Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонний анализ и исследование на основе комплексного подхода теоретических основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права, его особенностей, а также возможных путей развития.

Содержание

Введение 3
1. Становление и реализация института российского гражданства в российском праве 6
1.1 Понятие гражданства и его юридическая природа 6
1.2 Основные принципы института гражданства 11
2. Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации 17
2.1 Нормативная основа гражданства в РФ 17
2.2 Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства 22
Заключение 30
Библиографический список литературы 33

Работа содержит 1 файл

реф2.docx

— 41.49 Кб (Скачать)

В Конституции РФ о гражданстве говорится в  гл. 1, посвященной основам конституционного строя. Цель этого - подчеркнуть единство гражданства в Российской Федерации, невозможность лишения гражданства  или права изменить его, объявить гражданство равным независимо от оснований  приобретения. Иными словами, подчеркиваются черты российского гражданства, характеризующие конституционный  строй Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М.: Издательство БЕК, 2006. С.23.. 

Однако это не значит, что все связи гражданства  исчерпываются только конституционным  строем. Гражданство как институт конституционного права тесно связано  практически со всеми другими  институтами этой отрасли права. Вместе с тем оно в большей  мере вписывается в группу проблем, касающихся правового статуса личности, чем, скажем, проблем государственного устройства страны или основ ее конституционного строя, поскольку относится к  числу тех правовых институтов, содержание и значение которых в обществе всецело обусловлено взаимоотношением как отдельной личности, так и  народа в целом с государственной  властью.Конституция Российской Федерации, определяя в ст. 6 основные принципы российского гражданства, не раскрывает содержание данного термина. Это  вполне объяснимо - назначение Конституции  в определении основных принципов  общественного и государственного устройства, а дальнейшая юридическая  регламентация правоотношений должна осуществляться отраслевыми нормативными актами. 

Принципы гражданства  это фундаментальные начала, которые  положены в основу правового регулирования  отношений гражданства. В законодательстве Российской Федерации выделяются несколько  принципов российского гражданства. Гражданство РФ является единым. Единое российское гражданство может быть не единственным (например, для лиц  с двойным гражданством). Основой  единства российского гражданства  является закрепленное в Конституции  РФ равноправие субъектов Федерации  Кутафин, О.Е. Российское гражданство. / О.Е. Кутафин - М.: Юрайт, 2005. С.103-107.. 

Защита прав и  свобод человека и гражданина находится  в совместном ведении Федерации  и ее субъектов, но регулирование  этих прав и свобод, равно как  и гражданства, состоит в исключительном ведении Федерации. Это означает, в частности, что прием в гражданство  РФ осуществляют федеральные органы.Исходя из неразрывной связи суверенитета государства и института гражданства, Российская Федерация характеризуется  единым гражданством на всей своей  территории, а обладание им для  лиц, проживающих на ее территории, является гарантией распространения  на них в полном объеме всего комплекса  прав, свобод и обязанностей, предусмотренных  законодательством. 

Гражданство в России является равным. Это означает, что  права и обязанности гражданина не зависят от оснований приобретения гражданства, от времени его приобретения других обстоятельств. Конституцией провозглашается  принцип равного гражданства  независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения  в приобретении гражданства в  зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено. 

В каждом субъекте РФ российский гражданин обладает одинаковыми  правами. Акты, регулирующие вопросы  гражданства, не могут ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности. Натурализованные граждане, то есть получившие гражданство  в результате приема, по заявлению, обладают теми же правами, что и родившиеся от граждан. В некоторых странах, в том числе демократических, натурализованные граждане не могут создавать политические партии или в течение длительного времени (обычно 10 лет) не вправе вступать в партии. Федеративное государственное устройство России проявляется в совмещении общефедерального гражданства и гражданства республик в ее составе. Республиканское гражданство при отсутствии упоминания о нем в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве не имеет правовой основы и противоречит федеральному законодательству Комментарий к Федеральному Закону «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный). Издание второе, переработанное и дополненное/ под ред. В.И. Шкатуллы. - М.: Юстицинформ, 2005.С.56-67.. 

Гражданство РФ экстерриториально  проживание гражданина за пределами  Российской Федерации не прекращает его гражданства. Российский гражданин  вправе жить в том месте, которое  он избирает. Разумеется, государство  заинтересовано в том, чтобы его  граждане жили и работали на его  территории. Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции  РФ. Отрицание такого рода свободы  при советской власти являлось грубым нарушением прав и свобод человека. 

Заключение или  расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству  РФ, тоже не влечет за собой изменения  гражданства. Изменение гражданства  одним из супругов не влечет за собой  изменение гражданства другого  супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Таким образом, ни само по себе проживание за пределами Российской Федерации, ни его длительность не могут  быть основанием для прекращения  гражданства Российской Федерации. Таким основанием может быть лишь волеизъявление самого гражданина. 

Российское гражданство  имеет свободный характер. Гражданин  РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство - это не принадлежность лица к государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение  его по взаимному согласию. Такое  расторжение может быть ограничено лишь временно и только по указанным  в законе обстоятельствам (обладание  государственной тайной, нахождение под стражей по приговору суда, вступившему в законную силу, и  др.).Гражданство РФ неотъемлемо. Конституция  РФ и Закон о гражданстве запрещают  лишать гражданина РФ гражданства РФ. Этот запрет имеет абсолютный характер, он относится и к лицам, осужденным за некоторые государственные преступления. 

В основе изменения  гражданства РФ лежит волеизъявление лица. Автоматически характер приобретения или утраты гражданства исключается. Вступление в брак с иностранным  гражданином или расторжение  брака, изменение гражданства родителями детей, возраст которых позволяет  им разумно оценивать происходящее (с 14 лет), не влечет за собой обязательного  предоставления или утраты гражданства  РФ. Лишь родившийся от гражданина РФ ребенок  автоматически приобретает гражданство  РФ, а малолетние дети (до 14 лет) при  изменении гражданства родителей  автоматически следует за ними.Российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и представительство государства на его территории и за ее пределами, а с другой - обязанности гражданина по отношению к государству.  

Органы государственной  власти, дипломатические представительства, консульские учреждения, должностные  лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться правами, установленными Конституцией, законами, международным правом, законами государств, где проживают или  пребывают граждане РФ, а также  возможность защищать эти права  и охраняемые законом интересы. Гражданам  могут предоставляться более  благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы, которых не имеют иностранцы лица без гражданства. Защиту гражданина осуществляет мощный государственный  аппарат, а за пределами страны - дипломатические представительства  и консульские учреждения. Государственные  органы обязаны принимать меры по восстановлению нарушенных прав гражданина. В свою очередь, граждане должны выполнять  свои конституционные и иные обязанности  перед государством.  

В соответствии с  Конституцией РФ (ч. 1 ст. 61) закон закрепляет принцип, согласно которому гражданин  Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации  или выдан иностранному государству. Тем самым устанавливаются важные гарантии защиты интересов российских граждан.Однако отказ от выдачи гражданина Российской Федерации не означает, разумеется, освобождения его от ответственности, если он совершил за границей преступление, предусмотренное российским законодательством. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей  страны, он подлежит уголовной ответственность  по ее законам (если деяния, совершенные  за границей, в России также считаются  преступлениями).  

Однако административную ответственность (например, штраф за нарушения правил общественного  порядка), гражданско-правовую ответственность (например, взыскание задолженности) гражданин может нести и за границей.Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (при  этом необходимо доказать факт без  гражданства, как и иностранное  гражданство). Тем самым констатируется приверженность Российской Федерации  международному принципу сокращения безгражданства в отношении лиц, проживающих  на ее территории, что согласуется, в частности, с п. "б" ст. 4 Европейской  конвенции о гражданстве. Получение  гражданства человеком без гражданства  лучше обеспечивает защиту его прав. 

Закон закрепляет принцип  двойного гражданства (ст. 6). В нем  говорится, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным  договором Российской Федерации  или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации  иного гражданства не влечет за собой  прекращения гражданства Российской Федерации.Таким образом, институт гражданства выполняет двоякую  социально-юридическую функцию. С  одной стороны, гражданство выступает  как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства. 

Институт гражданства  выполняет следующие функции:1) устанавливает  предпосылку для обладания правами, обязанностями и ответственностью, закрепленными конституцией; 

2) защищает от  лица государства права граждан;3) защищает интересы государства; 

4) способствует развитию  народов, повышению качества народа;5) защищает интересы нации; 

6) повышает сплоченность  народов, патриотизм граждан. 2. Законодательное  регулирование гражданства в  Российской Федерации 
 

2.1 Нормативная основа  гражданства в РФ 

Вопросы гражданства  относятся преимущественно к  области внутригосударственного права. Поэтому гражданство является, прежде всего, институтом внутреннего права  каждого государства. Вместе с тем  это и институт международного права, поскольку вопросы гражданства  регламентируются государствами на основе не только внутреннего, но и  международного права. 

Однако гражданство  как правовое явление едино: нет  внутригосударственного понятия гражданства  в отличие от международно-правового  Гончаров, И.А. Основные этапы развития законодательства о гражданстве  в России и зарубежных государствах / И.А. Гончаров // Современное право. - 2006. - № 7.- С.3-23.. Современное российское законодательство о гражданстве  решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием  политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной  и общественной жизни, а также  преодолением во многом искусственной  самоизоляции страны и развитием  отношений с другими странами и народами. 

Нормативной основой  гражданства в Российской Федерации  является совокупность правовых актов, в числе которых имеются и  международно-правовые соглашения по вопросам гражданства:1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи ООН  Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), согласно которой каждый человек  имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. 

2. Конвенция о  сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961 г. конференцией полномочных  представителей, созванной в соответствии  с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи  ООН от 4 декабря 1954 г., установила, что договаривающееся государство  предоставляет свое гражданство  лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы  гражданства.3. Международный пакт  о гражданских и политических  правах, принятый Генеральной Ассамблеей  ООН 16 декабря 1966 г., где устанавливается,  что каждому, кто законно находится  на территории какого-либо государства,  принадлежит в пределах этой  территории право на свободное  передвижение и свобода выбора  местожительства. Каждый человек  имеет право покидать любую  страну, включая свою собственную.  Никто не может быть произвольно  лишен права на въезд в свою  собственную страну. Эти права  не могут быть объектом никаких  ограничений, кроме тех, которые  предусмотрены законом, необходимых  для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья  или нравственности населения  или других прав и свобод  и совместимы с признаваемыми  в Пакте другими правами. 

Информация о работе Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации