловую  репутацию, если эти сведения не соответствуют  действительности. Правила, касающиеся защиты деловой репутации, распространяются также и на юридических лиц.

Ответчиками по искам об опровержении сведений, порочащих честь  и достоинство, являются лица, распространившие эти сведения. При этом обязанность  доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск.

Если порочащие честь  и достоинство гражданина сведения распространены в средствах массовой информации, то законодательством предусмотрено  право опровержения или ответа в  этих же средствах массовой информации. Порядок опровержения установлен ст. ст. 43-46, 57 Закона от 21.03.91 “О средствах  массовой информации”. В случае если редакция средства массовой информации не имеет доказательств соответствия действительности распространенных им сведений, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации, причем, если “гражданин или организация  представили текст опровержения, то

40

распространению подлежит данный текст, при условии его соответствия требованиям настоящего закона”. Опровержение в периодическом печатном издании  помещается под заголовком “Опровержение”, в тексте опровержения указывается, какие именно сведения не соответствуют  действительности, когда и как  они были распространены данным средством  массовой информации. Законом устанавливаются  сроки выхода опровержения: в средствах  массовой информации, выходящих не реже одного раза в неделю, - в течение  десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста; в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем  планируемом выпуске37.

Также в Законе перечисляются  основания для отказа в опровержении, в частности, если требование об опровержении является злоупотреблением свободой массовой информации; противоречит вступившему  в законную силу решению суда, является анонимным; если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации; если требование об опровержении, либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня  распространения опровергаемых  сведений в данном средстве массовой информации. Гражданин, в отношении  которого распространены порочащие  его честь и достоинство сведения, имеет также право требовать  возмещения причиненного ему морального вреда. В случае распространения  порочащих честь и достоинство  сведений средством массовой информации, моральный вред возмещается по решению  суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Информация о работе Защита чести, достоинства и деловой репутации