Возникновение и эволюция института президенства в России курсовая

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:01, реферат

Описание работы

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 61.47 Кб (Скачать)

    В сфере регулирования правового  статуса личности Президент наделен  следующими полномочиями (ст. 89 Конституции):

    принимает лиц в гражданство РФ, разрешает  выход из гражданства;

    предоставляет политическое убежище;

    награждает  государственными наградами РФ;

    присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и  высшие специальные звания;

    осуществляет  помилование.

    Президент оформляет свои решения, издавая  правовые акты. Акты Президента не подлежат утверждению законодательным органом, за исключением указов о введении военного и чрезвычайного положения. Они представляют собой разновидность  подзаконных актов и не должны противоречить Конституции и  Федеральным законам, но в иерархии подзаконных актов указы Президента стоят выше, чем постановления  и распоряжения Правительства и  обладают большей юридической силой.

    Ст. 90 Конституции предусматривает две  разновидности актов Президента: указы и распоряжения. Указы являются нормативными документами и содержат общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и  рассчитанные на многократное применение. Они являются основной формой реализации прерогатив Президента по управлению государством. Распоряжения отличаются тем, что не содержат нормативных  предписаний и в идеале должны регулировать только оперативные и организационные вопросы. На практике такое разделение удается проследить не всегда.51

    Можно выделить несколько разновидностей президентских указов:

    а). указы исполнительного характера, определяющие порядок реализации Федеральных  законов на практике;

    б). директивные указы, содержащие поручения  Правительству и другим исполнительным органам;

    в). программно-политические, в которых  Президент определяет основные направления  внутренней и внешней политики. По содержанию такие указы могут  представлять собой президентские  программы, концепции, доктрины. Как  правило, они отличаются тем, что  в них отсутствуют нормативные  положения и преобладают программно-политические установки.

    г). нормативные указы, содержащие новые  юридические нормы. При этом обязательно  должно соблюдаться условие непротиворечия их законам.

    д). Значительная часть указов являются индивидуальными и относятся  к узкому кругу лиц. Такими указами  Президент назначает на должности  и освобождает от должностей, производит награждение, принимает верительные  и отзывные грамоты, осуществляет помилование. 52

    На  самом деле, лишь немногие указы  полностью подходят под один из пунктов  классификации, большинство носят  комплексный характер и содержат положения разного рода.

    Указы издаются с целью заполнения правовых пробелов и обеспечения непрерывности  процесса правового регулирования  общественных отношений в переходный период. Так как Конституция четко  не определяет перечень вопросов, подлежащих регулированию только законом, это  дает возможность Президенту “подменять”  законодательный орган и быстро проводить в жизнь свои единоличные решения.53 Расширение сферы регулирования так называемого “указного права” не способствует укреплению законности, росту авторитета законодательной власти и стабилизации отношений конституционных институтов. Поэтому разногласия между Президентом и парламентом должны решаться не за счет опережающего издания указов, а путем нахождения компромисса.

    В повседневной жизни нормативное  регулирование некоторых сфер указами  Президента является неизбежным, т. к. процесс законотворчества занимает подчас длительный промежуток времени (до нескольких лет) и не может вовремя  удовлетворить стремительно растущие потребности общества в сфере  экономического и социального развития.54 С принятием Федеральных законов границы нормотворчества Президента постепенно сужаются, и его указы утрачивают юридическую силу.

    При Президенте РФ существует Администрация  Президента – орган, созданный специально для организационного обеспечения  его деятельности и контроля за исполнением  принятых им решений. Первоначально  Администрация была создана как  рабочий аппарат Президента, но в  настоящее время она уже считается  государственным органом. Она включает множество подразделений, выполняющих  контрольные, консультационные, координационные, аналитические, экспертные и другие функции.

 

     Заключение 

    Институт  президентства существует в России еще очень недолго, но с момента  его создания вызывает непрерывные  дискуссии. Нужен ли России этот институт? И если нужен, то в каком виде? В обществе еще нет однозначного его понимания. Российский институт президентства в его современном  виде имеет как сторонников, так  и противников.

    Сторонники  данного института убеждены в  необходимости сильной централизованной власти в стране в период реформ. “Президентский вариант” разделения властей в государстве считается  оптимальным вариантом для стран  с переходной экономикой.55 Сильная власть, сосредоточенная в одних руках, позволяет эффективно управлять и предупреждать возникновение политических конфликтов. Она необходима для обеспечения единства государственной власти. Недостатки существующей формы правления объясняются тем, что президентской власти приходится действовать в сложных условиях, на неблагоприятном социальном фоне.

    В то же время, среди исследователей в  области права, как и среди  политических деятелей, есть много  противников института президентства  в современном его виде. Основной недостаток Конституции 1993 года многие видят в том, что она была ориентирована  на конкретные обстоятельства, сложившиеся  в связи с политическим конфликтом в государстве и принята в  результате силового разрешения этого  конфликта. Кроме того, по их мнению, Конституция была смоделирована  под конкретного политического  лидера. Следствием всего этого явилось  формирование государственной системы, где Президент обладает чрезмерно  сильной властью, позволяющей ему  проводить радикальные реформы, а парламент ослаблен, и поэтому  принцип разделения властей не реализован. 56 Установленная Конституцией конструкция власти служит источником нестабильности политического режима, т. к. система сдержек и противовесов не эффективна. Объединение многих властных полномочий в одном институте порождает коллизии и напряженность во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти.57

    Таким образом, Конституцию обвиняют в  нарушении принципа разделения властей. Многие правоведы считают, что в  настоящий момент баланс властей  в России смещен в пользу исполнительной, а точнее – президентской власти.58 Некоторые авторы даже называют Россию “суперпрезидентской” республикой, т. к. Президент обладает совокупностью полномочий , характерных как для главы государства в президентской, так и для главы государства в парламентской республике. Так, Президент в России избирается народом, имеет значительную власть в отношении Правительства, назначает министров и принимает решение об их отставке без участия парламента. Правительство несет ответственность только перед ним, но не перед парламентом. Хотя формально Президент и не назван главой исполнительной власти, но фактически им является, в его руках сосредоточены основные управленческие полномочия.59 Он также оказывает влияние и на законодательную деятельность Федерального Собрания.

    В то же время, Президент не несет ответственности  за деятельность исполнительной власти и обладает правом роспуска одной  из палат парламента. Сложный порядок  внесения поправок в Конституции  и практически неосуществимая процедура  отрешения от должности делают власть Президента незыблемой и по существу неограниченной.60 Институт президентства становится опасным для государства и общества. Президент не подотчетен ни органам власти, ни народу. Вопрос о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на референдум. Поэтому многие видят идеал развития Российской Федерации в парламентской республике и даже предлагают упразднить пост Президента.61

    В любом случае, несомненно, Президент  является очень влиятельной фигурой  в политической жизни страны, выступая как своеобразный символ государства  и играя решающую роль в определении  политики государства.

    В целом, институт президентства в  России имеет много общего с соответствующими конституционными институтами демократических  стран. В то же время, есть ряд особенностей, не имеющих аналогов в зарубежных конституциях и не исключающих возможности  узурпации власти. Но опасность злоупотребления  ими может быть нейтрализована действием  других либеральных норм Конституции.62

    Для предотвращения возможности узурпации  власти необходимо более четкое правовое определение института президентства. Изменение правового регулирования  этого института должно идти в  направлении конкретизации его  полномочий и разграничения компетенции высших органов государственной власти. Еще не существует закона о Президенте, и Конституция даже не указывает на необходимость принятия такого закона.

    Институт  президентства в Росси еще  не является устоявшейся совокупностью  конституционных норм. С момента  его создания он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые  черты.

 

    Список  использованных источников и литературы 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 80 с.
  2. Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации” от 17 мая 1995 г.//СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924.
  3. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” от 6 декабря 1994 г.//СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406.
 
  1. Авакьян С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие  юридического решения // Законодательство. – 1999. - № 3. – С. 87-97.
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.- С. 388-422.
  3. Варламова Н. Пять лет шестой Конституции России: проблемы реализации // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1998. - № 2. – С. 95-102.
  4. Виноградов В., Плешанова О. Две трети парламентаризма или парламентаризм двух третей // Юрист. – 19995. - № 5/6. – С. 33-34.
  5. Илюхин В. Нужен ли России институт президентства? // Российская Федерация сегодня. – 1998. - № 22. – С. 14-15.
  6. Исполнительная власть в Российской Федерации (научно-практическое пособие) / Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 269 с.
  7. Козлова Е. Как избирают Президента // Человек и закон. - 1996. - № 5. – С. 52-59.
  8. Козлова Е. Как избирают Президента // Человек и закон. – 1996. - № 6. – С. 48-55.
  9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. – М.: Фонд “Правовая культура”, 1996. – С. 362-396.
  10. Крылов Б. С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал Российского права. - 1998. - № 6. – С. 3-9.
  11. Мушинский В. Президент: власть по праву мандата // Российская Федерация. – 1993. - № 2. – С. 49-50.
  12. Немова С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. – 1998. - № 4. - С. 51-54.
  13. Нестеров Ю., Вишневский Б. Конституционная реформа: дальше откладывать нельзя // Российская Федерация сегодня. – 1999. - № 20. – С. 41-44.
  14. Окуньков Л. А. Вето Президента // Журнал Российского права. – 1998. - № 2. – С. 11-28.
  15. Окуньков Л.А. Конституционное развитие института президентства в государствах – участниках СНГ // Журнал Российского права. – 1997. - № 10. – С. 3-15.
  16. Окуньков Л. А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал Российского права. – 1998. - № 9. – С. 77-88.
  17. Окуньков Л. А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал Российского права. – 1997. - № 2. – С. 14-23.
  18. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – 240 с.
  19. Президент – Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 1997. – 60 с.
  20. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит., 1994. – 176 с.
  21. Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 15-23.
  22. Шевченко Н. Д. Еще раз о неподписании Президентом РФ принятых законов // Журнал Российского права. – 1998. - № 10/11. – С. 127-131.
  23. Экимов А. И., Гончаров В.Д. Рецензия на книгу Б. П. Елисеева “система органов государственной власти в современной России” // Законодательство и экономика. – 1997. - № 23-24. – С. 66-67.

Информация о работе Возникновение и эволюция института президенства в России курсовая