Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является всесторонний анализ и исследование на основе комплексного подхода теоретических основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права, его особенностей, а также возможных путей развития.
Введение 3
1. Становление и реализация института российского гражданства в российском праве 6
1.1 Понятие гражданства и его юридическая природа 6
1.2 Основные принципы института гражданства 11
2. Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации 17
2.1 Нормативная основа гражданства в РФ 17
2.2 Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства 22
Заключение 30
Библиографический список литературы 33
4. Исключительно
важную роль в регулировании
вопросов гражданства играет
Европейская конвенция о
Она разработана
с учетом современных тенденций
в развитии национального законодательства
стран - членов Совета Европы и предлагает
оптимальные решения многих проблем
в области гражданства, возникающих
у государств в результате политических
изменений в Европе на рубеже 80 -
90-х гг. Конвенция не наносит ущерба
положениям национального законодательства
и международных договоров, более
благоприятным для обеспечения
прав человека в данной сфере. Конвенция
является серьезным инструментом воздействия
на те государства, чье законодательство
в вопросах гражданства носит, прямо
или косвенно, дискриминационный
характер по отношению к некоренному
населению.
Отношения гражданства
для развития государства имеют
существенное значение. Развитие этого
института является одним из условий
развития государства, т.е. повышения
уровня сплоченности нации, развития патриотизма,
большего доверия народа к власти,
более активной деятельности граждан
по развитию своего государства - и
государства по защите своих граждан.4.
Соглашение между Республикой Беларусь,
Республикой Казахстан, Кыргызской
Республикой и Российской Федерацией
об упрощенном порядке приобретения
гражданства от 26 февраля 1999 г.
Российской Федерацией
заключен также и ряд других международных
соглашений, в которых рассматриваются
вопросы гражданства.В сфере
Первый Закон РФ
"О гражданстве Российской Федерации"
(1991 г.) разрабатывался в переходный
период становления новой российской
государственности, и в нем не
были учтены особенности последующего
развития России, характера взаимоотношений
с новыми независимыми государствами.
Сравнительный анализ этого Закона
с зарубежным законодательством
в области гражданства выявил
его уникальный либерализм. Особенно
это касалось условий приема в
российское гражданство, оснований
отказа в его приобретении и трактовки
множественного (двойного) гражданства,
а следовательно, и сбалансированности
интересов государства и
Значительная часть
лиц, приобретших российское гражданство
в новых независимых
В значительной мере
это объяснялось тем, что сам
действующий Закон о
Кроме того, принятие
Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации»
было обусловлено несоответствием
Закона Российской Федерации «О гражданстве
Российской Федерации» 1991 г. и Европейской
конвенции о гражданстве, необходимостью
дальнейшего укрепления российской
государственности с учетом реалий
и особенностей социально-экономического
развития России, сбалансированного сочетания
государственных интересов и прав личности
при решении вопросов гражданства, а также
характера взаимоотношений с новыми независимыми
государствами. Решение о разработке новой
редакции Закона "О гражданстве Российской
Федерации" было принято Комиссией
по вопросам гражданства при Президенте
Российской Федерации во главе с председателем
Комиссии, членом-корреспондентом Российской
академии наук О.Е. Кутафиным и при участии
европейских экспертов в 1997 г. и 31 мая 2002
года Государственной Думой был принят
новый Закон "О гражданстве Российской
Федерации".
19 апреля 2002 г. Государственная
Дума приняла Федеральный
В Законе о гражданстве
содержатся принципы гражданства Российской
Федерации и правила, регулирующие
отношения, связанные с гражданством
Российской Федерации, определены основания,
условия и порядок приобретения
и прекращения гражданства
Отказ от конституционного
закрепления суверенитета республик
в составе Российской Федерации
является одной из наиболее важных
гарантий государственной целостности
России, поскольку он одновременно
означает и отказ от закрепления
в федеральной Конституции и
права выхода любых субъектов
Федерации из ее состава.Документом,
удостоверяющим гражданство Российской
Федерации, является паспорт гражданина
Российской Федерации или иной основной
документ, содержащие указание на гражданство
лица.
2.2 Правовое регулирование
признания и приобретения
Признание гражданства
является своего рода юридической "инвентаризацией"
государством своего населения, разделением
его на "своих" и "чужих", которое
осуществляется периодически на основе
наиболее общих, часто формальных принципов,
обусловливающих связь лица с
государством. Устанавливая круг своих
граждан, государство создает тем
самым необходимые предпосылки
для отграничения граждан от иностранцев
или лиц без гражданства, а
также для решения всех других
вопросов гражданства. При этом государство
определяет условия, наличие которых
необходимо для того, чтобы лицо
было признано гражданином.На самом
деле признание гражданства
Принадлежность к
российскому гражданству всегда
определялась законом прежде всего
путем установления круга лиц, признающихся
российскими гражданами.
С вопросом о признании
за лицом гражданства тесно связан
вопрос о сохранении лицом гражданства,
так как один без другого эти
вопросы решены быть не могут.Условия,
при которых лица сохраняют свое
гражданство, устанавливаются государством.
Самостоятельную группу
связанных с гражданством отношений,
регулируемых нормами права, составляют
отношения по поводу приобретения гражданства.
Приобретение гражданства по своим
последствиям близко примыкает к
признанию гражданства. Однако по своему
содержанию эти субинституты гражданства
различны: приобретают гражданство
те лица, которые до тех или иных
событий, указанных в законе, не были
гражданами, а признаются таковыми
как раз те, которые являются гражданами.Все
отношения по приобретению гражданства
(а соответственно и регулирующие
их правовые нормы) можно разделить
на отношения по поводу приобретения
гражданства:
а) по рождению;б) в
результате приема в гражданство
Российской Федерации;
в) в результате восстановления
в гражданстве Российской Федерации;г)
по иным основаниям, предусмотренным
настоящим Федеральным законом
или международным договором
Российской Федерации.
Приобретение гражданства
по рождению (происхождению) регулируется
законодательством в
Из всех оснований
приобретения гражданства рождение
является, бесспорно, самым важным.
В любом государстве
а) оба его родителя
или единственный его родитель имеют
гражданство Российской Федерации
(независимо от места рождения ребенка);б)
один из его родителей имеет
в) один из его родителей
имеет гражданство Российской Федерации,
а другой родитель является иностранным
гражданином, при условии, что ребенок
родился на территории Российской Федерации
либо если в ином случае он станет лицом
без гражданства;г) оба его родителя
или единственный родитель, проживающие
на территории Российской Федерации, являются
иностранными гражданами или лицами
без гражданства, при условии, что
ребенок родился на территории Российской
Федерации, а государства, гражданами
которых являются его родители или
единственный родитель, не предоставляют
ему свое гражданство*(275).
Ребенок, который
находится на территории Российской
Федерации и родители которого неизвестны,
становится гражданином Российской
Федерации в случае, если родители
не объявятся в течение шести
месяцев.Одним из оснований приобретения
гражданства иностранцами и лицами
без гражданства является прием
в гражданство*(276). Так как прием
в гражданство касается лиц, не имеющих
права на гражданство данного
государства, он является не обязанностью
государства, а его правом, актом
свободного усмотрения государственной
власти, которая всегда может в
нем отказать.
Поскольку государства
не признают себя обязанными принимать
в гражданство каждого
Закон о гражданстве
Российской Федерации 2002 г. внес существенные
изменения в порядок приема в
гражданство Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 13 устанавливается
общий порядок приема в гражданство
Российской Федерации. Он предусматривает
право иностранных граждан и
лиц без гражданства, достигших 18
лет и обладающих дееспособностью,
обращаться с заявлением о приеме
в гражданство Российской Федерации.
Однако таким правом пользуются далеко
не все из указанных граждан и
лиц - оно принадлежит только тем
иностранцам и лицам без
Информация о работе Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации