Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонний анализ и исследование на основе комплексного подхода теоретических основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права, его особенностей, а также возможных путей развития.

Содержание

Введение 3
1. Становление и реализация института российского гражданства в российском праве 6
1.1 Понятие гражданства и его юридическая природа 6
1.2 Основные принципы института гражданства 11
2. Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации 17
2.1 Нормативная основа гражданства в РФ 17
2.2 Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства 22
Заключение 30
Библиографический список литературы 33

Работа содержит 1 файл

реф2.docx

— 41.49 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Становление и  реализация института российского  гражданства в российском праве  6

1.1 Понятие гражданства  и его юридическая природа  6

1.2 Основные принципы  института гражданства 11

2. Законодательное  регулирование гражданства в  Российской Федерации 17

2.1 Нормативная основа  гражданства в РФ 17

2.2 Правовое регулирование  признания и приобретения российского  гражданства 22

Заключение 30

Библиографический список литературы 33

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что  изучение вопросов гражданства одновременно связано с правами и свободами  человека и гражданина, а также  с суверенитетом государства. Провозглашение Конституцией Российской Федерации  как демократического правового  государства требует углубленной  разработки вопроса о взаимоотношениях личности и государства. Одним из основополагающих критериев оценки демократичности и соответствия международному праву национального  законодательства могут служить  учет и практика реализации положений  ст. 15 Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. («Каждый человек  имеет право на гражданство; никто  не может быть произвольно лишён  своего гражданства или права  изменить свое гражданство»).

В Российской Федерации  основополагающие принципы института  гражданства отнесены к основам  конституционного строя (ст. 6 Конституции  Российской Федерации).

Гражданство - не только правовая, но и политико-правовая связь  лица с государством. Это обусловлено  высоким политическим потенциалом  гражданства, выражающимся в том, что  только граждане обладают возможностью принимать участие в осуществлении  политической власти и только на граждан  распространяется в полном объёме политическая власть государства.

Гражданство - особое политико-правовое состояние человека, представляющее собой общую, непрерывную  и устойчивую связь его с государством, вследствие чего лицо получает возможность  пользоваться всеми установленными законом правами и свободами, а также несёт определённые обязанности.

Многогранность юридической  природы гражданства проявляется  в том, что оно выступает и  как самостоятельный межотраслевой  комплексный институт права, и как  субъективное право по поводу гражданства, и как особого рода длящееся правоотношение, существующее в общей, и конкретной формах, и как правовое состояние, составляющее часть правового положения (правового статуса) гражданина. Динамичность института гражданства, его многогранность и наличие проблем, связанных  с его развитием, свидетельствуют  об актуальности и важности дальнейшего  исследования данной темы.

Институт гражданства  в Российской Федерации совмещает  институт общефедерального гражданства  и гражданства республик в  её составе. Двухуровневое гражданство  предопределено историческими условиями, тем не менее, в правовом отношении  существование гражданства республики без федерального гражданства невозможно.

Исследованию института  гражданства посвящена обширная отечественная и зарубежная научная  литература. Вопросы гражданства  затрагиваются в трудах таких  современных ученых-юристов, как  М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводин, Е.И. Козлова, С.А. Комаров, Е.А. Лукашёва, Г.В. Мальцев, Н.А. Михалева, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, Б.С. Эбзеев, В.Е. Чиркин.

Целью курсовой работы является всесторонний анализ и исследование на основе комплексного подхода теоретических  основ института гражданства, роли и места института гражданства  в системе российского права, его особенностей, а также возможных  путей развития.

Для достижения указанной  цели в курсовой работе ставятся и  решаются следующие задачи:

1. Дать определение  понятию гражданства.

2. Охарактеризовать  основные принципы института  гражданства.

3. Проанализировать  нормативную основу гражданства  в РФ.

4. Рассмотреть правовое  регулирование признания и приобретения  российского гражданства.

Объектом исследования являются отношения в сфере гражданства, конституционно-правовые нормы, а также  институты других отраслей права, регламентирующие данную область общественных отношений.

Предметом исследования является конституционно-правовой аспект института гражданства, конституционная  и отраслевая законодательная база, регламентирующая отношения гражданства. 

1. Становление и  реализация института российского  гражданства в росийском праве1.1 Понятие гражданства и его  юридическая природа 

Определение понятия  гражданства, а также его содержания и основных особенностей носит дискуссионный  характер. Множественность определений  понятия гражданства помимо различных  подходов к его изучению объясняется  также и непрерывно происходящими  в его содержании изменениями. Содержание гражданства связано с конкретными  историческими условиями развития государства и находится под  влиянием происходящих в нем процессов. Отмеченное дает основания для разногласий  среди ученых по поводу того, существует ли общее определение понятия  гражданства независимо от социально-политического  различия государств. 

В правовой науке  существуют следующие основные подходы  к определению понятия гражданства, являющиеся наиболее проверенными и  обоснованными: 1) гражданство определяется как принадлежность лица к государству;  

2) гражданство рассматривается  в виде правовой или политико-правовой  связи лица с государством; 3) третье  направление объединяет предыдущие, то есть гражданство трактуется  как юридическая связь лица  с государством с признаком  принадлежности лица к государству;  

4) гражданство определяется  как состояние лица в государстве.  Гражданство также зачастую определяется  как членство лица в государстве,  либо в качестве союза лица  с государством, как статус лица, как правоотношение между лицом  и государством и т.д.  

Например, С.А. Комаров  под гражданством как членством  в государстве понимает союз личностей, находящихся в устойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством.Сравнивая  законы о гражданстве стран СНГ, следует отметить, что единая легальная  формулировка понятия гражданства  в них также отсутствует Комментарий  законодательства государств-участников СНГ о гражданстве. - М., 1995.. 

В рекомендательном законодательном акте «О согласованных  принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества  Независимых Государств 29 декабря 1992 г. в ст. 1 также содержится определение  понятия гражданства: «Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство - неотъемлемый атрибут  государственного суверенитета».В  пользу определения понятия гражданства  как связи лица с государством указывается, что о гражданстве, как о принадлежности лица к государству  некорректно говорить в современную  эпоху, поскольку такого рода понимание  соответствовало концепции прав человека, базировавшейся на признании  приоритета государства в его  отношениях с личностью. 

С признанием приоритета за правами человека, утверждением концепции взаимной ответственности  государства и личности, изменяется и понимание гражданства, проявлением  чего применительно к его понятию  является характеристика его не как  «принадлежности», а как связи  человека с государством. Смысл этой замены состоит в том, чтобы отразить в отношениях человека с государством как прямые, так и обратные связи, то есть их взаимосвязь в правах, обязанностях и ответственности.В  литературе, касающейся гражданства, распространено утверждение о том, что гражданство  отражает юридическую, а не фактическую  связь лица с государством. Однако не следует игнорировать фактические  или социальные связи гражданства, лежащие в его основе. Гражданство  отражает как юридическую, так и  фактическую (социальную) связь лица с государством. В любом государстве  основная часть граждан государства, соответствует как правовым, так  и социальным критериями гражданства. 

Соотношение юридической  и социальной связи лица с государством необходимо конкретизировать, поскольку  возможно их несовпадение.

У основной массы  населения государства социальный характер связи с государством выражается в ее юридическом оформлении. Однако возможны случаи, когда гражданин  теряет социальную связь с тем  государством и обществом, чьим членом он являлся, но тем не менее, продолжает сохранять юридически оформленное  гражданство. Возможно предоставление гражданства лицу с последующим  расчетом на то, что лицо дополнит правовую связь с государством связью фактической.  

И наоборот, нередки  случаи, когда лицо, прибыв в иностранное  для него государство, интегрируется  в общество, становится полноценным  его членом, но, не имея правового  оформления своей связи с государством, тем не менее, не может считаться  его гражданином. Большинство граждан  любого государства являются его  полными членами и в правовом и в социальном значении, гражданами в каждом аспекте повседневной жизни  государства. Фактическая связь  граждан с государством выражается, прежде всего, в том, что большинство  населения государства в нормальных условиях живет на его территории. 

Устанавливаемая государством правовая связь с иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на его территории, прекращается, как  только они покидают пределы государства. Социальная связь между гражданами, государством и обществом сохраняется  и на территории иностранного государства, то есть носит универсальный и  глобальный характер Баглай, М.В. Конституционное  право Российской Федерации: учеб. для  вузов.- 6-е изд. изм. и доп./ М.В. Баглай - М.: Норма, 2007.С.154 -156.. Гражданство обладает такими признаками, как наиболее общий  характер, непрерывность и устойчивость во времени и в пространстве. Наиболее общий характер выражается в том, что гражданство само по себе не определяет конкретный вид и меру поведения субъектов правовой связи - гражданина и государства, а служит основанием для предоставления прав, свобод и возложения обязанностей. Устойчивость в пространстве заключается  в том, что гражданство не замыкается пространственными пределами государства, а сохраняется независимо от того, находится гражданин на территории своего государства, либо за его пределами. 

Устойчивость во времени состоит в том, что  гражданство сохраняется, как правило, на протяжении всей жизни человека с момента его рождения либо приобретения и до его утраты, наступающей в  большинстве случаев в результате смерти гражданина. Устойчивый характер гражданства проявляется и в  установлении особого порядка прекращения  гражданства, не допускающего расторжения  гражданства в одностороннем  порядке. Непрерывность и устойчивость во времени и в пространстве, конкретизирующие связь гражданства, не изменяют ее общего характера, определяемого предельно  широким пониманием таких категорий  как «связь», «взаимодействие», «отношение». 

Гражданство по своей  природе представляет не только правовое явление, но и включает в себя социальные, политические, нравственные и психологические  аспекты.Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, обладают практически одинаковыми правами  и свободами за одним исключением - иностранные граждане и лица без  гражданства не могут пользоваться рядом прав и свобод, преимущественно из категории политических, которые определяются наличием политико-правовой связи лица и данного государства. 

Суверенитет государства, в соответствии с принципом верховенства государственной власти на всей территории страны, распространяется на все население, проживающее на данной территории. Данное распространение подразумевает  наделение всех лиц, находящихся  на территории государства комплексом прав и обязанностей, предусмотренных  законодательством данного государства. При этом, признание лица гражданином  означает автоматическое распространение  на него законов государства в  полной мере. Юридическим следствием отсутствия гражданства является невозможность  обладания лицом рядом прав и  свобод, характерных для граждан  государства. Таким образом, важнейшим  признаком гражданства является распространение на граждан суверенной власти государства.  

Главнейшим отраслевым нормативным актом, регламентирующим отношения гражданства, является Закон  РФ «О гражданстве Российской Федерации», принятый 31 мая 2002 г. Понятие гражданства  сформулировано в статье 3 Закона РФ "О гражданстве РФ". Оно определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и  обязанностей. Впервые определение  термина «гражданство» закреплено именно действующим законом.Таким  образом, определение гражданства  именно как двусторонней связи лица и государства получило законодательное  закрепление. Эта связь длится в  течение всей жизни человека. Она  возникает в момент рождения или  приобретения гражданства РФ и прекращается со смертью или утратой гражданства. Отношения гражданства не могут  прекращаться в одностороннем порядке, то есть по инициативе гражданина, но без  участия государства, и наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина. 

Гражданство является предпосылкой обладания всем комплексом конституционных прав, свобод и обязанностей лица. Так, исключительно российские граждане могут быть депутатами, судьями, прокурорами, следователями, военнослужащими. Только гражданин Российской Федерации  может быть избран Президентом страны, занимать должности на государственной  службе, иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. 1.2 Основные принципы института гражданства 

Информация о работе Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации