Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является всесторонний анализ и исследование на основе комплексного подхода теоретических основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права, его особенностей, а также возможных путей развития.
Введение 3
1. Становление и реализация института российского гражданства в российском праве 6
1.1 Понятие гражданства и его юридическая природа 6
1.2 Основные принципы института гражданства 11
2. Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации 17
2.1 Нормативная основа гражданства в РФ 17
2.2 Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства 22
Заключение 30
Библиографический список литературы 33
В Конституции РФ
о гражданстве говорится в
гл. 1, посвященной основам
Однако это не
значит, что все связи гражданства
исчерпываются только конституционным
строем. Гражданство как институт
конституционного права тесно связано
практически со всеми другими
институтами этой отрасли права.
Вместе с тем оно в большей
мере вписывается в группу проблем,
касающихся правового статуса личности,
чем, скажем, проблем государственного
устройства страны или основ ее конституционного
строя, поскольку относится к
числу тех правовых институтов, содержание
и значение которых в обществе
всецело обусловлено
Принципы гражданства
это фундаментальные начала, которые
положены в основу правового регулирования
отношений гражданства. В законодательстве
Российской Федерации выделяются несколько
принципов российского
Защита прав и
свобод человека и гражданина находится
в совместном ведении Федерации
и ее субъектов, но регулирование
этих прав и свобод, равно как
и гражданства, состоит в исключительном
ведении Федерации. Это означает,
в частности, что прием в гражданство
РФ осуществляют федеральные органы.Исходя
из неразрывной связи суверенитета
государства и института
Гражданство в России
является равным. Это означает, что
права и обязанности гражданина
не зависят от оснований приобретения
гражданства, от времени его приобретения
других обстоятельств. Конституцией провозглашается
принцип равного гражданства
независимо от оснований его приобретения.
В законодательстве ряда зарубежных
стран наблюдается иная картина:
там введены определенные ограничения
в приобретении гражданства в
зависимости от оснований приобретения.
Россия идет по более демократическому
пути. Она не ставит различий в правах
граждан в зависимости от того,
как и когда оно было приобретено.
В каждом субъекте РФ
российский гражданин обладает одинаковыми
правами. Акты, регулирующие вопросы
гражданства, не могут ограничивать
права граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности. Натурализованные
граждане, то есть получившие гражданство
в результате приема, по заявлению,
обладают теми же правами, что и родившиеся
от граждан. В некоторых странах,
в том числе демократических, натурализованные
граждане не могут создавать политические
партии или в течение длительного времени
(обычно 10 лет) не вправе вступать в партии.
Федеративное государственное устройство
России проявляется в совмещении общефедерального
гражданства и гражданства республик
в ее составе. Республиканское гражданство
при отсутствии упоминания о нем в Конституции
Российской Федерации и в Законе о гражданстве
не имеет правовой основы и противоречит
федеральному законодательству Комментарий
к Федеральному Закону «О гражданстве
Российской Федерации» (постатейный).
Издание второе, переработанное и дополненное/
под ред. В.И. Шкатуллы. - М.: Юстицинформ,
2005.С.56-67..
Гражданство РФ экстерриториально
проживание гражданина за пределами
Российской Федерации не прекращает
его гражданства. Российский гражданин
вправе жить в том месте, которое
он избирает. Разумеется, государство
заинтересовано в том, чтобы его
граждане жили и работали на его
территории. Этот принцип вытекает
из естественного права человека
избирать место своего жительства,
свободно выезжать за пределы Российской
Федерации и беспрепятственно возвращаться,
что закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции
РФ. Отрицание такого рода свободы
при советской власти являлось грубым
нарушением прав и свобод человека.
Заключение или
расторжение брака гражданина России
с лицом, не принадлежащим к гражданству
РФ, тоже не влечет за собой изменения
гражданства. Изменение гражданства
одним из супругов не влечет за собой
изменение гражданства другого
супруга. Расторжение брака не влечет
изменения гражданства
Российское гражданство
имеет свободный характер. Гражданин
РФ вправе изменить свое гражданство,
выйдя из российского гражданства.
Право на выход связано с тем,
что гражданство - это не принадлежность
лица к государству, а двусторонняя
связь, что предполагает расторжение
его по взаимному согласию. Такое
расторжение может быть ограничено
лишь временно и только по указанным
в законе обстоятельствам (обладание
государственной тайной, нахождение
под стражей по приговору суда,
вступившему в законную силу, и
др.).Гражданство РФ неотъемлемо. Конституция
РФ и Закон о гражданстве
В основе изменения
гражданства РФ лежит волеизъявление
лица. Автоматически характер приобретения
или утраты гражданства исключается.
Вступление в брак с иностранным
гражданином или расторжение
брака, изменение гражданства
Органы государственной
власти, дипломатические
В соответствии с
Конституцией РФ (ч. 1 ст. 61) закон закрепляет
принцип, согласно которому гражданин
Российской Федерации не может быть
выслан за пределы Российской Федерации
или выдан иностранному государству.
Тем самым устанавливаются
Однако административную
ответственность (например, штраф за
нарушения правил общественного
порядка), гражданско-правовую ответственность
(например, взыскание задолженности)
гражданин может нести и за
границей.Россия поощряет приобретение
гражданства лицами без гражданства,
проживающими на территории РФ (при
этом необходимо доказать факт без
гражданства, как и иностранное
гражданство). Тем самым констатируется
приверженность Российской Федерации
международному принципу сокращения безгражданства
в отношении лиц, проживающих
на ее территории, что согласуется,
в частности, с п. "б" ст. 4 Европейской
конвенции о гражданстве. Получение
гражданства человеком без
Закон закрепляет принцип
двойного гражданства (ст. 6). В нем
говорится, что гражданин Российской
Федерации, имеющий также иное гражданство,
рассматривается Российской Федерацией
только как гражданин Российской
Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных международным
договором Российской Федерации
или федеральным законом. Приобретение
гражданином Российской Федерации
иного гражданства не влечет за собой
прекращения гражданства
Институт гражданства
выполняет следующие функции:1) устанавливает
предпосылку для обладания
2) защищает от
лица государства права
4) способствует развитию
народов, повышению качества
6) повышает сплоченность
народов, патриотизм граждан. 2. Законодательное
регулирование гражданства в
Российской Федерации
2.1 Нормативная основа
гражданства в РФ
Вопросы гражданства
относятся преимущественно к
области внутригосударственного права.
Поэтому гражданство является, прежде
всего, институтом внутреннего права
каждого государства. Вместе с тем
это и институт международного права,
поскольку вопросы гражданства
регламентируются государствами на
основе не только внутреннего, но и
международного права.
Однако гражданство
как правовое явление едино: нет
внутригосударственного понятия гражданства
в отличие от международно-правового
Гончаров, И.А. Основные этапы развития
законодательства о гражданстве
в России и зарубежных государствах
/ И.А. Гончаров // Современное право.
- 2006. - № 7.- С.3-23.. Современное российское
законодательство о гражданстве
решает ряд актуальных правовых проблем,
возникших в связи с
Нормативной основой
гражданства в Российской Федерации
является совокупность правовых актов,
в числе которых имеются и
международно-правовые соглашения по
вопросам гражданства:1. Всеобщая декларация
прав человека (принята на третьей
сессии Генеральной Ассамблеи ООН
Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.),
согласно которой каждый человек
имеет право на гражданство. Никто не может
быть произвольно лишен своего гражданства
или права изменить свое гражданство.
2. Конвенция о
сокращении безгражданства, принятая
30 августа 1961 г. конференцией полномочных
представителей, созванной в соответствии
с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи
ООН от 4 декабря 1954 г., установила,
что договаривающееся
Информация о работе Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации